СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание оптимальных социально - педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и чтения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации является теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Но чтобы язык стал средством познания действительности, обеспечивающим развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ, развивающим их абстрактное мышление, память, воображение, формирующим навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации, необходимо создание оптимальных социально – педагогических условий, основывающихся на принципах коррекционно – речевой  направленности обучения, принципах доступности, систематичности, последовательности, наглядности, индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

С целью снятия психо - эмоционального напряжения, усиления концентрации внимания,  активизации мыслительной деятельности урок начинаю с  психологического настроя: «На поэтической волне», «На философской волне», « Чтоб вершины знаний ты достиг…», «Скрестите шпаги наших мнений…», «Оглянись и удивись…», «Вверх по радуге», «Сорви яблоко – назови цель урока», «Снежинки знаний, умений, навыков», «Когда тетрадь я открываю…»

 Актуализации знаний, развитию монологической речи на грамматическом материале, воспитанию языковой компетенции на этапе повторения изученного , вхождения в новую тему использую теоретические разминки «Часть речи рассказывает о себе так…», «Узнай падеж по падежному вопросу и по падежному вопросу падеж», «Назови форму слова и начни урок», игровые упражнения «Попади в грамматическую цель», «Определи верный маршрут самолета в грамматическом пространстве», «Третье лишнее»,  карточки с дифференцированными заданиями, рассказ на грамматическую тему «Повторяем то, что знаем»,  по плану, схеме,  таблице, опорным сигналам в соответствии с уровнями обученности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание оптимальных социально - педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и чтения."»

Создание оптимальных социально - педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и чтения.

Марина Федоровна Егорова, учитель высшей категории

МКОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

город Троицк, Челябинская область.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации является теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Но чтобы язык стал средством познания действительности, обеспечивающим развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ, развивающим их абстрактное мышление, память, воображение, формирующим навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации, необходимо создание оптимальных социально – педагогических условий, основывающихся на принципах коррекционно – речевой направленности обучения, принципах доступности, систематичности, последовательности, наглядности, индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

С целью снятия психо - эмоционального напряжения, усиления концентрации внимания, активизации мыслительной деятельности урок начинаю с психологического настроя: «На поэтической волне», «На философской волне», « Чтоб вершины знаний ты достиг…», «Скрестите шпаги наших мнений…», «Оглянись и удивись…», «Вверх по радуге», «Сорви яблоко – назови цель урока», «Снежинки знаний, умений, навыков», «Когда тетрадь я открываю…»

Актуализации знаний, развитию монологической речи на грамматическом материале, воспитанию языковой компетенции на этапе повторения изученного , вхождения в новую тему использую теоретические разминки «Часть речи рассказывает о себе так…», «Узнай падеж по падежному вопросу и по падежному вопросу падеж», «Назови форму слова и начни урок», игровые упражнения «Попади в грамматическую цель», «Определи верный маршрут самолета в грамматическом пространстве», «Третье лишнее», карточки с дифференцированными заданиями, рассказ на грамматическую тему «Повторяем то, что знаем», по плану, схеме, таблице, опорным сигналам в соответствии с уровнями обученности учащихся.

Обогащению словарного запаса, воспитанию эмоциональной отзывчивости, интереса к языковым явлениям способствуют правила в стихах собственного сочинения: «Гимн Имени существительному», «Определяю я предметы…», «Что без меня предметы - лишь названья…», « Если скажем мы: он мой…», «Слово-целое частей…», о правописании безударных гласных, парных, непроизносимых, двойных согласных , слогах, ударении, частях речи, частях слова, предложении, знаках препинания, поэтическая композиция «Русский язык велик и могуч!»

С целью развития исследовательских навыков: самоконтроля, самооценки, самоанализа , умения находить решение орфографических задач, расширения запаса представлений через сопоставление, сравнение в процессе изучения нового материала - использую работу с элементами исследования «В роли исследователей».

1. Определяется цель исследования. Так, при изучении темы «Правописание ь на конце существительных после шипящих» ставилась цель:

- Выяснить условия возникновения орфограммы «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».

