Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 94"
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ УЧЕБНОЙ - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Л.А. Соколова, учитель начальных классов
2017-2018 гг.
В новой редакции Закона «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому организация образовательного и воспитательного процесса начального общего образования нацелена на сохранение и укрепление здоровья, безопасности учащихся, на успешную самореализацию в различных сферах деятельности, формирование гражданской ответственности и самосознания, культуры и духовности, толерантности…
Важнейшей задачей образования в интересах общества и государства является воспитание учащихся, которая возложена на функции классного руководителя.
Высказывание Василия Александровича Сухомлинского можно отнести к деятельности классного руководителя: «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться». [1]
Создание благоприятных условий для реализации интересов, индивидуального развития личности учащихся, развития независимого творческого мышления, помощь в решении проблем при общении между собой, организация и воспитание классного коллектива - это все обязанности классного руководителя.
Как классному руководителю большим подспорьем в организации и проведении различных мероприятий помогает внеурочная деятельность по программе духовно – нравственного направления «И в миру, и в ладу» Четкова Т.Н., цели и задачи которой тесно перекликаются с планом по воспитательной работе.
Цель программы:
Создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в аспекте гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития на основе историко-культурной среды праздников народного календаря, произведений многонационального фольклора. [2]
Работа по разделам «Преданья старины глубокой», «Ярмарка», «Здоровейка», «Данила - мастер и Марья- искусница», «Делу- время, потехе- час», «Светлица» и реализуемые мероприятия дополняют друг друга и обеспечивают полноту образовательного и воспитательного процессов, направленных на достижении цели и ожидаемых результатов, которые как правило проявляются не сразу.
Классные часы, мероприятия помогают развитию регуляции поведения. Например, «Человек без друзей, что дерево без корней»- отношение к ровесникам, «Целую бабушкины руки»- к пожилым людям и т.д. Повышение уверенности в своих силах и раскрытие познавательного и творческого потенциала (Например, мероприятие «Богатырская сила», участие в выступлении на празднике, конкурсах, соревнованиях и т.д.), формирование позитивной моральной позиции (Например, беседа «Герой или драчун?»)
Конечно, классный руководитель выполняет организационно координирующие функции:
-устанавливаю контакт с родителями учеников, с целью оказания им помощи в воспитании учащихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования), провожу консультации, беседы;
- организую образовательный и воспитательный процесс на основе тематических мероприятий;
-стимулирую деятельность в системе дополнительного образования;
- веду документацию (электронный классный журнал, личные дела, план классного руководителя).
Аналитика - прогностическая и контрольные функции перед классным коллективом помогают мне изучить особенности обучающихся и динамики их развития: умения выражать свое отношение к традициям праздника, проблемы, событиям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, определить перспективы класса.
Содействуя благоприятному психологическому климату в классе, исполняю и коммуникативную функцию, так как сегодня актуально и важно культурно - речевое воспитание. «Там, где дети усиленно учатся говорить,… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - писал известный русский ученый А.М. Пешковский. [3]
Помогая в формировании коммуникативных качеств у школьника, создается модель правильного общения, которая поможет в дальнейшем решить жизненные проблемы.
Каждое мероприятие помогает:
- развивать умение слушать и понимать речь других
-выразительно читать и пересказывать текст (Например, выступление докладчика или выразительное чтение истории праздника – дня Святого Валентина)
-оформлять свои мысли в устной форме
- работать в паре, группе (Использование приема мозгового штурма, прием «вишенка», «солнышко», когда ребята показывают окончание своей работы)
Для того чтобы усвоить культуру поведения в какой-то данной ситуации я использую на классных часах сюжетно - ролевые игры, тренинги. В играх ребята охотно моделируют решение поставленной задачи («После третьего звонка», «Об истории хороших манер», «Гости в моем доме»).
Воспитание гражданской, патриотической идентичности в программе проводится через совместную деятельность детей, знакомство с играми, сказками, традициями народов нашего государства, освоение учащимися моральных, этических и культурных ценностей.
Например, на классном мероприятии, которое посвящено дню 4 ноября – праздник «День Единства России» ребята знакомятся с его историей, героями и их значимой роли для построения Российского государства, разучивают народные игры. Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто» позволяет не только расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, но и дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в справедливость и правду, поспособствует воспитанию патриотических чувств и уважительному отношению к ветеранам войны.
