СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Шостакович-учитель"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Шостакович-учитель"»

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Суджанская детская школа искусств»












Статья

«Шостакович-учитель»










Автор: Бабичева Нина Александровна,

преподаватель

ОБОУ ДО «Суджанская ДШИ»














Суджа, 2023 г.


На главной лестнице Санкт-Петербургской консерватории, в нише площадки между первым и вторым этажами, установлена мраморная доска, надпись по верху которой гласит: «Светлой памяти студентов, аспирантов, педагогов Ленинградской ордена Ленина Государственной Консерватории, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945»

Ниже перечислены 52 имени, и среди них - Вениамин Иосифович Флейшман - один из самых одарённых молодых композиторов довоенного Ленинграда, студент IV курса класса профессора Д. Д. Шостаковича.

Из биографии Шостаковича известно, что он стал преподавателем Ленинградской консерватории по рекомендации своего педагога М. О. Штейнберга, по классу классической композиции которого окончил консерваторию (1925) и аспирантуру (1930). С большим энтузиазмом молодой педагог вёл классы инструментовки, а затем и композиции в 1937-1941 годах (с 1939 – профессор).

Несмотря на начавшуюся войну, в условиях тяжёлых оборонительных работ, которые приходилось выполнять ежедневно всему штату, 30 июня состоялся торжественный вечер, посвящённый юбилейному 75 выпуску Петербургской-Ленинградской консерватории.

22 августа последний эшелон со студентами и педагогами консерватории, музыкального училища и музыкальной школы-десятилетки для одарённых детей ушёл в Ташкент. 132 человека по разным причинам остались в осаждённом городе и, как могли, содержали консерваторию в порядке и вели учебные занятия с 15 сентября 1941 до июля 1942 года.

В декабре 1941 года Шостакович, также остававшийся в блокаде, специальным самолётом был вывезен вместе с семьёй в Москву, а затем эвакуирован в Куйбышев. В 1943 году он переехал в столицу и по приглашению директора Московской консерватории В. Я. Шебалина принял руководство классом композиции, работая в 1943-1948 годах параллельно в обоих учебных заведениях.

За время своей преподавательской деятельности Шостакович создал композиторскую школу, пустив в самостоятельное плавание по музыкальному миру целую плеяду прекрасно образованных музыкантов: очень своеобразных и узнаваемых по стилю, по почерку и языку. Большая слава пришла не ко всем, но каждый из его учеников занял достойное место в музыкальной культуре нашей страны.

В Ленинграде его учениками были: Георгий Свиридов (1937-1941), Орест Евлахов (1937-1941), Юрий Левитин (1937-1941), Вениамин Флейшман (1937-1941), Иосиф Добрый (1938-41), Абрам Лобковский (ок. в 1941), Борис Толмачёв (?), Галина Уствольская (1939-1947), Моисей Кацнельсон (ок. в 1944) и другие.

В Москве – Игорь Болдырев (ок. в 1945), Револь Бунин (ок. в 1945; работал ассистентом Шостаковича в Ленинграде в 1947), Джевдет Гаджиев (ок. в 1947), Герман Галынин (1945-1948), Кара Караев (ок. в 1946), Евгений Макаров (ок. в 1947), Лазарь Сарьян (ок. в 1950), Александр Чугаев (1946-1948), Карэн Хачатурян (ок. в 1949), Борис Чайковский (ок. в 1949) и другие. Мстислав Ростропович занимался у Шостаковича по классу инструментовки (1943-1946).

Печально известно Постановление Политбюро ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», в котором осуждался формализм, якобы имевший место в музыке нашей страны. Оно страшным катком прокатилось по судьбам выдающихся творцов отечественной музыкальной культуры, таких как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский, Г. Галынин и др., а также некоторые критики. Осенью Шостакович был уволен из обеих консерваторий, причём, если в Ленинграде хотя бы формально был вывешен приказ об увольнении с формулировкой «за низкий профессиональный уровень», то в Москве безо всяких объяснений ему не выдали даже ключ от класса.