2 В ходе анализа графического обозначения орфограммы на примерах исследуются условия написания мягкого знака.

3. Формулируется вывод. Сопоставляется с правилом в учебнике.

4. Составляется алгоритм, таблица.

Для формирования практических умений и навыков по применению правила, алгоритма в нестандартной ситуации используется работа с текстом, с перфокартами, построение орфографического графика, решение грамматических примеров.

С целью развития умения систематизировать изученный на уроке материал, выявления степени его усвоения, воспитания самостоятельности, целенаправленности и настойчивости в деятельности использую карточки анализа и обобщения «Что я узнал и понял?», которые содержат теоретическую и практическую части.

В теоретической части учащиеся формулируют основные понятия изученного на уроке учебного материала, при выполнении практической части показывают практические умения в применении ключевых компетенций в самостоятельной практической деятельности.

Эффективной формой проверки знаний, умений и навыков учащихся является использование карточек обобщения по различным темам: «Что я узнал о частях речи», «Что я узнал о предложении», «Что я узнал о составе слова», «Что я узнал о звуках речи».

Например, при изучении темы « Правописание безударных окончаний имен существительных» в теоретической части учащиеся 1 и 2 групп обучения формулировали правило самостоятельно или с опорой на материал учебника, учащиеся 3 группы- с опорой на схему – подсказку «Дополни правило».

На уроках обобщения и систематизации знаний, умений, навыков использую элементы проектной технологии. Учащиеся работают в парах, в группах творческого взаимодействия. При изучении тем «Повторение изученного об имени существительном», «Повторение изученного об имени прилагательном» «Экологи», создают грамматические проекты: «Дерево – Имя существительное», «Дерево – Имя прилагательное» Каждая группа создает свою ветвь «Дерева»- грамматический признак. Затем ветви - признаки объединяются, и создается целостная система грамматических признаков – художественный образ «Дерева - Имени существительного», «Дерева – Имени прилагательного».

С целью формирования основных понятий, ключевых компетенций использую презентации.

Формированию орфографической зоркости, фонематического слуха , умению применять знания в ходе самостоятельной работы способствуют такие формы контроля: самостоятельные, практические, проверочные, контрольные работы, тестирование, блиц-опросы, распределительные диктанты с самопроверкой, словарные диктанты с грамматическим заданием, зрительные диктанты, самодиктанты с элементами занимательности, свободный, объяснительный, выборочный, творческий , графический диктанты с взаимопроверкой.

Воспитывают положительную мотивацию к обучению построение орфографических графиков, которые использую при изучении различных тем. Например, «Правописание гласных и согласных в корне слова», «Правописание безударных личных окончаний глаголов», «Мягкий знак на конце различных частей речи», «Склонения имен существительных».

С целью устранения пробелов в усвоении учебного материала провожу работу над ошибками «Мои трудные слова» по плану: - Пишу правильно – Почему? – Примеры. Ребята составляют словарные диктанты «По следам моих ошибок». На их основе провожу словарные диктанты «По следам наших ошибок».

На развитие навыков делового письма, воспитание уверенности в речевой коммуникации, социальной адаптации, социальных норм направлены уроки развития речи официально - деловой речи, формирующие умение писать телеграмму, объяснительную записку, заявление, автобиографию, другие виды деловых бумаг.

Формированию навыков построения связного высказывания, развитию творческого воображения, активизации словаря способствуют сочинения по картине, по плану, по опорным словосочетаниям, изложения по плану, с грамматическим заданием.

Таким образом, уроки русского языка способствуют коррекции познавательной деятельности, личностных качеств, что формирует навыки самообразования и самореализации учащихся с отклонениями в развитии.

Чтение как вид речевой деятельности - один из важнейших способов коммуникации.

Цель уроков чтения и развития речи - развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление художественных произведений, нравственно - эстетическое, гражданское воспитание на основе произведений художественной литературы.

