Система работы школы с низкими образовательными результатами в рамках Программы перевода образовательной организации в эффективный режим развития
Аксенова Антонина Андреевна, заместитель директора по УВР Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иртышская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
Сегодня приоритетными задачами Нацпроекта «Образование» являются обеспечение:
• глобальной конкурентоспособности российского образования;
• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
А значит, перед каждой образовательной организацией должна быть поставлена задача – воспитание конкурентоспособного выпускника, готового использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
С целью повышения качества и результативности образовательной деятельности МБОУ «Иртышская СОШ» в 2019-2020 учебном году была переведена в эффективный режим развития.
В рамках проведения оценки результативности работы МБОУ «Иртышская СОШ» при переходе на Программу перевода в эффективный режим развития по итогам 2018-2019 учебного года осуществлялся анализ работы школы по семи направлениям:
1. Массовость достижения базовых результатов.
2. Развитие таланта.
3. Прозрачность и объективность образовательного процесса
4. Качество образовательной среды.
5. Индивидуализация образовательного процесса.
6. Результаты участия в региональных и федеральных программах.
7. Качество реализации Программы перевода образовательной организации в эффективный режим развития.
По итогам анализа результативности нашей образовательной организации были выявлены проблемы в направлениях «Массовость достижения базовых результатов» и «Качество реализации программы перевода образовательной организации в эффективный режим развития».
В целях оценки результативности направления «Массовость достижения базовых результатов» был проведен анализ всероссийских проверочных работ, комплексных работ, итогового сочинения, итогового собеседования, регионального мониторинга, государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования и по программам среднего общего образования, который показал, что обучающиеся нашей школы демонстрируют низкие образовательные результаты. А также при перепроверке ВПР выявлено неправильное толкование критериев оценивания педагогами школы, что привело к необъективности полученных результатов.
В результате анализа направления «Качество реализации Программы перевода образовательной организации в эффективный режим развития» было установлено, что модель Индивидуальной программы профессионального развития для руководителя образовательной организации, разработанная в соответствии с Программой перевода школы в эффективный режим развития, требует внесения изменений.
Для достижения планируемых показателей по направлениям Программы перевода школы в эффективный режим развития требуется трансформация образовательной среды. Ведь еще гениальнейший физик А. Энштейн говорил: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Именно поэтому для повышения качества образовательного процесса, наша школа приняла решение - переход на проектное управление.
В течение 2019-2020 учебного года в нашей школе реализовывался управленческий проект «Стратегия профилактической и коррекционной работы в школе на основании анализа результатов ВПР и комплексных работ как средство организации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов обучающимися», цель которого заключалась в повышении качества планируемых образовательных результатов.
Для достижения цели проекта были поставлены три приоритетные задачи:
организация профилактической и коррекционной работы образовательного процесса в ОО по устранению выявленной проблемы.
Для решения данной задачи в течение 2019-2020 учебном году в рамках профилактической работы в школе были проведены:
- семинар, в ходе которого педагогам школы были предложены приемы работы с текстом по всем предметам учебного плана: задать вопросы к прочитанному тексту (ответ должен быть в тексте); выделить (подчеркнуть) ключевые слова в тексте. После этого составить план, графическую схему текста, или таблицу и т.д.; пересказ текста по составленному плану; свободный диктант; определение тем текста, основной мысли; определить лексическое значение слова. Словарная работа с незнакомыми словами; читать текст с карандашом; работа с иллюстрацией: найти на картине 10 деталей, дать их характеристику. Составить связный текст-описание; убрать ключевые слова из текста, ученик должен их записать; обращать внимание на заголовок текста. Анализировать его; выборочное чтение; поисковое чтение (поиск ответа на вопрос в тексте); на основе прочитанного составить кроссворд, схему, коллаж; обучение составлению синквейна; составление нового текста на основе прочитанного (напр.: предложить другой финал произведения и т.д.); чтение с остановками; кубик «Додумай вопрос» (предложи, придумай, почему, объясни, назови, поделись);
- семинары для педагогов по разбору критериев ВПР и комплексных работ, разбору заданий ВПР и комплексных работ.
Результативность проведенных семинаров отслеживалась в ходе посещения уроков администрацией школы.
