СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие звукопроизношения в онтогенезе"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье освещены этапы развития звукопроизношения в онтогенезе, описаны особенности развития звуковой стороны речи в дошкольном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие звукопроизношения в онтогенезе"»

    1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Речь, в том числе и ее звуковая сторона, не является врожденной способностью, а разви­вается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ре­бенка и служит показателем его общего развития. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети в определенный период произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Знание закономерностей развития фонетической стороны речи детей необходимо, чтобы вовремя и правильно диагностировать на­рушения звукопроизношения и строить всю коррекционно-воспитатель­ную работу по преодолению речевой патологии.

Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.

М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное звукопроизношение каждого звука.

Исследователи выделяют разное количество этапов станов­ления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы. В большинстве работ выделяются три таких этапа:

1) доречевой, разделяемый на период гуления и лепета (2-6 месяцев и 5-11 месяцев);

2) этап первичного освоения языка (0,11 - конец 2-го года);

3) этап усвоения грамматики.

Как отмечает Е.Ф. Архипова, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.

По мнению О.Н. Усановой, в это время ребенок произносит определенные звуки с некоторыми признаками нормативов, но они ни в коей мере не являются средством общения. Во-первых, эти звуки лишены какой-либо корреляции (в терминах Р. Якобсона), они не находятся друг с другом ни в отношениях контраста, ни в отношениях оппозиции. Во-вторых, они не имеют точной локализации, отличаются неопределенностью в артикуляции; в-третьих, не соответствуют звуковому составу какого-либо определенного языка.

Важнейший скачок в развитии происходит между 4-мя и 5-ю месяцами. В это время у звуков появляется признак локализованности, начитается структурация слога, и поток речи распадается на слоговые кванты. Это означает, что у ребенка сформировывается физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам.

Около 0,6 речевые проявления ребенка, согласно исследованиям А.А. Леонтьева, включают два новых качества:

1. Появляется эквивалент слова, приобретающий некоторую артикуляционную стабильность.

2. Появляется объективная предметная отнесенность речевых проявлений ребенка.

А.Н. Гвоздёв, изучавший развитие артикуляций в речи ребёнка отмечает, что в это время круг их не расширяется. В исследованиях Н.X. Швачкина указывается, что словарь ребенка в это время отличается так называемым «полисемантизмом», когда одним и тем же словом ребенок называет несколько предметов (или действий, качеств).

Семантическую нагрузку в этот период получают интонация, ритм, а затем и общий звуковой рисунок слова. Они непосредственно выражают чувства ребенка. Семантической диффузности в этот период соответствует фонетическая диффузность. Произносимое ребенком звукосочетание вызывает такой же нерасчлененный, диффузный комплекс звукоассоциаций. Это период фонематической речи, когда звук еще не используется ребенком как смыслоразличитель.

С 0,11 начинается этап первичного освоения языка, продолжающийся до конца 2-го года. Знаменуется он резким увеличением количества слов активного словаря. Ребенок переходит к словесносемантическому строю.

Роль звука в речи в этот период трактуется по-разному. Так, одни авторы (Н.X. Швачкин, Р. Якобсон) поддерживают идею «фонематической значимости» звуков в этот период. (Н.X. Швачкин даже называет этот период периодом фонемной речи). Другие авторы, описывая этот период, высказывают иное мнение. Так, А.А. Леонтьев говорит об отсутствии функциональной значимости звука как такового в речи ребенка в этот период. В частности, он пишет, что «период от 0,11 до 1,3 и частично далее можно охарактеризовать как период синтагматической фонетики, на фоне которой и происходит бурный рост активного словаря».

Этот период А.А. Леонтьев характеризует следующими особенностями:

1) значимость акцептной модели при усвоении новых слов;

2) стремление воспроизвести общий звуковой облик слова, зачастую в ущерб роли в нем отдельных звуков;

3) тенденция к унификации звукового облика слова, которая наиболее заметно проявляется в уподоблении всех согласных по месту образования;

4) артикуляционный состав слова определяется главным образом факторами генетическими или синхронно-физиологическими, но никогда - функциональными;

5) произвольность фонетической стороны речи, распространяющаяся только на звуковой облик слова в целом (И.А. Сикорский разделил развитие речи на 2 этапа: 1-й - подражательной и 2-й - преднамеренной речи);

6) звуки, произносимые ребенком, приобретают релевантность, т.е. состав артикуляций более или менее близок составу артикуляций соответствующего языка за вычетом некоторых «трудных» звуковых типов.

