СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Рейтинговая оценка в системе уровневой дифференциации обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Рейтинговая оценка в системе уровневой дифференциации обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования"»

УДК 373.3

Короткевич Александра Андреевна

Аспирант

Балтийский федеральный университет

имени И. Канта

Калининград , Россия

stefa49@mail.ru

Рейтинговая оценка в системе уровневой дифференциации обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования

Аннотация: В статье автор анализирует, как использовать балльную оценку в системе для дифференциации уровней учащихся начальной школы в инклюзивном образовании. Понятия «дифференциация», «дифференциация уровня», «внутренние и внешние формы дифференциации» широко раскрыты. Также учитываются различные мнения о введении дифференцированного обучения для учеников начальных классов в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: дифференциация, инклюзивное образование, коррекционно-развивающее обучение, индивидуализация.

Современные реформы в обществе ведут к реформам в школьной системе. Одним из направлений школьной реформы является создание дифференцированного уровня образования.

Рассматривая дифференциацию с психолого-педагогической точки зрения, можно видеть, что ее целью является проведение индивидуального обучения, которое заключается в создании оптимальных условий для выявления склонности, развития интереса и навыков каждого учащегося. Учитывая разнообразие с социальной точки зрения, можно видеть, что его цель - преднамеренное воздействие на формирование интеллектуального, творческого и профессионального потенциала общества.

С точки зрения дидактики, целью дифференциации является решение актуальных проблем школы, создание новой методологической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на совершенно другой мотивационной основе.

Ученики не должны развиваться за счет увеличения бремени учебных заданий, но должны давать им возможность участвовать в коллективном поиске новых вещей в классе. Следовательно, каждый из обучающихся имеет возможность заниматься активной познавательной деятельностью, а это значит, что перед учителем должна стоять задача создания таких условий, чтобы каждый ученик имел возможность полностью реализовать себя, узнать свои индивидуальные особенности. что позволило ему стать настоящим предметом обучения, который он хотел и знал, как учиться. И для этого необходимо ввести дифференциальное образование с начальных классов. При этом учитель должен учитывать, что каждый ученик развивается неравномерно: спазматически или в замедленном темпе. Исследования показывают, что неравномерное развитие проявляется в том, что учащийся может быстро развить определенные функции, и в то же время другие функции развиваются медленно. В любом школьном классе есть ученики с разным уровнем развития и уровня подготовки, у которых есть необычные интересы и навыки, особое отношение к учебе. Несмотря на это, преподавателю обычно необходимо проводить обучение, ориентируясь на средний уровень развития и подготовки учеников. Как полагает В.А. Крутецкий, эта система приводит к тому, что «более сильные» ученики искусственно подавляются в своем развитии, теряют интерес к обучению, узнают что-то новое, а «слабые» начинают хронически отставать. [3].

У некоторых детей очень развито воображение или логическое мышление, другие лучше запоминают, а у других разум всегда под рукой. Поэтому Л.В. Занков считает, что в школе предметы не подразделяются на «обязательные» и «факультативные», каждый из которых имеет свою идею для ребенка.[2]. «Обязательными» предметами ученики считают русский язык, литературу , иностранный язык, математику, информатику, окружающий мир (естествознание, природоведение), а в список «необязательных» («факультативных») входят музыка, физическая культура, изобразительное искусство и технология.

Быть или не быть отметкам по «необязательным» предметам- музыке , физкультуре, труду и рисованию? Не так давно министром просвещения РФ было принято решение заменить их на систему «зачёт-незачёт». Не всем дано быть и спортсменами, и художниками, и музыкантами. Например, ребёнок занимается спортом, а рисовать у него не получается; играет на музыкальном инструменте, а прыгнуть через скакалку или пробежать дистанцию не может; ходит в художественную школу, а нотную грамоту не знает. Если в дневнике стоит тройка, например, по физкультуре- это совершенно не значит, что ребёнок плохо занимался; ему просто это не дано природой.

Большинство родителей согласны с таким предложением- зачётная система может решить эти проблемы . Если дети стараются, к урокам относятся ответственно и серьёзно, то они претендуют на «зачёт». Это во многом поможет преодолеть страх учеников перед уроками физкультуры, неприязнь к музыке и ИЗО, которые испытывают неспособные дети. А для талантливых ребят есть шанс проявить себя. Спортсмены могут принимать участие в школьных, городских и областных соревнованиях; музыканты- в концертах и творческих конкурсах.

Однако стоит вспомнить, что эти предметы являются такими же обязательными, как русский язык, литература, математика , история, география, иностранный язык, и по ним отметки идут в аттестат.

Основной задачей образовательного процесса является содействие развитию учащихся; важно, чтобы они приобрели знания и навыки. В связи с этим обязательным и актуальным компонентом образовательного творчества является проблема дифференциации учебной работы. В переводе с латинского «дифференциация» означает стратификацию, деление целого на разные части, фазы, формы. [1].

На сегодняшний день не существует общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия «образовательная дифференциация». Но большинство специалистов называют дифференциацию формой организации образования, в которой учитываются индивидуальные психологические особенности учеников, а также особые отношения между учителем и учеником.

Шабалина З.П. предполагает, что образовательный процесс, который учитывает типичные индивидуальные различия учащихся, обычно называется дифференцированным, а обучение в таком процессе называется дифференциальным обучением. В то же время типологические индивидуальные психологические черты называют такие черты учащихся, на основе которых они могут быть объединены в группы.

Необходимо отметить, что существует выделение двух форм дифференциации:

Внутренняя дифференциация – такая, которая является совокупностью методов, форм и средств обучения, организуемые с учетом индивидуальных способностей детей, при которых выделяются разные уровни усвоения знания во время овладения школьниками обязательным базовым уровнем подготовки;

Внешняя дифференциация – изучения материалов на основе определенных принципов (способностей, интересов).

