СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями, требует осваивать   эти технологии, с помощью которых возможна разработка новых приёмов и методов обучения. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся".»

Редькина А.В.

МКОУ школа-интернат

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.

Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями, требует осваивать эти технологии, с помощью которых возможна разработка новых приёмов и методов обучения. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий

Педагог, чтобы быть современным и востребованным обществом в профессиональном отношении, должен не отставать от своих учеников и активно использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии. Большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров.
Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Применение интерактивных технологий на уроке сегодня очень актуально. Об этом говорят современные исследования.

Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:

Мы запоминаем:

  • 10% того, что читаем

  • 20% того, что слышим

  • 30% того, что видим

  • 50% того, что видим и слышим

  • 80% того, что говорим

  • 90% того, что говорим и делаем.

В последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:

  • перегруженность школьных программ,

  • оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Педагогическая деятельность направлена как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

  1. Сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;

  2. Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

  3. Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;

  4. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

  5. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

  6. Повысить объём выполняемой на уроке работы.

  7. Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:

  1. Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий

  2. Широко использовать показ репродукций картин художников

  3. Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)

4. «Оживлять карты»

5. Активизировать учебный процесс и т.д

Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

  • Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного

  • Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков

  • Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Кроме того у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Преимущества использования презентаций:

I. Преподаватель сам конструирует урок;

II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);

III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

V.Урок становится более ярким!

2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «История России 20 век» Это позволяет нагляднее красочнее представит учащимся новый материал.

«+» использования дисков:

  1. Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.

  2. Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.

  3. Возможность тестового контроля учащихся.

Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам.

На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.

3) Использование тестов-тренажеров позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ГИА и ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день.

4) Метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.


Использование метода проектов позволяет:

  • Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами

  • Формировать коммуникативные навыки культуры общения

  • Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния

  • Развивать ключевые компетенции

  • Расширить кругозор

  • Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся

Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.); создание проектов по истории Древнего Мира « Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции»

С помощью данного метода реализованы социальные проекты «Спасибо деду за победу!», «Создание комплексного краеведческого музея в школе».

4) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).

Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;

для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор детей;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

  • идет более полное усвоение теоретического материала;

  • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

  • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!