Исследованиями А.А. Леонтьева установлено, что к 1,3 наблюдается замедление роста словаря. Между 1,3 и 1,6 рост его крайне незначителен, зато происходит бурный процесс в фонетической области. Этот период А.А. Леонтьев характеризует как «переход от синтагматической к парадигматической фонетике». Основные черты этого периода, согласно концепции А.А. Леонтьева, следующие:

1) псевдофонология (т. е. ряд слов может отличаться только в одной фонеме, что приводит к необходимости полного уподобления звуков по месту их образования);

2) усвоение новых слов происходит путем их уподобления готовой фонетической модели.

Анализируя процесс развития детской речи, А.А. Леонтьев приходит к выводу, что почти до конца 2-го года жизни ребенка в его речи звук как таковой не имеет функциональной значимости (не выступает как строевая единица). Это явление не случайно, и, как показывает ряд физиологических и психологических данных (исследования Л.А. Чистович и других), такое положение отражает внутреннюю структуру речевого процесса.

Все исследователи детской речи, изучая роль звука на этапе первичного освоения языка, постоянно обращают внимание на изменение объема словаря в речи детей. Они отмечают, что фонетический строй речи и словарь в процессе общего развития речи у детей усваиваются ими не параллельно, а последовательными скачками. Каждый скачок характеризуется приобретением какого-то нового качества в развитии. «Скачкообразность» в развитии словаря и его звукового оформления в детской речи отмечают такие исследователи, как Л.С. Выготский, Н.X. Швачкин, Н.И. Красногорский, А.А. Леонтьев и др. На основании наблюдений исследователи делают вывод, что освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за развитием слова как семантической единицы.

Дальнейшее изучение речи ребенка на этапе усвоения грамматики подтверждает и дополняет этот вывод новыми фактами. Так, Р.Е. Левиной проводится мысль о том, что, работа, проделываемая ребенком в связи с начатками различения грамматических значений, способствует в этом периоде более расчлененному восприятию звукового состава слова. В структуре прежних недифференцированных «контуров» появляется пользование четкими фонемами. То есть именно в этот период звуки речи детей начинают приобретать функциональную значимость, а стимулом для этого становится дальнейшее развитие словаря и грамматических отношений.

Многочисленные литературные данные дают возможность проследить формирование произношения речевого звука в процессе развития речи.

Так, в исследованиях А.Н. Гвоздева приводятся следующие сведения по этому вопросу.

Усвоение большинства звуков свидетельствует о том, что новая артикуляция появляется не сразу в окончательно выработанном виде; вначале можно отметить своего рода искания, выработку ее: появляется ряд звуковых вариантов, только приближающихся к ней и занимающих промежуточное (часто) положение по сравнению с субституцией. Такие колебания в произношении вновь появившегося звука продолжаются очень недолго, однако момент выработки артикуляции звука не совпадает с усвоением его: период усвоения звука заканчивается значительно позже.

Описывая периоды усвоения звуков, отдельные авторы (А.Н. Гвоздев, И.А. Менчинская) обращают внимание на некоторые особенности этого процесса. В частности, отмечается, что в течение всего периода усвоения звуков, наряду с правильно появляющимся в некоторых словах новым звуком, в других на его месте остается прежняя его субституция. Часто отмечается появление то одного, то другого из этих звуков в одном и том же слове, даже произносимом несколько раз подряд. Следовательно, делают вывод исследователи, период усвоения можно характеризовать как время смешения определенных звуков, которые могут появляться при одинаковых фонетических условиях. При этом правильное употребление звука постепенно и последовательно возрастает от начала к концу периода, пока совершенно не вытеснит субституции. На этом период усвоения звука оканчивается.

Продолжительность усвоения определенная, хотя имеются колебания у некоторых звуков.