Основой для разграничения уровней является планирование результатов обучения, когда существует четкое разделение уровня обязательного обучения и на этой основе формируются более высокие уровни владения учебными материалами.

В традиционном подходе дифференцированный подход основан на психологических и педагогических различиях школьников, но в то же время конечные образовательные цели представляются всем учащимся, тогда как дифференциация уровня обучения позволяет выбирать глубину и объем учебных материалов, принимая во внимание и сопоставляя их навыки, потребности и интерес. При таком подходе достижение уровня обязательной подготовки становится тем объективным критерием, посредством которого может происходить видоизменение ближайшей цели в обучении каждого ученика и соответственно с этим возможно перестроить содержание его работы: его усилия направляются либо на то, чтобы овладеть материалом на более высоких уровнях, либо продолжают работу в направлении формирования важнейших опорных знаний и умений.

Чтобы уровни дифференциации были выполнены эффективно и успешно, необходимо, чтобы были выполнены самые важные условия:

1. Для обучающихся должны быть открыты выбранные уровни материального развития и требуемые результаты обучения;

2. Различение уровней следует проводить не потому, что некоторые ученики получают меньше учебного материала, а другие больше, а потому, что учитель предлагает ученикам одинаковое количество материала, но устанавливает разные уровни требования к его освоению. Благодаря такому подходу у школьника можно сформировать познавательную потребность, навыки планирования и регулирования своей деятельности, навыки самооценки.

3. Для организации разграничения уровней в значительной степени могут использоваться различные формы в зависимости от индивидуальных подходов учителя, возраста учащихся и особенностей класса.

Поэтому дифференциация образования младших школьников может проводиться в условиях инклюзивного образования. Кроме того, его можно использовать на разных этапах учебного процесса:

• изучение нового материала;

• выполнение и контроль заданий;

• текущие проверки на усвоение изучаемого материала;

• выполнение контрольной и самостоятельной работы;

• Проведение уроков по закреплению изученного материала.

После проведения диагностических мероприятий учащиеся часто делятся на три основных уровня:

• Обучающиеся с высокими академическими навыками. Такие обучающиеся привлекают внимание, успешно осваивают материал и имеют большой словарный запас;

• Обучающиеся со средними академическими навыками. У таких обучающихся слаборазвитое аналитическое мышление и недостаточный словарный запас.





Реализация уровневой дифференциации обучения младших школьников в условиях инклюзивного образования

Исходя из приведенного выше анализа результата оценки в системе дифференциации уровней, можно считать необходимым рассмотреть вопрос о том, как организовать учебный процесс в начальной школе, как выбрать наиболее эффективные средства оптимизации учебного процесса для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта на основе Дело в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП, аутизм, нарушения слуха ,зрения, речи) , поступающих в школу . Так, например, можно организовать классы коррекционного и коррекционно-развивающего обучения, инклюзивного образования, интегрированного обучения, когда ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательном классе.

В современной школе можно внедрить модель академической дифференциации процесса обучения учащихся начальной школы, начиная с первого года обучения, путем создания классов разного уровня (продвинутого, базового образования). и компенсационные). Это связано с тем, что есть процент детей, которые ходят в школу, но которые не посещали дошкольное образование раньше, и которые не готовы к процессу обучения. школа. Благодаря ранней диагностике «плохо подготовленных» детей к школе, можно предотвратить неудачу, развить школьные навыки и быстро исправить недоразвитие психических процессов. Не этично будет определять особенного ребенка в класс, где обучаются любознательные, активные, смекалистые дети. Тогда как в классе компенсирующего обучения такой первоклассник будет чувствовать себя комфортно, поскольку он будет находиться в привычной для него компании сверстников, сможет получить дополнительное внимание педагогов, с такими детьми занимаются психолог и логопед, а после обучения у ребенка появляется шанс стать успешным. Цель реализации такой программы – совершенствовать учебный процесс в школе посредством создания условий для учащихся, которые имеют разные способности, используя дифференциацию процесса обучения младших школьников, которые занимаются в разно уровневых классах.

Подводя итог нашей работы можно отметить, что каждый человек нуждается в дифференцированном подходе, поскольку это создает положительные условия для того, чтобы сформировалась гармонично развитая личность, и происходило формирование индивидуальности. Таким образом, используя дифференцированный подход в своей работе, учитель может создать необходимый психологический климат для каждого ученика, особенно это актуально в условиях инклюзивного образования, когда у особенного ребенка, необходимо сформировать мировоззрение, выработать самостоятельность и ответственность за свои решения.

Литература:

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на - Дону.,1999

  2. Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. - М., 1973.

  3. Крутецкий В.А. Психология/ Допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебника для учащихся педагогических училищ/ МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989 г. – 253 с.

  4. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования, - М.: ВЛАДОС., 2014, - 20 – 26 с.

  5. Мишина А. П. Рейтинговая оценка в системе уровневой дифференциации обучения младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мишина Алевтина Петровна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Ульяновск, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1357

  6. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 1990. №6.















Alexandra A. Korotkevich

Postgraduate

Immanuel Kant Baltic Federal University

Kaliningrad, Russia

Rating in the system of level differentiation of education of primary in the conditions of inclusive education

Abstract: In the article, the author analyzes how to use the rating score in the system to differentiate the levels of primary school pupils in inclusive education. The concepts of "differentiation," "level differentiation," "internal and external forms of differentiation" are wide disclosed. Different views on the introduction of differentiated learning for primary school pupils in the inclusive education system are also taken into account.

Key words: differentiation, inclusive education, corrective-developing learning, individualization.





Аннотация: В стать








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!