СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлена система работы с одаренными детьми в начальной школе.  Рассмотрены следующие вопросы:  способы выявления одарённых детей и создание системы работы с ними, создание условий для оптимального развития одаренных детей. Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"»

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Елена Александровна Задачина

учитель начальных классов, руководитель творческой группы «Одаренные дети»

МКОУ СШ № 5 городского округа город Фролово Волгоградской области


В данной статье представлена система работы с одаренными детьми в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы:  способы выявления одарённых детей и создание системы работы с ними, создание условий для оптимального развития одаренных детей. Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога.

Актуальность

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У каждого ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Наша школа работает по программе «Одаренные дети».

Главная наша цель – воспитать каждого ученика успешным. Для этого поставлены задачи:

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

  3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

  6. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые результаты.

  • реализация творческого потенциала детей

  • занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

  • разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

  • использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

  • обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности


Мы хотели бы достичь такой модели одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность;

  • личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами.

Для нас очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».

Развитие творческого потенциала

               1. Как известно, в любом деле, прежде всего, важна мотивация.

     Младшие школьники, наверное, самые активные ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.

      Для мотивации к различным видам деятельности учителя в нашей школе со своими учащимися создают портфолио с последующей презентацией.

Реализация программы «Одаренные дети» прошла I этап (организационный) -диагностико – прогностический.

Проведены семинары-практикумы с учителями по вопросам выявления одаренных детей. Систематизирован диагностический комплекс технологий и методик по выявлению одаренных детей, а также образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

Мониторинг одаренности в начальной школе проведён с использованием следующих методик: «Диагностика одаренности младших школьников, втор – А.И.Савенков, анкета для учащихся и родителей, методика, "Карта одаренности" Хаана и Кафа, анкета для родителей «Карта одаренности», анкета для учащихся «Карта одаренности», методика «Интеллектуальный портрет» - для учителей.

Проведён анализ успеваемости учащихся начальных классов, составлена карта участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. На основании проведённого мониторинга составлен банк данных по одаренным учащимся начальной школы.

Далее реализация программы «Одаренные дети» вступила во второй этап – практический, а именно: составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей повышенного уровня обучаемости. Проведены семинары-практикумы с учителями по вопросам составления индивидуальных маршрутов обучения данной категории обучающихся.

При составлении индивидуальных маршрутов обучения педагогам был предложен образец составления, использовались методики Голованова В.П., Матюшкина А.М., Логиновой Р.Н., Савенкова А.И.

Были определены цели и задачи маршрута, исходя из результатов диагностики. Составлена характеристика учащегося, проведена анкета с родителями, учитывались интересы обучающегося. Исходя из данной работы, педагоги подбирали методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному маршруту.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи, в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В нашей школе созданы условия успешной работы с одаренными учащимися.

Мы четко осознаём, что работая с одаренными детьми, учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Какие же формы работы используют наши педагоги, работая с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого- педагогических знаний родителей;

  • включение родителей в учебно- воспитательный процесс;

  • взаимодействие лицея и родителей в развитии способностей ребёнка

Основными принципами в работе с родителями являются:

  1. Открытость для родителей

Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о программе обучения, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для того, чтобы у родителей возникло желание посещать учебные занятия.

  1. Уважение интересов и возможности каждой семьи

Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее возможностей.

  1. Обретение в родителях своих союзников

Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни ребёнка и стремится к выработке совместных решений, которые являются базой для двустороннего сотрудничества.

  1. Поощрение семьи к более тесным контактам между собой

Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в подготовке детей к различным конкурсам, играм, соревнованиям.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение  лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это - лекции следующего характера:

  1. Понятие одаренности.

  2. Виды одаренности.

  3. Психологические аспекты одаренности.

  4. Социальная адаптация одаренного ребенка.

Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу с одарёнными детьми в школе, а также отслеживать их успехи и в дальнейшем.

Важно помнить, что «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»




Список литературы

  1. Рыбалка В.В. «Определение понятий одаренности и таланта, гениальности личности…» Учебно-метод. пос. Киев: Ника-Центр, 2033, с.204

  2. Платонов К.К. «Проблемы способностей». М.: Наука, 1972, с.192.

  3. Савенков А.И. «Что такое детская одаренность?» // Школьный психолог, 2004, №32.

  4. Савнеков П.И. «Одаренные лети в школе и дома». М., 2000.

  5. «Психология одаренности детей и подростков» / под ред. Н.С.Лейтес, М, 2000.

  6. Одаренные дети / под ред. Г.В.Бурменской, В.М. Слуцкого, М, 1991.

  7. Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М., 1991.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!