Только через 13 лет он вернулся к педагогической работе в Ленинграде, где занимался с группой аспирантов консерватории. С 1961 по 1968 годы у него учились Геннадий Белов, Герман Окунев, Вадим Биберган, Вячеслав Наговицын, Александр Мнацаканян, Борис Тищенко, Владислав Успенский, а также «внештатно» Вениамин Баснер, Николай Мартынов, Моисей (Мечислав) Вайнберг, Юрий Фалик.

Шостакович-педагог умел раскрыть и оценить природный талант учеников, пришедших к нему в класс. Никакие рамки не ограничивали экспериментов начинающих композиторов, поскольку в классе царила атмосфера творческой свободы.

Он учил не только профессионализму, но и воспитывал в студентах качества, которые отличали его самого - аккуратность во всём, начиная с порядка на рабочем месте, пунктуальность и ответственность, вежливость. К студентам педагог относился с большим уважением, видел в каждом личность, обращался к ним на «вы» и по имени-отчеству, что вообще-то не удивительно, поскольку весьма характерно для человека из ленинградской интеллигентной семьи.

Шостакович в своих воспоминаниях очень тепло и с большим пиететом отзывался о своих педагогах: о директоре консерватории А. К. Глазунове, композиторе М. О. Штейнберге, пианистах А. А. Розановой и Л. В. Николаеве, о преподавателе полифонии Н. А. Соколове. У него была очень развита «шишка благодарности», и он дипломатично находил объяснения маленьким человеческим слабостям некоторых педагогов.

В свою очередь, многие его ученики также видели в нём не только образец настоящего профессионала, но и прекрасную человеческую душу. Правда, не все. И не всегда. Что поделаешь? Ведь класс педагога – это семья, а в семье … всякое бывает. Впрочем, это – отдельная, горькая тема.

Шостаковича отличала большая отзывчивость на просьбы о помощи. Известен факт его активного участия в судьбе одного из самых значительных русских музыкантов XX века Эдисона Денисова, который после победы на студенческом композиторском конкурсе в Томском музыкальном училище попросил у Дмитрия Дмитриевича отзыва на свои произведения. Просмотрев их, Шостакович ответил на письмо студента из далёкого сибирского города, и, по сути, дал «путёвку в жизнь» молодому музыканту - посоветовал заниматься композицией и поступать в Московскую консерваторию. Денисов учился в классе В. Я. Шебалина на основном курсе и в аспирантуре 8 лет и сразу после окончания консерватории в 1956 году был принят в Союз композиторов СССР, чему возможно способствовала искренняя и яркая рекомендация, данная Шостаковичем. «Горячо рекомендую в члены Союза композиторов Денисова Эдисона Васильевича. Денисов обладает большим композиторским дарованием. Его произведения отличаются хорошим вкусом, яркостью мелодии, сердечной лирикой, чувством музыкальной драматургии. Денисов обладает драгоценным для каждого композитора чувством юмора. Несмотря на свою молодость, Денисов достиг высокого профессионализма. Талантливый композитор, разносторонне образованный и культурный человек, Денисов обязательно должен находиться в рядах членов Союза композиторов».1

Орест Александрович Евлахов был одним из двух первых студентов Шостаковича (второй - Г. В. Свиридов), перешедших к нему от срочно переведённого в Тбилиси П. Б. Рязанова. В воспоминаниях он отразил некоторые моменты методики занятий начинающего педагога. Уроки всегда проходили оживлённо, поскольку в обсуждении домашних заданий участвовал весь класс. Шостакович, направляя ход суждений, стремился воспитывать самостоятельность эстетических оценок и вкус студентов. Придавая большое значение развитию внутреннего слуха, он задавал сочинять в классе небольшие произведения без инструмента. Очень важным Шостакович считал высокий уровень владения фортепиано, чтения с листа и чтения партитур. Поскольку преподаватель владел фортепиано безупречно и мастерски читал партитуры, естественным было желание студентов дотянуться до его уровня. Игра под руководством педагога в 4, а то и в 8 рук давала студентам возможность серьёзного изучения различной музыкальной литературы. Шостакович часто знакомил студентов с большими музыкантами, особенно, дирижёрами, и старался устроить публичное исполнение уже завершённых сочинений своих учеников.