В рамках коррекционной работы в течение учебного года:
- педагогами проводились индивидуальные и групповые консультации для коррекции пробелов в знаниях обучающихся;
- производилась корректировка КТП с целью включения в учебный процесс заданий по учебным предметам, направленных на формирование у обучающихся умений, по которым не достигнут планируемый результат согласно ФГОС и ООП;
- школьная творческая лаборатория «Урок на 40 баллов» организовала взаимопосещение уроков учителей-предметников и учителей начальных классов с целью оказания методической помощи по вопросам предметной компетентности.
Немаловажную роль при организации ВПР и комплексных работ играет объективность проведения этих процедур, именно поэтому в школе создана комиссия по проверке работ. Для проверки комплексных работ начальных классов привлекались педагоги основной школы, и наоборот.
разработка педагогами ИППР, включающих мероприятия, направленные на устранение выявленных проблем.
Для решения данной задачи каждый педагог школы отразил в дорожной карте Индивидуальной программы профессионального развития мероприятия, направленные на повышение компетентности в области формирования навыков смыслового чтения у обучающихся, например, посещение школьных, районных семинаров, КПК, просмотр вебинаров, ВКС, посещение школьной творческой лаборатории «Урок на 40 баллов» и т.д. Контроль реализации ИППР каждого педагога проходил в ходе посещения уроков и мониторинга достижений педагога, а также управленческой командой школы проводились индивидуальные собеседования с педагогами школы по вопросам реализации ИППР.
включение в воспитательный процесс мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации детей и воспитание грамотного читателя.
Для решения очередной задачи был затронут воспитательный процесс школы. Для повышения учебной мотивации и воспитания грамотного читателя классные руководители в течение учебного года проводили тематические классные часы, родительские собрания, организовывали книжные выставки в классных кабинетах. На школьном уровне в течение учебного года проводились следующие мероприятия: Конкурсы чтецов; Книжкина неделя; организованы совместные мероприятия с сельской библиотекой; на базе нашей школы была организована площадка для проведения Большого этнографического диктанта, участие в написании которого приняли не только ученики и педагоги школы, но и представители родительской общественности, социальные партнеры, Глава Иртышского СП. Данная работа продолжалась и в дистанционном режиме.
Результативность проведенных мероприятий отслеживалась в ходе посещения классных часов, родительских собраний, самих проводимых мероприятий административной командой школы, а также в ходе проведения мониторинговых процедур и анкетирования участников образовательного процесса.
По итогам реализации Проекта достигнуты следующие значимые результаты:
1. В школе сформирована рабочая Стратегия коррекционной и профилактической работы по устранению выявленной проблемы.
2. В ходе выполнения данного Проекта задействованы все участники образовательного процесса.
3. В результате анализа комплексных работ обучающихся, в сравнении с результатами предыдущего учебного года, виден рост качества выполненных заданий комплексных работ.
В ходе реализации Проекта педагогическими работниками нашей школы вносился вклад в муниципальную систему образования:
- в течение учебного года педагоги школы представляли свой опыт на семинарах по вопросам анализа ВПР;
- в течение первого полугодия 2019-2020 учебного года муниципальной фокус-группой разработана Единая модель индивидуальной программы педагогического развития (в состав фокус-группы входила заместитель директора по УВР МБОУ «Иртышская СОШ»);
- сегодня МБОУ «Иртышская СОШ» предлагает распространение опыта принятия управленческих решений по выявленной проблеме.
В настоящее время наша школа не останавливается на достигнутых результатах и в целях повышения качества образовательных результатов продолжает вести работу посредством реализации проекта «Управление качеством образования через формирование и развитие функциональной грамотности», приоритетными задачи которого являются:
формирование позитивного отношения педагогов к объективности результатов мониторинговых исследований;
повышение компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности у обучающихся;
внесение изменений в содержание модели Индивидуальной программы профессионального развития руководителя ОО.
По итогам реализации Проекта планируем:
1. Сформировать компетентность педагогов к объективности оценивания результатов мониторинговых процедур.
2. Сформировать команду профессионалов по формированию и развитию функциональной грамотности.
3. Доработать модель Индивидуальной программы профессионального развития руководителя ОО.
4. Достичь образовательных результатов на повышенном уровне за счет формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.