Конкретные данные о продолжительности усвоения отдельных звуков приведены в исследования А.Н. Гвоздева:

Т - 20 дн. Ш - 1 мес. 19 дн. Ж - 2 мес. 7 дн.

Д - 1 мес. 1 дн. С - 1 мес. 22 дн. Ш - 15 дн.

Н - 1 мес. 8 дн. З-1 мес. 24 дн. Ж, Ж' - 19 дн.

В - 2 мес. 24 дн. Р - 1 мес. 14 дн. Ч - 2 мес. 4 дн.

Л -2 мес. 17 дн. Р' - 2 мес. 11 дн.

Изучая вопрос об усвоении новых звуков ребенком, исследователи отмечают, что это усвоение идет частично обособленно, частично группами. Причем, при усвоении группы приблизительно совпадают и время первоначального появления звуков, и время их усвоения. По мнению А.Н. Гвоздева, эта особенность, последовательно отмеченная на протяжении усвоения всех звуков, свидетельствует о том, что из сложного комплекса психофизиологических условий, необходимых для появления в речи ребенка звука, последним является усвоение артикуляционных работ, так как только в этом случае возможна такая группировка в появлении звуков. И в отдельных случаях усваивается собственно не самый звук как сложное целое из нескольких артикуляционных работ, а отдельная работа, являющаяся недостающим слагаемым для ряда звуков.

Н.И. Жинкин в своей работе «Механизмы речи» пишет, что, хотя в нашей речи 30 согласных звуков, для правильного звукопроизношения необходимо овладеть пятью способами артикуляционных работ:

1 способ: смычка.

«Грубый» способ; органы артикуляции смыкаются; этот способ произошел из акта сосания и автоматизировался на нем; благодаря такому виду артикуляционных работ в речи ребенка появляются смычные звуки; сама простая пара «П – Б» → «Т – Д» → «К – Г». Данной артикуляцией ребенок овладевает раньше всего. К 1 году и 2 месяцам ребенок уже умеет их артикулировать, на данных звуках строятся первые слова.

2 способ: щель.

Более тонкий вид артикуляционных работ. Органы артикуляции стремятся к смыканию, а кора головного мозга (лобный отдел) этого не допускает (иннервация). К 2-м годам у ребенка главенствующую функцию берет на себя лобная часть коры, следовательно, появляется возможность контролировать непроизвольное произнесение звуков. Благодаря овладению данным видом артикуляции ребенок начинает произносить щелевые звуки в такой последовательности: «В – Ф» → «С – З» → «Ш – Ж». Данные звуки уже можно тянуть. В отличие от «В – Ф», «С – З» и «Ш – Ж» фрикативные звуки, а также Х, Й.

3 способ: сочетание 2-х видов артикуляции.

Смычка + последующий проход воздуха = смычно-проходные (М – Н раннего онтогенеза);

Аффрикаты - слитные звуки, один из них состоит из смычки и щели, а другой из щели:

Ц = Т + С

Ч = Т’ + Щ

Щ = Ш’ (длительный, двойной мягкий звук)

Ребенок овладевает аффрикатами к 3-м годам.

4 способ: палатализация. ( от ит. «палаццо» - дворец, русский аналог – палата)

Этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.

5 способ: вибрация.

Данный способ появляется в речи ребенка последним. Формирование вибрации кончика языка и появление звука Р. К 4-м годам у ребенка должны сложиться все виды этих работ (только в том случае, если ребенок физиологически здоров).

А.Н. Гвоздев отмечает, что отдельные работы, из которых физиологически слагается звук, не находятся в очень тесной ассоциации, которая не поддается распадению, а наоборот, представляют сцепления, легко поддающиеся изменениям. В этом комплексе работ, участвующих в произнесении звука, по-видимому, не все элементы одновременны по происхождению.

Наряду с такой самостоятельностью отдельных артикуляционных работ, составляющих звук, и сравнительной легкостью объединения их в новые комплексы, все же надо отметить, что есть некоторые данные, показывающие, что звук представляет некоторое единство. Именно наличие необходимых для этого звука работ, существующих в других сочетаниях (в других звуках) еще не обуславливает его обязательного появления, хотя чаще всего это так бывает.

В процессе развития речи звуки появляются в определённой последовательности, которую можно проследить по таблице 1.