Для формирования ведущих понятий, ключевых компетенций, коррекции познавательной деятельности и личностных качеств на уроках чтения и развития речи использую формы обучения:

рассказ учителя с составлением таблицы, хронологического плана, исследование, устное сочинение, сообщения учащихся, конкурс, загадки, речевые разминки, занимательные, творческие задания, кроссворд, беседа, лексическая работа с текстом, викторина, ролевая игра, поэтическая композиция, заочная экскурсия, обзор, работа с иллюстрацией, иллюстрирование художественного произведения, составление «Словаря качеств героев», «Палитра цвета в произведении», тестирование, презентация, работа в группах творческого взаимодействия, использование элементов проектной технологии.

Тренинги хорошего настроения обогащают восприятие, представления, развивают творческое мышление.

На этапе «Актуализация знаний. Вхождение в тему» использую собственные поэтические зарисовки о героях «Узнай героя произведения».

Например, исполбзовала их на уроках по темам: «Русская народная сказка «Снегурочка»», «Р.Киплинг «Рикки – Тикки – Тави», «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

На открытом уроке на тему: «К.Г.Паустовский Сказка «Стальное колечко» использовала психологический настрой:

«Мы начинаем урок чтения.

Пусть будут поиски, решения,

Пусть будет мыслям вашим жарко,

Пусть будет он весенним, ярким!»

Использую поэтический текст собственного сочинения как средство актуализации знаний.

На уроке по теме: «Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя!» (Л.Толстой «Севастополь в декабре месяце»)» учащимся было предложено задание: «Послушайте стихотворение и подумайте, к какой героической странице истории нашей Родины можно отнести эти стихотворные строки…» Учащиеся готовили индивидуальные сообщения.

Группа «Биографы» рассказали об участии Л.Н.Толстого в обороне Севастополя.

«Историки» познакомили с хроникой четвертого бастиона.

Работа с пословицами, высказываниями о служении Родине, народу.

Соотнеся высказывания о служении Родине, народу, учащиеся назвали основную мысль произведения.

При изучении биографии писателя провожу работу в группах творческого взаимодействия. Группа «Биографы» знакомит с биографическими сведениями из жизни писателя, группа «Издатели» рассказывают об истории создания, времени, содержании произведений.

С целью воспитания интереса к творчеству писателя, развития творческого воображения оформляются тематические, информационно- иллюстративные выпуски: «И пробуждается поэзия во мне…», « По страницам художественных произведений», «Я рисую осень…», экологические поэтические выпуски, сборники творческих работ «Снежное кружево зимы», «Герб моей семьи».

Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи после чтения художественного произведения способствуют «Секретные материалы», в которые ребята самостоятельно или с помощью учителя включают вопросы по содержанию.

На уроках анализа художественного произведения раскрывается секрет этих материалов , вносятся дополнения и составляется подробный план аналитической беседы, способствующей достижению целей и задач урока.

Анализ произведения проводится по плану:

- Тема. Основная мысль.

-Герои, их поступки, взаимоотношения с другими героями.

- Отношение к изображаемому.

- Смысл названия.

Используется «Палитра настроения, интонаций»- выбор настроения, интонации при выразительном чтении произведения, построение ассоциативного ряда в процессе работы над понятием: Любовь - милосердие, забота. Смелость - храбрость, отвага, мужество, бесстрашие, стойкость, героизм, мужество; столкновение мнений:

«Пушкин - это небо, но в нем отражается земля». - Как вы понимаете эти слова?

- Что значит, «нерукотворный» памятник?

-Почему « к нему не зарастет народная тропа»?

- «Метель в природе –это…», «Метель в душе человека – это…»

- Раскройте понятия: «радостная метель», «грустная метель».

Работа с использованием элементов проектной технологии.

Работа по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Цветок» была построена в форме работы в группах творческого взаимодействия.

«Аналитики» передавали мысли и чувства поэта при виде цветка. «Иллюстраторы» представляли художественное решение проблемы. Участники «Творческой мастерской» называли эпитеты цветка, передавали содержание стихотворения движениями (инсценировали) : листали страницы книги, находили засохший цветок, произносили вопросы при виде цветка. Отмечались наиболее удачные творческие находки в соответствии с критериями оценки:

- Полнота, последовательность высказывания.

