СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система работы классного руководителя по созданию целостно учебно воспитательной среды в начальной школе" (из опыта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система работы классного руководителя по созданию целостно учебно воспитательной среды в начальной школе" (из опыта)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 94"














СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ УЧЕБНОЙ - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

















Л.А. Соколова, учитель начальных классов

2017-2018 гг.

В новой редакции Закона «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому организация образовательного и воспитательного процесса начального общего образования нацелена на сохранение и укрепление здоровья, безопасности учащихся, на успешную самореализацию в различных сферах деятельности, формирование гражданской ответственности и самосознания, культуры и духовности, толерантности…

Важнейшей задачей образования в интересах общества и государства является воспитание учащихся, которая возложена на функции классного руководителя.

Высказывание Василия Александровича Сухомлинского можно отнести к деятельности классного руководителя: «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем о судьбе другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться». [1]

Создание благоприятных условий для реализации интересов, индивидуального развития личности учащихся, развития независимого творческого мышления, помощь в решении проблем при общении между собой, организация и воспитание классного коллектива - это все обязанности классного руководителя.

Как классному руководителю большим подспорьем в организации и проведении различных мероприятий помогает внеурочная деятельность по программе духовно – нравственного направления «И в миру, и в ладу» Четкова Т.Н., цели и задачи которой тесно перекликаются с планом по воспитательной работе.

Цель программы:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в аспекте гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития на основе историко-культурной среды праздников народного календаря, произведений многонационального фольклора. [2]

Работа по разделам «Преданья старины глубокой», «Ярмарка», «Здоровейка», «Данила - мастер и Марья- искусница», «Делу- время, потехе- час», «Светлица» и реализуемые мероприятия дополняют друг друга и обеспечивают полноту образовательного и воспитательного процессов, направленных на достижении цели и ожидаемых результатов, которые как правило проявляются не сразу.

Классные часы, мероприятия помогают развитию регуляции поведения. Например, «Человек без друзей, что дерево без корней»- отношение к ровесникам, «Целую бабушкины руки»- к пожилым людям и т.д. Повышение уверенности в своих силах и раскрытие познавательного и творческого потенциала (Например, мероприятие «Богатырская сила», участие в выступлении на празднике, конкурсах, соревнованиях и т.д.), формирование позитивной моральной позиции (Например, беседа «Герой или драчун?»)

Конечно, классный руководитель выполняет организационно координирующие функции:

-устанавливаю контакт с родителями учеников, с целью оказания им помощи в воспитании учащихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования), провожу консультации, беседы;

- организую образовательный и воспитательный процесс на основе тематических мероприятий;

-стимулирую деятельность в системе дополнительного образования;

- веду документацию (электронный классный журнал, личные дела, план классного руководителя).

Аналитика - прогностическая и контрольные функции перед классным коллективом помогают мне изучить особенности обучающихся и динамики их развития: умения выражать свое отношение к традициям праздника, проблемы, событиям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, определить перспективы класса.

Содействуя благоприятному психологическому климату в классе, исполняю и коммуникативную функцию, так как сегодня актуально и важно культурно - речевое воспитание. «Там, где дети усиленно учатся говорить,… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - писал известный русский ученый А.М. Пешковский. [3]

Помогая в формировании коммуникативных качеств у школьника, создается модель правильного общения, которая поможет в дальнейшем решить жизненные проблемы.

Каждое мероприятие помогает:

- развивать умение слушать и понимать речь других

-выразительно читать и пересказывать текст (Например, выступление докладчика или выразительное чтение истории праздника – дня Святого Валентина)

-оформлять свои мысли в устной форме

- работать в паре, группе (Использование приема мозгового штурма, прием «вишенка», «солнышко», когда ребята показывают окончание своей работы)

Для того чтобы усвоить культуру поведения в какой-то данной ситуации я использую на классных часах сюжетно - ролевые игры, тренинги. В играх ребята охотно моделируют решение поставленной задачи («После третьего звонка», «Об истории хороших манер», «Гости в моем доме»).

Воспитание гражданской, патриотической идентичности в программе проводится через совместную деятельность детей, знакомство с играми, сказками, традициями народов нашего государства, освоение учащимися моральных, этических и культурных ценностей.

Например, на классном мероприятии, которое посвящено дню 4 ноября – праздник «День Единства России» ребята знакомятся с его историей, героями и их значимой роли для построения Российского государства, разучивают народные игры. Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто» позволяет не только расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, но и дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в справедливость и правду, поспособствует воспитанию патриотических чувств и уважительному отношению к ветеранам войны.

