Спорт и военно-спортивные игры в системе патриотического воспитания
подрастающего поколения
Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всемсферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся
любви к своей Родине, готовность к её защите.
Программа по патриотическому воспитанию школьников, действующая в школе,
направлена на неустанную работу по созданию чувства гордости за свою школу, малую
Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий
возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения
авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества.
Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные
мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью,
укрепляющей основы российской государственности.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным
воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание. Оно направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.
В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания
представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие
направления деятельности:
1. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация
досуга школьников достигается различного рода спортивно-массовыми внеурочными
мероприятиями: «Дни здоровья», матчевые встречи по разным видам спорта (волейбол,
баскетбол, шорт трек, хоккей, футбол, робототехника, шашки, шахматы и т,д), мероприятия в рамках месячника ЗОЖ и месячника военно-спортивной и массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества, а также декады, посвященной Победе советского народа в ВОВ
1941-1945 гг, где основным спортивным мероприятием является военно-спортивная игра на местности, с приглашением ветеранов войны, афганцев. Дня защиты детей, проводимого в форме общешкольного спортивного праздника в последний день учебы в мае. Военно-спортивная игра на местности - это одна из разновидностей детских игр. Она
является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный
характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая
эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои
характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести: наличие
элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что
эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных
качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника.
Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы,
товарищества и взаимной выручки - одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры, смотр строя и песни.Содействие социально - ориентированному воспитанию молодежи (спортивные секции по баскетболу, волейболу, теквондо, каратэ, футбол, хоккей).
Сборные команды школы по отдельным видам спорта являются участниками
муниципальных соревнований. Ребята успешно защищают честь школы и являются
победителями в своих возрастных группах в районных соревнованиях лучший шахматист и шашист 2021 года. Принимают активное участие в республиканском соревновании Северное сияние. Так же участие в республиканском семинаре по точке роста в АСОШ №6. Проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России,
событиями военной истории, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота («Ану-ка, парни!», «Курс молодого бойца», «Смотр строя и песни», «Армейский чемоданчик», матчевые встречи по различным видам спорта к памятным датам, городская эстафета,посвященная дню Победы и т.д.).
Обеспечение прав и возможностей школьников на удовлетворение своих потребностей
в физической культуре и участии в массовом спортивном движении. Успех работы в
спортивно-патриотическом воспитании во многом зависит от наличия систематических
мероприятий, где, школьники в свою очередь начинают понимать значение занятий
физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Они должны научиться
чувствовать гордость не только за свои результаты, но и за достижения в мировом и
отечественном спорте.
Спорт — не во имя достижений, а во имя развития личности — может стать целью и
смыслом жизни для подростков и реальной альтернативой наркомании, алкоголизму,
правонарушениям. Нравственно-развитая личность – достойный гражданин своей страны.
В соответствии с этим, мы воспитываем здорового, физически крепкого подрастающее
поколение в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992, с. 249-250.
2.Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник
сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
664
3.Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика,
1982 г.
4.Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1978 г.