СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Шаг в будущее: как помочь ребенку определиться с профессией?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростки зачастую не представляют, что кроется за названием профессии и тем более что предлагает современный рынок труда. Они вдохновляются примерами своих родителей и знакомых, образами в кино и соцсетях. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, у современных школьников нет четкого понимания при выборе будущей профессии. В 2022 году был проведен опрос в 46 российских регионах, в котором участвовали 1000 человек. Среди детей в возрасте от 12 до 17 лет самые популярные профессии – это IT-специалист, врач и юрист.  

В рамках национального проекта «Образование» для ребят выстроена целая система по профориентации: созданы современные центры дополнительного образования, организованы профориентационные открытые уроки и проекты. Благодаря этому ребята смогут еще в школе пройти профориентацию, познакомиться с перспективными профессиями, узнать, какие навыки нужны для получения той или иной специальности, сформировать траекторию развития, выявить свои сильные и слабые стороны, после чего, уже осознанно, принимать решение о выборе будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Шаг в будущее: как помочь ребенку определиться с профессией?"»

Шаг в будущее: как помочь ребенку определиться с профессией?



Подростки зачастую не представляют, что кроется за названием профессии и тем более что предлагает современный рынок труда. Они вдохновляются примерами своих родителей и знакомых, образами в кино и соцсетях. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, у современных школьников нет четкого понимания при выборе будущей профессии. В 2022 году был проведен опрос в 46 российских регионах, в котором участвовали 1000 человек. Среди детей в возрасте от 12 до 17 лет самые популярные профессии – это IT-специалист, врач и юрист.  

В рамках национального проекта «Образование» для ребят выстроена целая система по профориентации: созданы современные центры дополнительного образования, организованы профориентационные открытые уроки и проекты. Благодаря этому ребята смогут еще в школе пройти профориентацию, познакомиться с перспективными профессиями, узнать, какие навыки нужны для получения той или иной специальности, сформировать траекторию развития, выявить свои сильные и слабые стороны, после чего, уже осознанно, принимать решение о выборе будущей профессии.

Помочь ребенку с выбором профессии

Сегодня мир меняется быстрее, чем мы сами: постоянно появляются новые сферы деятельности и технологии. Ребенку нужно помочь понять себя и свои интересы. Для ребят 6–11-х классов в рамках национального проекта «Образование» проводят Всероссийские открытые уроки. Здесь школьникам рассказывают о современных профессиях, приглашают известных людей, владеющих этими специальностями, ведущих индустриальных экспертов и лидеров общественного мнения среди подростков и молодежи. Уроки проводятся в интерактивном формате с дискуссиями, их можно посмотреть в прямом эфире или в записи в любое удобное время.

В рамках национального проекта «Образование» для ребят выстроена целая система по профориентации: созданы современные центры дополнительного образования, организованы профориентационные открытые уроки и проекты. Благодаря этому ребята смогут еще в школе пройти профориентацию, познакомиться с перспективными профессиями, узнать, какие навыки нужны для получения той или иной специальности, сформировать траекторию развития, выявить свои сильные и слабые стороны, после чего, уже осознанно, принимать решение о выборе будущей профессии.

Помочь ребенку с выбором профессии

Сегодня мир меняется быстрее, чем мы сами: постоянно появляются новые сферы деятельности и технологии. Ребенку нужно помочь понять себя и свои интересы. Для ребят 4–11-х классов в рамках национального проекта «Образование» проводят Всероссийские открытые уроки. Здесь школьникам рассказывают о современных профессиях, приглашают известных людей, владеющих этими специальностями, ведущих индустриальных экспертов и лидеров общественного мнения среди подростков и молодежи. Уроки проводятся в интерактивном формате с дискуссиями, их можно посмотреть в прямом эфире или в записи в любое удобное время.

И самое главное, на портале можно записаться на пробы, то есть на практике попробовать ту или иную профессию, дело. А также получить рекомендации на основе собранных данных, как продолжить выбирать профессию, где учиться и кем работать.

Зачем нужны детские технопарки «Кванториум» и «IT-кубы»?

Во всех регионах развиваются центры дополнительного образования детей. Открыты детские технопарки «Кванториум», в том числе мобильные в малых городах и селах.

И самое главное, на портале можно записаться на пробы, то есть на практике попробовать ту или иную профессию, дело. А также получить рекомендации на основе собранных данных, как продолжить выбирать профессию, где учиться и кем работать.

 Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

С.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи» .

         С.Н. Чистякова определяет формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности  как основную цель пропедевтики профессионального самоопределения. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач:

– формирование осознанных представлений о мире труда  и профессий;

– развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы;

– развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания;

– развитие реалистической самооценки .

       А.Д. Сазонов считает, что основная задача педагога – использовать все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на максимальном уровне сформировать представления о мире труда и приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. «Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников» .

       Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи.

       Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии . Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

       Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Все эти особенности облегчают работу учителя.

Работа педагога, психолога-практика по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует отметить, что и в научной литературе, и в практическом словоупотреблении они понимаются в разных случаях по-разному.

Работа педагога, психолога-практика по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует отметить, что и в научной литературе, и в практическом словоупотреблении они понимаются в разных случаях по-разному.

Еще рано говорить, о том, что существует теоретически обоснованная модель построения предпрофильной подготовки, однако подходы, конечно, намечены. Безусловно, ключевым моментом мы считаем соединение усилий учеников, педагогов, психологов, родителей в решении данной проблемы. Так же в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения. Подготовка детей к ранней профилизации является работа всего педагогического коллектива начальной школы, которая осуществляется по следующим основным направлениям: ◆ организация профинформационной работы на всех уроках;

◆ организация и проведение внеклассных и внешкольных занятий;

◆ оформление портфолио, буклетов «В мире профессий»;

◆ организация экскурсионной работы;

◆ организация профориентационной проектно – исследовательской деятельности, конкурсов, конференций. Значительное место в данной работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя – предметники или представители различных профессий.