Одним из любимых учеников Шостаковича был уроженец старинного города Бежецка Тверской области Вениамин Флейшман. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном еврейском музыкальном ансамбле, который исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти… По воспоминаниям старшей сестры Дины, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.

Исполняя желание родителей, Вениамин поступил учиться в Ленинградский индустриальный (Политехнический) институт. Но музыка не отпускала его, и он стал студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 году Флейшман поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс профессора Д. Д. Шостаковича.

«У меня большое событие: со мной согласился заниматься профессор Д. Д. Шостакович, которого считают наиболее культурным и талантливым музыкантом нашего времени»,2 - писал Вениамин своим родителям в Бежецк. Шостакович в свою очередь сразу оценил необычайную одарённость Вениамина: «Я с полной уверенностью могу сказать, что это композитор огромного таланта».3

Зная почти нищенское финансовое положение Флейшмана, Шостакович часто оказывал ему материальную помощь, а также дал рекомендацию для вступления в Союз композиторов. И Вениамин, оправдывая надежды Шостаковича, занимался композицией по 16 часов в сутки.

За годы обучения в консерватории он сочинил довольно много музыки, но самым важным считал работу над одноактной оперой «Скрипка Ротшильда» по одноименному рассказу А. П. Чехова, которую начал ещё в 1939 году. Либретто по одному из самых мрачных рассказов Чехова, создал Александр Германович Прейс, писатель, соавтор либретто опер Шостаковича «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» и других опер и оперетт.

Флейшман упорно трудился над своей оперой, оттачивая и совершенствуя её тематический материал. Рукопись оперы - клавир и неоконченную партитуру он сдал в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов, и таким образом опера сохранилась, а Романсы на стихи Лермонтова и Гёте и Прелюдии для фортепиано, к большому сожалению, пропали.

С началом войны большая группа добровольцев из молодых талантливых пианистов, композиторов, оркестрантов, музыковедов, как уроженцев Ленинграда, так и приехавших из самых отдалённых уголков страны, была зачислена в 265 отдельный пулемётно-артиллерийский батальон Октябрьского района. После нескольких недель обучения они были отправлены на передовую, в район Красного Села и почти все погибли 7 сентября, заслонив собой город и отодвинув блокаду Ленинграда на несколько драгоценных дней.

Узнав о гибели своего студента, Шостакович счёл своим долгом оркестровать «Скрипку Ротшильда», и сделал это, тем самым обессмертив её автора, ушедшего из жизни в 28 лет. Беспокоясь о судьбе этого произведения, композитор, будучи ещё в Куйбышеве получил 111 листов партитуры, написанной карандашом. Он добавил несколько вокальных и хоровых партий и воссоздал лирический финал в соответствии с замыслом Флейшмана, у истоков которого находился. Начав эту работу в 1943, он окончил её 5 февраля 1944 года, отдав гонорар, полученный за неё, родителям Вениамина.

Эта беспримерная творческая акция Шостаковича - подвиг человеческого благородства. Композитор не стал откладывать эту работу на потом, хотя время было не простое, к тому же он работал над осуществлением собственных замыслов.

Уже после войны Шостакович стал прилагать большие усилия для постановки этой оперы, получая отказы из разных инстанций. 20 июня 1960 года состоялось первое концертное исполнение оперы в Доме композиторов в Москве. В этом же году дирижёр Г. Н. Рождественский осуществил запись оперы на Всесоюзном радио. В 1965 году был опубликован клавир. 24 апреля 1968 года опера была поставлена на сцене консерватории в Ленинградской Экспериментальной студии камерной оперы, в рамках студенческого фестиваля «Молодые композиторы России». Публика приняла оперу с триумфом, но официальные круги обвинили её в пропаганде сионизма и запретили к дальнейшему исполнению, что можно рассматривать какпроявление антисемитизма.