На основе мастер- классов («Приготовление блинов», «Уроки мастерства») в ребятах воспитывается трудолюбие и способность к познанию.

Через физкультминутки, танцевальные перемены, тематические беседы («Режим дня», «Питание и здоровье», «Кожа человека и ее здоровье» …), участие в соревнованиях («В здоровом теле - здоровый дух») ребята осознают важность здоровья и здорового образа жизни, показывают боевой настрой, проявляют качества сплоченности, солидарности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». [4]

На наш взгляд классный руководитель не только должен реализовать программу и обеспечить участие, но и ставить перед собой воспитательную полизадачность даже в одном мероприятии, умело организовать деятельность класса, родительского сообщества и педагогов партнеров для решения поставленных задач.

Например, организуя мероприятие «Масленица» мною были поставлены следующие задачи:

  • Познакомить ребят с жанрами фольклора, дать представление

об истории праздника (ребята делали доклады о значении каждого дня масленичной недели)

  • Развить навыки импровизации, творческие способности, а также социальную и познавательную активность можно используя:

- духовно- нравственное развитие (исполнение народной песни «Блины»)

- гражданское воспитание. Сценка «Народные гуляния». Через поставленную ситуацию ребята понимают, что свою силу можно показывать в разных формах (бои подушками), что нельзя причинить друг другу вред показывая свое физическое превосходство.

- воспитание трудолюбия (мастер- класс «Приготовление блинов»)

- воспитание здорового образа жизни (игра «Снежки», кстати, сами снежки изготовили ребята на внеурочном занятии «Данила-мастер и Марья - искусница»)

- эстетическое воспитание (В рамках программы «И в миру, и в ладу» группа ребят создали жаворонка, о котором впоследствии и рассказывали на мероприятии.)

Школа работает в сотрудничестве с МБОУ ДОШИ «Лицеем искусств» позволяет выполнять задачи эстетического воспитания так, как ребята обучаются на «Художественном», «Музыкальном», «Театральном», «Хореографическом» отделениях.

В классном коллективе вне зависимости от отделения, на котором ребята обучаются, они раскрывают свои способности, самостоятельно выполняя творческие задания. «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною» - изготовление кормушек для птиц. «Наш подарок ветеранам»- создание поздравительных открыток. Выполняя задания интеллектуального марафона, учащиеся включаются в информационный поиск. (Проект «Откуда произошла моя фамилия?»- требуется обращение к близким родственникам, архивам, справочникам; «За край свой насмерть стой»- работа с познавательной литературой, энциклопедией с целью найти информацию о русских полководцах А. Суворове, М. Кутузове; «Культура речи»- работа со словарем с целью поиска информации о происхождение слов).

Важно, чтобы все воспитывающие духовно- нравственные мероприятия осуществлялись исключительно в системе. Здесь нет важных и неважных задач, а результат работы классного руководителя, педагога порой можно увидеть спустя время. Задача классного руководителя с любовью и профессиональным умением подходить к своему делу, ведь ни одна беседа, занятие, классный час не проходят бесследно.

Результатом работы педагога является комплекс навыков и умений, развиваемых у ребенка:

- совершенствование навыков устной речи в индивидуальных высказываниях и коллективном взаимодействии; запоминания художественных текстов; оформление индивидуальных творческих работ по темам; вырабатывание у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- получение опыта деятельности, нацеленного на создание конкретного, субъективно нового, значимого и полезного для ребенка продукта; возможность осмысления и сравнения внешнего результата с внутренним представлением.

- придумывание разных вариантов создания индивидуальных творческих продуктов из различных материалов; применение продукта в реальной практической деятельности.

- выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение личной гигиены, ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.

- формирование положительных привычек, согласование различных позиций и действий в сотрудничестве.

- умение организовать проведение досуга. Проведение праздника (чаепития) в классе. Целевые (тематические) прогулки на воздухе (собирание полевых цветов, листьев).

- умение соответствовать общепринятым правилам поведения в обществе.

- формирование положительных привычек; развитие навыков культурного общения и досуга.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»- Василий Александрович Сухомлинский.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Д.Ю. Шкарин / Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый, 2015., №2 – с. 570

  2. Т.В. Четкова / Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «И в миру, и в ладу» //г. Тольятти, 2011, с.8

  3. Т.Н. Максимова/ Классные часы: 2 класс - М.: ВАКО, 2011- с.3

  4. Кривцун, О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!