Одна из форм работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями   необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не 9 знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На родительских собраниях планируется проведение бесед или использование других форм работы.

Мы помогаем ребенку раскрыть в себе свои собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии. Творческая деятельность детей может быть организована на любом уроке в начальной школе. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Результатом творческой деятельности может быть рисунок, аппликация, сообщение, сочинение рассказов, сказок, стихов, сценариев, составление схем, графиков, таблиц, моделей, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов и т.д. Главное, чтобы это было что-то субъективно – новое для конкретного ребенка. Особенно ярко проявляется творческое начало в работах, которые дети создают дома на определенно-заданную тему. Это могут быть сообщения, доклады, отзывы – одним словом их можно назвать мини исследования. Такая работа является подготовительной для выполнения более широкой проектно-исследовательской работы. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества 10 и, конечно, конкретного участия. А так же в процессе работы над совместным проектом детьми приобретается опыт творческо-исследовательской деятельности. Наша задача гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Для того чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропали даром, уже в начальной школе мы создаем портфели индивидуальных достижений каждого ученика – портфолио, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.

Психологической особенностью младших школьников (детей 7–11 лет) является подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи. Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на 1 ступени обучения. Ключевым с нашей точки зрения является ознакомление с миром профессий через урочную и внеурочную системы, где мы стараемся привить к ним интерес детей. Организация такой работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода. В начальной школе мы создали такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию. Важно учитывать, что интересы и способности ребенка, которые затем позволяют ему выбирать свой профиль в старшей школе, возникают и развиваются в разных видах деятельности и творчества, в которые вовлекается ребенок на протяжении своей жизни, а не даются ему уже в готовом виде от рождения.

Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют  кругозор,  оказывают влияние на  эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду. Особая роль экскурсий в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста.  У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут  наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Итак, не смотря на то, что младшим школьникам до основного выбора профессии еще далеко, важно чтобы подготовительная работа в этом направлении начиналась именно с начальной школы. Так как учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система профильного обучения старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.



Приложение

Профессии легкой промышленности

(КВН)

Подготовка.

1. Из учащихся класса организуется две команды.

2. Команды готовят домашнее задание:

·        название, девиз, приветствие;

·        визитную карточку

·        музыкальный номер;

·        члены команд находят информацию о профессиях в легкой промышленности (разрисовщики ткани, портные, модельеры, закройщики и др.)

3. Готовятся все необходимые предметы для конкурсов, табло.

4. Выбирается жюри.

5. Готовятся награды.

Примерный ход игры:

1. Представление команд (максимальная оценка – 3 балла)

2. Визитная карточка (3 балла)

Каждая команда представляет своих членов: разрисовщики ткани (4 чел.), портные (4 чел.), модельеры (4 чел.), закройщики (4 чел.).

3. Разминка (5 баллов)

Команды обмениваются вопросами о профессиях, которые представлены в командах. Например:

·        определите, какая из тканей расписана вручную (батик), а какая с помощью машин;

·        назовите инструменты и материалы, которыми пользуется разрисовщик тканей (кисти, стеклянные трубочки, анилиновые и масляные красители, воск и др.);

·        что такое эскиз? (предварительный рисунок фасона);

·        перечислите виды одежды (плащ, пальто, куртка и др.)

·        когда появились первые швейные машины? ( в XVIII веке);

·        какими инструментами работают портные? (игла, ножницы, мел, лекало, линейка, циркуль, картон, швейная машина, утюг, булавки, нитки, зеркало);

·        какую пословицу должен знать каждый закройщик? (семь раз отмерь, один раз отрежь)

4. Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитаны должны обвинить противника в том, что его команду составляют неквалифицированные работники, и защитить свою ( в юмористической форме).

5. Конкурс для членов команд

«Разрисовщики ткани» (5 баллов, учитываются качество и художественность). Задание: за 3 мин. придумать рисунок для ткани и нанести его на ткань (бумагу).

«Портные» (5 баллов). Задание: каждый портной получает пуговицу и лоскуток, иголку с ниткой; кто быстрее и правильнее пришьет пуговицу.

«Модельеры» (5 баллов). Задание: модельеры каждой команды создают эскизы моделей школьной формы (4 мин.). Модельеры представляют с комментариями свои эскизы жюри.

«Закройщики» (5 баллов). Задание: закройщики выкраивают из бумаги «на глаз» детали моделей, представленных модельерами. Портные помогают им сколоть булавками на манекенщике полученную модель.

6. Демонстрация моделей

7. Аукцион песен, стихов (музыкальный футбол)

Команды по очереди исполняют строчки из песен, в заголовки которых вынесены названия профессий. Например, «Люди в белых халатах», «Монтажники-высотники», «Три танкиста» и др. Побеждает команда, исполнившая строчку последней.

8. Подведение итогов, награждение победителей.

 Список литературы:

1. Шалавина, Т.И. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.И. Шалавина. – Кемерово: ОблИУУ, 1995. – 196 с.

2.  Шалавина, Т.И. Профориентация и методика профориентационной работы с младшими школьниками: Программа спецкурса для подготовки учителя-профориентолога начальных классов [Текст]/Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 2000. – 42 с.

3.  Щегорцев, В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]/ В.А. Щегорцев. – М., 1998.

4.  Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 2018. -№ 29. – С. 12-13

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!