Слушая «Скрипку Ротшильда», можно без труда узнать стиль Шостаковича. Это естественно: Флейшман, как многие начинающие композиторы, находился под сильным влиянием творчества своего великого наставника.

Можно предположить, что всё, связанное с еврейской тематикой, несомненно, принадлежит Флейшману Поскольку не сохранилось других сочинений Флейшмана, сейчас трудно . Он воспитывался в семье в религиозном духе, слушал службы в синагоге. Он, как уже было сказано, сам играл в клезмерском оркестре на скрипке (клезмер это традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения). Он не мог не впитать в себя самым естественным образом дух и богатую музыкальную культуру, освященную вековыми традициями своего народа.

Позже Шостакович, говорил о своей приверженности к еврейскому фольклору, и считал, что вошёл в этот новый для него интонацонно-тематический мир благодаря своему ученику Вениамину Флейшману и работе над его оперой. Здесь прослеживается редкий случай влияния ученика на своего учителя, ведь именно в этот период в творчестве Шостаковича появляются еврейские мотивы. Работая над окончанием оперы Флейшмана, Шостакович параллельно пишет Фортепианное трио, где впервые, как протест против наступающего антисемитизма, в его сочинении звучит тема, явно еврейского происхождения. Освоение нового для композитора фольклорного пласта проявилось и в Скрипичном концерте (1947-1948), и в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948), и в Четвёртом квартете (1949). Такой фольклорный экскурс оказался не случайным кратковременным, а серьёзным явлением, определившим, в известной мере, творческую и гражданскую позицию великого Мастера.

Интересно сопоставить цитату из «Скрипки Ротшильда» с высказыванием Шостаковича о еврейской музыке: «И этот проклятый жид даже самое весёлое умудрялся играть жалобно» (Чехов «Скрипка Ротшильда»); «…она может показаться весёлой, тогда как на самом деле трагична. Почти всегда еврейская музыка – это смех сквозь слезы» (Шостакович). Эта ментальность еврейской музыки оказалось родственной эмоциональному миру Шостаковича.


Потомок еврейских эмигрантов из Киева и Одессы, аргентинский режиссёр Эдгардо Козаринский воплотил образ Вениамина Флейшмана в биографическом музыкальном фильме, снятом по собственному сценарию, «Скрипка Ротшильда» (Le Violon de Rothschild) (1996). Этот фильм о том, как Шостакович завершил оперу своего ученика и о единственной её постановке. Более половины фильма занимает звучание фрагментов оперы. Роль Шостаковича сыграл Сергей Маковецкий.

Вениамин Иосифович Флейшман ушёл, почти не успев проявить свой природный талант, но остался жить в произведениях своего Великого Учителя.

Список библиографических источников и интернет-ресурсов.


1. Цвибель Д. Еврейская Доминанта Д. Шостаковича (Эссе).- Петрозаводск: Изд . дом «Пин», 2004.

2. Грум-Гржимайло Т. « Жизнь как легенда» М., 1997

3. ru.wikipedia.org/wiki/ Флейшман

4. nstar-spb.ru/higher_ school/print/… Ленинградская консерватория в годы войны.

5. lenww2.ru/index.php/region00/area21?id=2066

6. http://wikilivres.ru

7. Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения. Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.

8. http://virtualmuseum-school5.narod.ru/ucheniki/fleishman.pdf










1 Эдисон Денисов/Глава I. ЭСКИЗ БИОГРАФИИ 
автор (-ы) Юрий Николаевич Холопов и Валерия Стефановна Ценова http://wikilivres.ru





2Памяти композитора Вениамина Флейшмана. К 100-летию со дня рождения.
Сборник статей. Ред.-сост. Нина Дроздецкая. – Тверь: «ГИД», 2013. – 88с.



3 http://virtualmuseum-school5.narod.ru/ucheniki/fleishman.pdf



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!