Таблица 1. Последовательность появления звуков русского языка

Звуки

Среднее появление

Максимальное появление

Минимальное проявление

{A}, {У},{О}, {И}

0-1г

{Э}, {Ы}

1-2 л

{Б}

1г 17д

1 г 23д

1г 11 д

{M}

1 г 24д

1 г 1м 27д

11 м 6д

{П}

1 г 1 м 6 д

1г 4м 11д

7м 22д

{J}

1г З м 4 д

1г 7м 27д

8м 15д

{К}

1 г 4 м 20д

2г 6м

9м 15д

{г}

1г 5м 12д

2г 5м 11д

1 г 15д

{В}

1г 8м 19д

1 г 10м 11д

1 г 7м 27д

{Ф}

2г 12д

2г 4м 15д

1г 10 м 1 д

{Т’}

1г 10м 17д

2г 1м 11д

1г 6м 16д

{Н’}

1г 10м 4д

2г 2м 27д

1г 7м 1д

{Д’}

1 г 10 м 25д

2г 2м 27д

1 г 7м 7д

{Л’}

1г 11м Зд

2г Зм 27д

1г 6м 1д

{К’}

1г 9м 21д

2г 7м 11д

1г 15д

{Г’}

2г 20д

2г 6м 11д

1г 15д

{С’}

2г 29д

2г 5м 25д

1г 8м 1д

{З’}

2г 2м 10д

2г 6м 11д

1г 8м 16д

{Т}

2г 16д

2г 6м 11д

1г 9м 16д

{Д}

2г 2м 17д

2г 6м 27д

1г 10м 1д

{Н}

2г 3м 10д

2г 8м 11д

1г 11м 3д

{Х}

2г 2м 6д

3г 10м 11д

1г 3м 27д

{Х’}

2г 2м 8д

Зг 2м 27д

1г 2м 15д

{Б’}

2г 2м 20д

2г 9м 11д

1г 10м 19д

{М’}

2г 4м 1д

2г 9м 11д

1г 1м 1д

{П’}

2г 5м 16д

2г 9м 11д

1г 9м 16д

{В’}

2г 5м 13д

3г 11м

1г 10м 16д

{Ф’}

2г 7м 19д

3г 3м 11д

2г 2м 16д

{З}

2г 7м 17д

3г 1м 27д

2г 1 д

{С}

2г 7м 22д

3г 27д

1г 11 м 4д

{Л}

2г 11м 6д

3г 6м 5д

1г 6м 11 д

{Ц}

3г 2м 5д

4г 10м 12д

2г 5м 16д

{Ч}

3г 14д

4г3м 27д

2г4м 15д

{Щ}

3г 5м 1д

4г 4м 27д

2г6м 1д

{Ш}

3г 8м д

4г 11м 27д

2г4м 1д

{Ж}

3г 7м 9д

4г 11м 27д

2г 4м 1 д

{Р’}

3г 11м 20д

5л 6м 3д

3г 6м

{Р}

4г 11м 27д

6л 10м

2 г 6м

По данным исследований А.Н. Рыбникова, А.А. Александрова, Н.С. Державина, В.И. Бельтюкова и др., после стадии лепета и овладения гласными звуками раньше всего в детских словах происходит различение сонорных (носовых) и шумных согласных (мама-папа, баба; няня-тетя, дядя).

Следовательно, прежде всего в детской речи различаются звуки, в основе которых лежит противопоставление надставных труб (звуки носовые - ротовые). На этот же факт указывает Р. Якобсон и М. Халле.

Далее происходит различение звонких и глухих согласных (папа-баба; тетя-дядя).

Следующий этап - различение в произношении взрывных и фрикативных согласных.

В начальном периоде развития в речи ребенка наблюдается обилие смычных и бедность фрикативных, которые представляют больше трудностей для усвоения по сравнению со взрывными; взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для придувных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым.

В ходе дальнейшего развития детской речи происходит различение твердых и мягких согласных. Мягкость произношения у детей бывает обычно ярко выраженной. Об этом пишут И.А. Сикорский, В.А. Богородицкий, А.Н. Гвоздев и др. Более раннее появление мягких согласных объясняется близостью их двигательных реакций к безусловно рефлекторным реакциям, связанным с актами сосания, жевания, глотания.

