СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Роль песочной терапии в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры с кинетическим песком способны надолго занять ребенка, ведь он мягкий, пористый, так легко лепится. Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Игры с «живым песком» – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому я использую песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Мои воспитанники любят такие игры.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль песочной терапии в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"»

Роль песочной терапии, кинетического песка в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагог-психолог ГБУСОН РО «СРЦ сл. Большая Мартыновка»

Маслова-Осташевская Л.Л.


Игры с кинетическим песком способны надолго занять ребенка, ведь он мягкий, пористый, так легко лепится. Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено прежде всего должно быть познано чувствами – обонянием или зрением – или сделано руками. Игры с «живым песком» – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому я использую песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Мои воспитанники любят такие игры.

Песочная игротерапия или иначе песочные игры – очень интересная, эффективная педагогическая технология. Она расширяет и дополняет основную общеобразовательную программу. Благодаря песку, который я использую для проведения игр, дети могут детально исследовать и изучать окружающую среду. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Воспитанники проявляют особый интерес к играм с песком. Зона песочной терапии привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

Игры с песок я провожу в основном в группе детей, это помогает развитию у них коммуникативной культуры: доброжелательности, понимания собеседника, взаимной терпимости, уступчивости, умение работать в группе. Песочные игры очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Это создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, «оживление» абстрактных символов - букв, цифр и реальное проживание всевозможных ситуаций совместно с героями сказочных игр. Ребята с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране «Песочных игр», где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства.

Песок помогает дольше сохранять работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, учатся слышать и слушать друг друга.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных - песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Некоторые «разгоряченные» дети, подбегая к «песочнице», зарывают руки в песок и мнут его. После 1-2 минут они успокаиваются и присоединяются к работе других детей.

С помощью построений на песке у детей развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика пальцев рук, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь и воображение.

Песочные игры помогают в подготовке ребенка к школе, создают базу для более органичного усвоения учебного материала. Именно благодаря самостоятельным постройкам из кинетического песка, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся лепить, соединять их, превращать из одних в другие, овладевают счетом, учатся различать геометрические фигуры, читать слоги, слова, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. На песке как легко строить, так и легко изменять то, что не удалось.

Строя картины из песка, придумывая различные истории, ребенок переносит на песочный "лист" свой внутренний мир и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. С помощью песка дети творят различные чудеса, а помогают им в этом фантазия и выдумкаВ играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

 

По мнению психологов, именно песок поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает его энергетику, стабилизирует его эмоциональное состояние. Важным является и то, что такую песочницу можно использовать в любое время года. А самое главное - это детям близко, доступно и интересно. Во время игры, да и после них, все дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!

Проводимая мной работа с воспитанниками показывает, что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Она позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника.

Методические рекомендации для организации песочной терапии

 

Понадобится:

- поднос для песка (песочница);

- кинетический песок;

- коллекция миниатюрных фигурок.

Экземпляры коллекции миниатюрных фигурок должны быть высотой, желательно, не более 8 см.

В набор игрушек может войти все, что встречается в окружающем мире.

- Человеческие персонажи

- Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

- Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

- Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

- Сказочные герои (злые и добрые)

- Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».

Материал должен обеспечить любую фантазию.

 

Проводить занятие можно индивидуально или в группах. Оптимальный вариант для групповых занятий - 3 человека. При увеличении количества детей, в целях обеспечения безопасности малышей необходимо увеличить количество взрослых (помощников). Место проведения терапии должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с песком ребёнка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребёнку необходимо предоставить ощущение свободного пространства.

 

Поведение взрослого.

Взрослый должен уделять внимание каждому ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать малыша таким, какой он есть, не навязывая ребёнку своих форм поведения. Взрослый человек должен быть человеком, очень корректно стимулирующим игру. Его задача - знакомить малыша с материалом, вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают трудности или паузы в игре, подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию и пустить игру в новое русло...

Когда ребёнок освоится, то сам решит каким образом продолжить взаимодействие с песком и окружающим его миром. Ребёнок может работать молча, не обращая особого внимания на взрослого или только смотреть на игру взрослого. Это не должно смущать, так как ребёнок имеет полное право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш включится в игру.

Ребёнок является автором идеи игры в песок, сам контролируя ход игры. Подобная самостоятельность - отличный способ повысить самооценку ребёнка, развивает его воображение. В случае, когда ребёнок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также став разрушителем и злодеем. Необходимо стараться чтобы при сочинении песочной истории, её финал нёс в себе позитивные моменты, вселяющие в ребёнка уверенность в своих силах. Если малыш хочет плохого конца сказки, настаивает на разрушении, необходимо позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующих занятиях плавно подводить к позитивному финалу. При этом необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета. В процессе песочных манипуляций ребёнок не только стимулирует тактильную сферу, развивает воображение, но и отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песочную картину

Песочная терапия – очень благодатный метод как терапии, так и обучения. Фрагментарно ее можно использовать в любом виде деятельности детей.

5. Правила игры с песком:

- не разрушать чужие постройки, а только свои;

- чужие игрушки без разрешения не брать;

- не сыпать песок на борта песочницы.

- нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

- нельзя бросать песок в других.

- после игры в песке нужно помыть руки.

 

Используемая литература

1 . Аромштам М. Игры на влажном песке. Дошкольное образование - № июнь- декабрь, 2006

2 . Андрунь С. Чудеса из песка. Обруч № март, 2007

4. Грабенко Т.М., ЗинкевичЕвсигнееваТ.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия.СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998

5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб Речь, 2002

6. Заботливая Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь, февраль, 2007 2006

7. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!