СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья" Система работа с детьми ОВЗ на уроках биологии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья поможет организовать работу детей с ОВЗ , понять и улучшить их работу на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Статья" Система работа с детьми ОВЗ на уроках биологии"»

Доклад по теме: «Система работы с детьми ОВЗ на уроках биологии».

Система работы с детьми с ОВЗ, воспитывающими в школе–интернате, направлена на компенсацию недостатков дошкольного воспитания, восполнение пробелов предшествующего обучения вновь прибывших детей, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы учащихся, на нормализацию и совершенствование, активизации познавательной деятельности.

Планируя и осуществляя работу в коррекционных классах, в первую очередь стараюсь решать следующие коррекционно-развивающие задачи; 1) формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умений вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний) 2) обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.3) адаптация содержания обучения по предметам гуманитарного цикла.

Программа обучения биологии должна быть разбита на серии маленьких шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и структурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ученику.

Индивидуализация обучения – важнейшая особенность работы в классах коррекции. Индивидуальная работа предполагает изучение личности школьника, определение соответствий с этим стратегии работы, выбор предполагаемых учащимся заданий, осуществление обратной связи и соответствующей корректировки процесса обучения.

Взаимоотношение педагога и учащегося, также стиль преподавания играет важную роль в эффективности процесса обучения. Для возникновения у школьников положительного самосознания стараюсь уделять внимание всем учащимся, находить время для личного контакта с каждым учеником, отмечать успехи учащихся, приобщение учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Формирование познавательных мотивов через учебную деятельность происходит в том случае, когда эта деятельность приносит положительные чувства. Предлагаю детям интересный дидактический материал, посильные задания, выполнение которых приносит удовлетворение.

Для активизации учебной деятельности школьников на уроке биологии использую следующие виды помощи учащимся. Например, в процессе контроля подготовленности учащихся это снижение темпа опроса, разрешение пользоваться наглядными пособиями, предложение учащимся примерного плана ответа, стимулирование похвалой. В ходе самостоятельной работы на уроке это разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, совет вспомнить нужное правило, выбор рациональной системы упражнений, предупреждение учащихся о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Для того чтобы обеспечить усвоение учащимися необходимого минимума знаний и умений по предмету, обучение должно быть направленно на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

  1. Сенсорное развитие.

Создание сенсорно насыщенной сферы в обучении способствует решению развивающих задач. Использую технические средства обучения, проводим несложные творческие работы, позволяющие смоделировать изучаемый материал. Например, я использую необычное домашнее задание по биологии, предлагаю детям изготовить из пластилина макет пластид, митохондрий, из природных материалов или бумаги выполнить клетку или её органоиды, нарисовать те или иные явления и процессы. Детям очень нравиться изготавливать тематическое лото, пазлы, дома, а потом при обобщении на уроке их использовать. Развитию сенсорики способствуют экскурсии, занятия на природе.

Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать над языковыми и фактами, обучению образным сравнениям.

Развитие памяти. Для учащихся классов ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объём и прочность. Для улучшения запоминания акцентирую внимание учащихся на материале, который необходимо запомнить, используем “включение’’ различных видов памяти через разные виды учебной деятельности: слушание, чтение, запись, наблюдение. Теоретический материал обязательно необходимо адаптировать. Например, очень часто я использую запись определения в виде схемы. Иногда можно предложить детям нарисовать правило, проиллюстрировать. Такое задание способствует психологической разгрузке учащихся, способствует лучшему запоминанию правила.

Развитие мышления. Для учащихся коррекционных классов характерно практическое и наглядно-образное мышление. Однако у учащихся среднего звена необходимо сформировать элементы теоретического мышления: понятия, мышления, умозаключения, причинно-следственных связей. При введении понятий опираюсь на имеющиеся у учащихся виды мышления, используя наглядность, наблюдая как можно больше примеров определяемого понятия, используем деятельностный подход. Например, изготовление моделей явлений, творческое оформление самостоятельных работ, использование заданий занимательного характера на установление причинно-следственных связей, необычных контрольных работ, проектной деятельности.



Необходимую сторону каждого вида учебной деятельности составляет внимание. Включение непроизвольного внимания возможно через использования необычных наглядных средств, изменение темпа изложения. Например, в своей работе применяем компьютер, проектор, используем фрагменты видеофильмов, тематические презентации, интерактивные тесты и интернет.

Важно место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью. Для учащихся с ОВЗ, имеющих малый объём памяти, уметь работать с учебной и справочной литературой важно не только для усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовке к профессиональной деятельности. Уроки – практикумы по работе со словарями и другой справочной литературой, которые провожу, очень интересны детям. Например, я в качестве самостоятельной работы предлагала детям подготовить сообщение о своём любимом животном, растении.

Не менее важна работа с тетрадью. Запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала организует работу учащихся, концентрирует внимание; грамотно выполненные и оформленные записи в тетради являются опорой при повторении материала, также эти записи представляют для ребёнка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха.

Домашние задания в классе ОВЗ должны быть не большими по объёму и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить определение, закончить упражнение, ответить на вопросы по тесту. Часто предлагаю написание мини-сочинений на разные темы.

Большую роль в процессе обучения в классах ОВЗ играет организация игровой деятельности, элементы занимательности. Например, в своей работе я использую объяснение нового материала с помощью биологической сказки, использую на уроке стихотворения, шуточные определения и термины.

Так как формирование коммуникативных навыков происходит непосредственно при взаимодействии учителя и ученика, то важной предпосылкой успешности обучения выступают хорошие человеческие взаимоотношения между педагогом и учащимися. Конструктивное взаимодействие учителя и ребёнка на уроках и во внеурочной деятельности повышает интерес учащегося к окружающему миру, к самому себе, способствует снятию комплекса неполноценности, повышает социальную и познавательную активность учащихся.

Эмоциональная заряженность учебных целей – одно из определяющих условий успеха коррекционно-развивающей деятельности. Психологами установлено, что эмоции оказывают существенное влияние на процесс и результат любой деятельности, в том числе и учебной. Поэтому, важно развивать в ребёнке веру в свои силы возможности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!