Статья «Система подготовки обучающихся
к ВПР по истории Древнего мира»
Подготовила
Верховых Людмила Владимировна,
учитель истории
Всероссийские проверочные работы проводятся в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.
ВПР по истории Древнего мира состоят из 8 заданий и на выполнение отводится 45 минут.
Задание 1 ориентировано на проверку умения работать с иллюстрациями: ученик должен соотнести изображения памятников культуры со странами, где эти памятники были созданы.
Задание 2 нацелено на проверку умения работать с письменными историческими источниками. В ходе выполнения задания обучающийся должен определить, страну, с которой связан представленный исторический источник.
Задание 3 должно проверить знание исторической терминологии. В первой части необходимо соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 ориентировано на проверку знания исторических фактов и умения излагать историческую информацию в виде связного текста. Задание состоит из двух частей. Ученик должен соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен составить краткий письменный рассказ о данном событии (явлении, процессе).
На позициях 5 и 6 могут быть использованы задания двух моделей.
Модель 1.
Задание 5 выполняется на контурной карте и представлено в необычной для школьников форме. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.
Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В ходе выполнения задания необходимо сформулировать объяснение, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей той или иной страны.
Модель 2.
Задание 5 выполняется на контурной карте и представлено в необычной для школьников форме. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась указанная в задании страна.
Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В ходе выполнения задания необходимо сформулировать объяснение, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей указанной страны.
В задании 7 от пятиклассника требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с историей родного края.
Задании 8 предполагает создание учеником небольшого рассказа о том, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.
Особенность устных предметов в том, что каждый урок предусматривает изучение нового материала, часов на повторение нет. Как подготовить детей к ВПР?
В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения ранее изученного материала. Материал подбирается с учётом заданий ВПР.
1. Работа с текстом. О каких государствах идёт речь? Где обучающиеся вспоминают особенности ранее изученных государств по ключевым словам или фразам.
1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется -_______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось - ____________________
3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря, севернее Финикии. По его территории протекал река Иордан впадающая в Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось ____________________
4.Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась – …..
2. Повторение терминологии организуется следующим образом.
Дан перечень слов: фараон, шадуф, иероглифы, клинопись, оазисы, дельта, касты, папирус, полис, брахманы.
Задание: расписать слова в таблицу, где указаны названия государств.
Египет | Индия | Шумерские-города государства |
| | |
Термины повторяются на каждом уроке. Обучающиеся их задают друг другу при проверке домашнего задания, «мозгового штурма».
«Вычеркни лишнее слово» (написаны два-три слова, обучающийся угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, вычёркивает лишнее слово и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова.
Шахматы, хлопок, корабль, сахар.
Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
Простой народ, по - гречески __________, в управлении не участвовал. На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати - __________.Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - ___________.
Слова: ареопаг, демос, патриции, архонты.
3. Работа с иллюстрациями. Обучающиеся называют, что изображено, государство, составляют рассказ из 3-5 предложений.
4. В связи с тем, что в каждом классе есть обучающиеся с низким уровнем усвоения материала, у них кратковременная память, ограничен словарный запас, поэтому задание 6 отрабатывается с использованием составленных небольших текстов, которые обучающиеся неоднократно читают и стараются запомнить ключевые фразы.
Индия расположена в Южной Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, два месяца в году июль и август там льют дожди. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопчатник, сахарный тростник, пшеницу и ячмень. Индийцы смогли приручить слонов, которых использовали в хозяйстве. С особой любовью и почтением индийцы относились к корове.
5. Сложнее отрабатывать задания с контурной картой, так как атласы и контурные карты не преобретаются. Поэтому скачиваю карты с интернета, вывожу на слайды или в виде раздаточного материала.
Выполняем задания по этапам:
1. Найти Средиземное море.
2. Какая крупная река впадает в Средиземное море?
3. Какое государство расположено в течении этой реки?
Итак, с опорой на ключевые опоры: названия рек, форму полуострова, название моря мы учимся находить то или иное государство.
В третьей четверти обучающимся даются задания ВПР по определённой теме, например, Древняя Индия. Каждое выполненное задание анализируется, выявляются пробелы по выбранной теме и организуется работа по их ликвидации.