- Выразительность чтения.

- Оригинальность творческого замысла.

Работа с элементами исследования в группах была проведена при составлении сравнительной характеристики героев Жилина и Костылина на уроке по теме: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Одна группа учащихся исследовала поведение Жилина в плену, вторая группа учащихся исследовала поведение Костылина в плену. Обе группы оценивали действия героев в соответствии со Словарем оценки.

Оценив поведение героев, ребята сделали вывод, почему Л.Толстой, говоря о Жилине и Костылине, употребляет глагол «жил» в единственном числе. Точка зрения учащихся, основанная на наблюдениях, выводах, способствовала осуществлению нравственного выбора ребят, составлению «Словаря положительных качеств человека».

Побывав в роли исследователей пейзажных зарисовок в рассказе Л.Толстого «Севастополь в декабре месяце», ребята пришли к выводу, что «война- это противоестественное состояние, противное человеку и красоте окружающего мира».

На этапе обобщения материала по теме «Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя!» учащиеся выразили свою гражданскую позицию по рассматриваемой проблеме в гуманистическом проекте «Мир без войны».

Идейно- тематический отдел раскрывает тему, идею рассказа Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».

Аналитический отдел анализирует героев произведения, их поступки.

Исторический отдел познакомит со страницей новейшей истории города- героя Севастополя.

Художественный отдел представит тему благодарной памяти о тех событиях в поэтическом слове, предложит концепцию «Мир без войны» в иллюстрациях, плакатах.

Представив проект «Мир без войны», ребята доказали справедливость слов великого Л.Н.Толстого: «Надолго оставит в Росси следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

На уроке «С.Есенин Стихотворение «Береза»» в 5- том классе «Биографы» познакомили со страницами жизни и творчества С.Есенина, подготовили поэтическую композицию «О Русь, малиновое поле…»

Выполнив словарную работу, ребята пришли к пониманию выражений поэта: «сонная» тишина, «И горят снежинки в золотом огне». Тестовое задание помогло учащимся понять основную мысль стихотворения, соединить понятие с есенинским определением в работе в парах.

Обобщению знаний, впечатлений способствовала работа в группах творческого взаимодействия с элементами проектной технологии.

Работали отделы: научный, этнографический, экологический, художественный.

Представители научного отдела провели научный эксперимент на тему: «Стихотворение и пословицы».

Этнографы рассказали о происхождении слова «береза».

Экологи разработали комплекс мер для решения экологических проблем.

Художники- иллюстраторы представили образы стихотворения в виде рисунка.

Чтобы проверить степень усвоения учебного материала, провожу проверочные работы по творчеству писателя, тестирование «Что я узнал и понял, прочитав художественное произведение, отрывок из произведения?», сочинения, устные, письменные ответы на вопросы, заучивание наизусть, различные виды пересказа.

С целью активизации познавательной деятельности, обеспечения работоспособности, концентрации внимания использую динамические паузы, в том числе собственного сочинения. Так, На уроке по теме:» Л.Толстой «Кавказский пленник » бала проведена тематическая динамическая пауза:


В конце урока проводится самоанализ – итог, релаксации: «Урок был для меня… Я узнал, что…, понял, что…, благодаря тому, что…», «Урока время истекло…», «Цветок обобщения» - обобщающая оценка учителя, фиксирующая отношение учеников к работе на уроке.

С целью вовлечения в учебную деятельность учащихся с низкой мотивацией, с отсутствием мотивации к познавательной деятельности, с психопатийно- агрессивными особенностями поведения провожу конкурс «Лучшая тетрадь недели, четверти», авансирование оценок за старание, за аккуратность, за внимание, индивидуальные задания, работу в группе иллюстраторов художественных произведений, заполняю Дневник нарушений и достижений учащихся.

Таким образом, на уроках русского языка и чтения создаются оптимальные социально – педагогические условия для овладения русским языком как средством познания, чтением как основному виду речевой деятельности, что способствует успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!