СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание ситуации успеха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о создании ситуации успеха на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание ситуации успеха"»

Создание ситуации успеха как фактор развития личности ребенка в инновационном поле школы.


Способы активизации познавательной деятельности учащихся.


  1. Нетрадиционные формы урока.

(Уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения, уроки – конкурсы, уроки – творческие отчеты, уроки – игры, уроки – экскурсии…)


  1. Игровые формы, методы и приемы обучения.


  1. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому.


  1. Широкое применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).


Виды ситуаций:

    • Ситуация – выбор (из готовых решений - выбор оптимального);

    • Ситуация – неопределенность (неоднозначные решения, ввиду недостатка данных);

    • Ситуация – конфликт (борьба и единство противоположностей);

    • Ситуация – неожиданность (вызов удивления, парадокс, необычность);

    • Ситуация – предложение (предположение о новой идее, активный поиск);

    • Ситуация – опровержение (доказать несостоятельность идеи, проекта);

    • Ситуация – несоответствие (не вписывается в опыт и представления).

  1. Использование всех форм учебной работы учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные).


6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

По степени самостоятельности: репродуктивный, частично – поисковый, поисковый, исследовательский.


  1. Систематическое использование различных дидактических средств: тесты, карточки, кроссворды…

  1. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.


  1. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, т. е. стать более успешным.

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • Эмоциональные: поощрение, учебно–познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

  • Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

  • Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности.

  • Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.



Правила управления успехом на уроке.


Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся.

Каждому педагогу важно знать основные правила управления успехом на уроке.

  1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которых хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

  3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его интересы являются залогом успеха учащихся.

  4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание

Репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

  1. Предвкушение необычности, способности учителя удивлять играют важную роль на уроке.

  2. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

  3. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.

  4. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

  5. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать д/з. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

  6. Наряду с цифровой, развернутая словесная оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности урока.


Схема формирования адекватной реакции на неуспех.

(рекомендации Н. Л. Белопольской)

  1. Ситуация «искусственного успеха» путем исключения затруднительных для ребенка элементов деятельности.

  2. Обучение конкретной операции в ситуации успеха, когда достижения подчеркиваются, а недостатки игнорируются.

  3. Учитель обращает внимание на недостатки выполненного задания, но не порицает, а хвалит за старание и упорство, при этом обучает алгоритму выхода из ситуации неуспеха.

  4. Совместный поиск средств создания ситуации успеха, исправления ошибок по знакомому алгоритму.

  5. Самостоятельное исправление ребенком ошибок, как средство достижения успеха.


(Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

Успех – 1. удача в достижении чего-нибудь;

2. общественное признание;

3. хорошие результаты в работе, учебе.) Ожегов. Словарь.

В системе Занкова Л.В. делается акцент на самоанализ, самооценку учащихся. Нужно не жалеть времени на осознание каждым школьником своего личного продвижения в усвоении или причин неудачи в овладении материалом, в выполнении какого-то задания.


Советы:

- не торопить с ответами на вопросы, которые требуют обдумывания, «выдерживать паузу» - Занков Л.В.;

- практиковать одновременно «блиц – опрос»;

- не повторять ответы детей, чтобы слушали друг друга;

- продумывать соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной работы, начиная выполнение задания с самостоятельной работы с последующим обсуждением вариантов выполнения, первым привлекая слабого;

- определить 2 – 3 места в классе, чтобы на равных (сидя) участвовать в решении проблем.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!