Финогеева Анна Николаевна, учитель ГБОУ СОШ №386 Кировского района СПб
Cоциальное партнерство в образовании
Любое государство, ориентированное на развитие, заинтересовано в такой системе образования, которая давала бы человеку возможность стать конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках труда.
Система образования в РФ в настоящее время переживает период модернизации. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства.
Термин «социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получила полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества [1].
Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих принципах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно активных образовательных учреждений, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
Исследования в области социального партнерства в образовании, проводимые западноевропейскими специалистами, позволяют выделить несколько ключевых параметров системы социального партнерства, от которых зависит устойчивость и социальная эффективность систем партнерства.
1. Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем учебного плана.
Немаловажным фактором является гибкость в поведении управленческих эшелонов системы образования.
Если достаточной свободы нет, то участие социальных партнеров будет минимальным.
2. Свобода выбора в положении участников системы социального партнерства. Степень свободы, которой обладают, например, родители (дети, учащиеся) в ситуации своего выбора в пользу определенного образовательного учреждения.
3. Разнообразие и дифференциация образовательных учреждений являются условием и следствием свободы выбора и важным стимулом для совершенствования их деятельности.
Так, например, вопросы развития профессионально- образовательных учреждений в направлении определенных специализаций и профилей как раз и могут подвергаться квалифицированному и полезному обсуждению с участием гражданских организаций.
4. Способность образовательных учреждений к выработке собственной политики должна быть достаточно развитой
. Если управленческий персонал образовательного учреждения недостаточно подготовлен к совместному с партнерами обсуждению и выбору ближайшей и отдаленной перспективы, если способность к выработке собственной политики остается слабой.
5. Финансирование образовательных учреждений должно гарантировать, что они в состоянии принимать решения и имеют определенную свободу в соответствии со своей политикой (миссией, программой и принципами развития) и потребностями.
Собственные финансовые ресурсы образовательного учреждения - существенное условие для вовлечения внешних партнеров и определенной экономической поддержки их деятельности в интересах системы образования [1].
В ряде стран, следуя положительному опыту социального партнерства в Королевстве Нидерландов, государство определяет только общие рамки деятельности частных компаний и организаций в сфере профессионального образования и обучения.
В Нидерландах действует неокооперативная модель распределения ролей между государством, компаниями и профсоюзами, когда именно ассоциации работодателей и профсоюзы наиболее активны. Государство лишь придает законность решениям, принятым на основе их договоренностей. действуют специально созданные в крупных отраслевых секторах национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом и ответственностью за экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в соответствующих отраслях. Эти организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполнившуюся государством (Министерством образования) [2]
Как показывает опыт европейских стран, сотрудничество социальных партнеров, представляющих интересы работодателей и работников, является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения, адекватного потребностям практики, но и роль государства в данном процессе нельзя преуменьшать.
О достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Вероятно, в России, как это было и за рубежом, становление систем партнерства также займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.
Привлечение общественности к управлению развитием образования - задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой - создание качественно нового уровня отношений, взаимодействия по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Список литературы
1. Марьин А. Социальное партнерство в образовании [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2011/01/21/398.
2. Олейникова О.Н., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза. //Высшее образование в России. 2006. № 6.