На самом последнем этапе становления речи ребенок начинает различать в произношении шипящие и свистящие согласные звуки.

Приведенная выше схема становлений звуков в детской речи отражает постепенный переход от грубых дифференцировок к дифференцировкам более тонким. Выяснение природы этих дифференцировок связано с определением роли анализаторов (слухового и речедвигательного) в усвоении звуков речи. Причем, в этом вопросе между исследователями наблюдались противоречия. Эта противоречивость взглядов на роль анализаторов в становлении детской речи по мнению В.И. Бельтюкова объясняется тем, что исследователи делали те или иные выводы по этому вопросу, исходя из анализа самого процесса развития речи. При таком анализе представлялось трудным выяснить, за счет чего происходит та или иная дифференцировка: за счет деятельности слухового или речедвигательного анализатора. Исследование по сопоставлению различения звуков на слух и постепенного становления их в детской речи, проведенное В.И. Бельтюковым, показало, что последовательность становления звуков в детской речи находится далеко не в соответствии с акустическими свойствами этих звуков. Степень акустических различий между звуками не имеет решающего влияния на самый ход становления речи.

В.И. Бельтюков анализирует развитие звукопроизношения у нормально развивающихся детей, в частности смену субституций, и приходит к выводу, что ход становления звуков речи определяется развитием функции речедвигательного анализатора. Значительную роль играет относительная степень трудности произношения и близость артикуляции к тем или иным безусловно рефлекторным реакциям. Рассматривая далее процесс развития фонематического слуха, В. И. Бельтюков отмечает, что формирование его в значительной степени зависит от развития речедвигательного анализатора.

Слуховой анализатор ребенка уже в начале развития речи оказывается готовым к дифференцированию всех или почти всех звуков речи. Но возможности речедвигательного анализатора значительно отстают от возможностей слухового анализатора. В связи с этим, делает заключение В.И. Бельтюков, самый ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функций речедвигательного анализатора. Вначале появляются звуки сравнительно грубо артикуляционно противопоставленные, хотя акустически они могут быть противопоставлены и более тонко. Усвоение того или иного конкретного звука происходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному. При этом основную роль играет слуховой контроль, содействующий приближению артикуляционного уклада к тому, который соответствует звуку, воспринимаемому в речи окружающих.

Развитие функции речедвигательного анализатора отражается на ходе формирования фонематического слуха. В зависимости от появления в произношении тех или иных звуковых дифференцировок акустически близкие фонемы ребенок может различать раньше, чем сравнительно более далекие.

Таким образом, развитие звукопроизношения в онтогенезе проходит определенный закономерный путь.

1. Основой возникновения и становления речи является взаимность артикуляции и слуха. Но развитие звуков детской речи не обусловлено только этими моментами. Основной и ведущей причиной, определяющей как фонематическое развитие речи, так и лежащее в основе его развитие артикуляции и слуха, является семантика речи.

2. Усвоение звуков речи происходит через слово, которое является единицей общения.

3. Отношения между усвоением звуков родного языка и развитием словаря строятся по типу неравномерных последовательных скачков, каждый из которых характеризуется приобретением нового качества в развитии. Усвоение и развитие фонетической системы речи идет вслед за развитием слова как семантической единицы.

4. Усвоение каждого звука происходит постепенно от непроизвольного звучания (в дофонемный период) через поиски артикуляций и слово к произвольности звучания (в фонемный период). Раньше всего устанавливается локализация звуков.

5. Появившись в речи ребенка звук в течение определенного времени, проходит этап становления - период усвоения звука. Периоды усвоения различны у различных звуков и зависят от силы старых и новых «представлений» о звуке, а также от сложности артикуляции звука.

6. Усвоение новых звуков идет частью обособленно, частью - группами, когда звуки объединяются наличием одной общей работы органов речи.

7. Последовательность усвоения звуков зависит от взаимной артикуляционной близости их и сложности произнесения. Ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функции речедвигательного анализатора. При этом большую роль играет слуховой контроль.

8. Окончательно формирование звуков речи у нормально развивающихся детей заканчивается к 5-6 годам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!