На основе мастер- классов («Приготовление блинов», «Уроки мастерства») в ребятах воспитывается трудолюбие и способность к познанию.
Через физкультминутки, танцевальные перемены, тематические беседы («Режим дня», «Питание и здоровье», «Кожа человека и ее здоровье» …), участие в соревнованиях («В здоровом теле - здоровый дух») ребята осознают важность здоровья и здорового образа жизни, показывают боевой настрой, проявляют качества сплоченности, солидарности.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». [4]
На наш взгляд классный руководитель не только должен реализовать программу и обеспечить участие, но и ставить перед собой воспитательную полизадачность даже в одном мероприятии, умело организовать деятельность класса, родительского сообщества и педагогов партнеров для решения поставленных задач.
Например, организуя мероприятие «Масленица» мною были поставлены следующие задачи:
Познакомить ребят с жанрами фольклора, дать представление
об истории праздника (ребята делали доклады о значении каждого дня масленичной недели)
Развить навыки импровизации, творческие способности, а также социальную и познавательную активность можно используя:
- духовно- нравственное развитие (исполнение народной песни «Блины»)
- гражданское воспитание. Сценка «Народные гуляния». Через поставленную ситуацию ребята понимают, что свою силу можно показывать в разных формах (бои подушками), что нельзя причинить друг другу вред показывая свое физическое превосходство.
- воспитание трудолюбия (мастер- класс «Приготовление блинов»)
- воспитание здорового образа жизни (игра «Снежки», кстати, сами снежки изготовили ребята на внеурочном занятии «Данила-мастер и Марья - искусница»)
- эстетическое воспитание (В рамках программы «И в миру, и в ладу» группа ребят создали жаворонка, о котором впоследствии и рассказывали на мероприятии.)
Школа работает в сотрудничестве с МБОУ ДОШИ «Лицеем искусств» позволяет выполнять задачи эстетического воспитания так, как ребята обучаются на «Художественном», «Музыкальном», «Театральном», «Хореографическом» отделениях.
В классном коллективе вне зависимости от отделения, на котором ребята обучаются, они раскрывают свои способности, самостоятельно выполняя творческие задания. «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною» - изготовление кормушек для птиц. «Наш подарок ветеранам»- создание поздравительных открыток. Выполняя задания интеллектуального марафона, учащиеся включаются в информационный поиск. (Проект «Откуда произошла моя фамилия?»- требуется обращение к близким родственникам, архивам, справочникам; «За край свой насмерть стой»- работа с познавательной литературой, энциклопедией с целью найти информацию о русских полководцах А. Суворове, М. Кутузове; «Культура речи»- работа со словарем с целью поиска информации о происхождение слов).
Важно, чтобы все воспитывающие духовно- нравственные мероприятия осуществлялись исключительно в системе. Здесь нет важных и неважных задач, а результат работы классного руководителя, педагога порой можно увидеть спустя время. Задача классного руководителя с любовью и профессиональным умением подходить к своему делу, ведь ни одна беседа, занятие, классный час не проходят бесследно.
Результатом работы педагога является комплекс навыков и умений, развиваемых у ребенка:
- совершенствование навыков устной речи в индивидуальных высказываниях и коллективном взаимодействии; запоминания художественных текстов; оформление индивидуальных творческих работ по темам; вырабатывание у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- получение опыта деятельности, нацеленного на создание конкретного, субъективно нового, значимого и полезного для ребенка продукта; возможность осмысления и сравнения внешнего результата с внутренним представлением.
- придумывание разных вариантов создания индивидуальных творческих продуктов из различных материалов; применение продукта в реальной практической деятельности.
- выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение личной гигиены, ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
- формирование положительных привычек, согласование различных позиций и действий в сотрудничестве.
- умение организовать проведение досуга. Проведение праздника (чаепития) в классе. Целевые (тематические) прогулки на воздухе (собирание полевых цветов, листьев).
- умение соответствовать общепринятым правилам поведения в обществе.
- формирование положительных привычек; развитие навыков культурного общения и досуга.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»- Василий Александрович Сухомлинский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Д.Ю. Шкарин / Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый, 2015., №2 – с. 570
Т.В. Четкова / Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «И в миру, и в ладу» //г. Тольятти, 2011, с.8
Т.Н. Максимова/ Классные часы: 2 класс - М.: ВАКО, 2011- с.3
Кривцун, О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.