СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обучении безопасности жизнедеятеьности важная роль отводится принципам природосообразности и культуросообразности. Природосообразность – это идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развитияучащихся.О важности принципа природосообразности говорится в работах А.О Дистервега, который считает, что он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют

Просмотр содержимого документа
«Статья " РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ "»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Смирнова( Кузьмина) Д., НГПУ им. К. Минина г. Нижний Новгород

В обучении безопасности жизнедеятеьности важная роль отводится принципам природосообразности и культуросообразности. Природосообразность – это идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развитияучащихся.О важности принципа природосообразности говорится в работах А.О Дистервега, который считает, что он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств, когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреждение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. [1] Принцип культуросообразности- предполагает учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Не он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть. Все человечество, каждый народ, каждое поколение и т.п. всегда находится на какой-нибудь определенной ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. всякое состояние культуры данного народа есть основа, из которого развивается последующее состояние культуры. Поэтому учебная деятельность в курсе безопасности жизнедеятельности должна отражать культурные реалии современной эпохи связанные с возрастанием опасных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного и социального характера.[2] К основополагающим ценностям современной культуры формирование культурного человека безопасного типа поведения, включающую здоровый образ жизни. Культуросообразное поведение в области здорового образа жизни ,таким образом,отвечает современным требованиям общественного развития. Поэтому учитель безопасности жизнедеятельности должен владеть технологиями реализации принципов культуросообразности и природосообразности,в образовательном процессе. [3] При изучении здорового образа жизни в 8 классе принцип природосообразности предполагает ориентацию на возрастные и психологические особенности,на проблемы подросткового связанные с азартными играми, противоправным поведением,понижением интереса к учебе, неусидчивостью, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Для преодоление этих проблем необходимо реализовать принцип культуросообразности на уроках. т.е сформировать у школьников положительное отношение к здоровому образу жизни.[4] Здоровый образ жизни имеет три основных направления: 1) Ежедневное здоровое питание 2)Активная жизнь (сюда относятся занятия спортом и физкультурой, активный отдых). 3)Личная гигиена Рассмотрим реализацию природосообразности на уроке безопасности жизнедеятельности: Цели урока: 1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье». 2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения. 3. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни; способствовать формированию здорового образа жизни Ход урока: Весь урок разделен на три этапа.Начало урока предназначено для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся. Важно включить в систему оценки личный, пусть иногда незначительный жизненный опыт ребят. Задача этой стадии урока: заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором. Доводим до второй стадии с помощью метода анкетирования. II. Стадия осмысления. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и приложив усилия достичь этого. III. Стадия рефлексии - Задаем детям вопросы об отношении детей к здоровому образу жизни.С помощью домашнего задания создаем план распорядка дня,тем самым формируя у учащихся привычку к здоровому образу жизни. Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие препятствия психологического характера преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время. Ни государство, ни медицинская наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия медицинских работников не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье.[6]

Список литературы:

1. Кумарин В.В. "Педагогика природосообразности и реформа школы" М.: «Народное образование», 2004.-105с.

2.Картавых М.А «образование в области безопасности жизнедеятельности:пишем магистерскую дссертацию:учебное пособие.-Н.Новгород:Мининский университет,2015.-89с

3.Картавых М.А Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие .-Н.Новгород: Мининский университет,2016.-86с

4. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. учебник ОБЖ 8 класс: 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012

5. Интернет-источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/index.php/comment

6.Интернет - источник http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98665970


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!