Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание ситуации успеха"»
Создание ситуации успеха как фактор развития личности ребенка в инновационном поле школы.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Нетрадиционные формы урока.
(Уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения, уроки – конкурсы, уроки – творческие отчеты, уроки – игры, уроки – экскурсии…)
Игровые формы, методы и приемы обучения.
Переход от монологического взаимодействия к диалогическому.
Широкое применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
Ситуация – выбор (из готовых решений - выбор оптимального);
Ситуация – неопределенность (неоднозначные решения, ввиду недостатка данных);
Ситуация – конфликт (борьба и единство противоположностей);
Ситуация – неожиданность (вызов удивления, парадокс, необычность);
Ситуация – предложение (предположение о новой идее, активный поиск);
Ситуация – опровержение (доказать несостоятельность идеи, проекта);
Ситуация – несоответствие (не вписывается в опыт и представления).
Использование всех форм учебной работы учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные).
6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.
По степени самостоятельности: репродуктивный, частично – поисковый, поисковый, исследовательский.
Систематическое использование различных дидактических средств: тесты, карточки, кроссворды…
Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.
Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, т. е. стать более успешным.
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.
Эмоциональные: поощрение, учебно–познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности.
Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Правила управления успехом на уроке.
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся.
Каждому педагогу важно знать основные правила управления успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которых хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его интересы являются залогом успеха учащихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание
Репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способности учителя удивлять играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать д/з. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Наряду с цифровой, развернутая словесная оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности урока.
Схема формирования адекватной реакции на неуспех.
(рекомендации Н. Л. Белопольской)
Ситуация «искусственного успеха» путем исключения затруднительных для ребенка элементов деятельности.
Обучение конкретной операции в ситуации успеха, когда достижения подчеркиваются, а недостатки игнорируются.
Учитель обращает внимание на недостатки выполненного задания, но не порицает, а хвалит за старание и упорство, при этом обучает алгоритму выхода из ситуации неуспеха.
Совместный поиск средств создания ситуации успеха, исправления ошибок по знакомому алгоритму.
Самостоятельное исправление ребенком ошибок, как средство достижения успеха.
(Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.
Успех – 1. удача в достижении чего-нибудь;
2. общественное признание;
3. хорошие результаты в работе, учебе.) Ожегов. Словарь.
В системе Занкова Л.В. делается акцент на самоанализ, самооценку учащихся. Нужно не жалеть времени на осознание каждым школьником своего личного продвижения в усвоении или причин неудачи в овладении материалом, в выполнении какого-то задания.
Советы:
- не торопить с ответами на вопросы, которые требуют обдумывания, «выдерживать паузу» - Занков Л.В.;
- практиковать одновременно «блиц – опрос»;
- не повторять ответы детей, чтобы слушали друг друга;
- продумывать соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной работы, начиная выполнение задания с самостоятельной работы с последующим обсуждением вариантов выполнения, первым привлекая слабого;
- определить 2 – 3 места в классе, чтобы на равных (сидя) участвовать в решении проблем.
4