Редькина А.В.
МКОУ школа-интернат
Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями, требует осваивать эти технологии, с помощью которых возможна разработка новых приёмов и методов обучения. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Педагог, чтобы быть современным и востребованным обществом в профессиональном отношении, должен не отставать от своих учеников и активно использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии. Большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров.
Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Применение интерактивных технологий на уроке сегодня очень актуально. Об этом говорят современные исследования.
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
10% того, что читаем
20% того, что слышим
30% того, что видим
50% того, что видим и слышим
80% того, что говорим
90% того, что говорим и делаем.
В последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:
перегруженность школьных программ,
оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Педагогическая деятельность направлена как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
Сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Повысить объём выполняемой на уроке работы.
Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Кроме того у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
V.Урок становится более ярким!
2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 5,6,7,8 классы», «История России 20 век» Это позволяет нагляднее красочнее представит учащимся новый материал.
«+» использования дисков:
Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
Возможность тестового контроля учащихся.
Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам.
На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.
3) Использование тестов-тренажеров позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ГИА и ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день.
4) Метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
Использование метода проектов позволяет:
Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
Формировать коммуникативные навыки культуры общения
Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
Развивать ключевые компетенции
Расширить кругозор
Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся
Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.); создание проектов по истории Древнего Мира « Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции»
С помощью данного метода реализованы социальные проекты «Спасибо деду за победу!», «Создание комплексного краеведческого музея в школе».
4) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).
Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.