Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа как средство повышения двигательной активности обучающихся
Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся является организация и проведение внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников.
Цель этих мероприятий - обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.
Составной частью этой работы является споритвно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Ее задачи:
- привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физкультуры;
- воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия;
- развитие творческой инициативы и организаторских способностей.
Формы внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы достаточно разнообразны: - спортивные секции;
- группы общей физической подготовки с оздоровительной направленностью;
- физкультурно-оздоровительные клубы для учеников школы; - дни здоровья; - школьные спартакиады.
Данная работа должна носить массовый характер, иметь воспитательную и развивающую направленность. При правильной ее организации содержание работы должно быть тесно связано с учебными программами, способствовать расширению и углублению знаний о видах спорта, правилах соревнований, формировать жизненно необходимые двигательные умения, а при возможности ребенка выходить на уровень навыков.
Результатом внеклассной спортивной работы является не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и психологические приобретения, к которым, прежде всего, относится личность. Одно из основных положений психологической теории личности - положение о том, что личность формируется в деятельности. Это ярко проявляется в спорте, особенно в игровых видах.
Для обучающихся значительный интерес представляют спортивные игры, обладающие развивающими, оздоровительным и тренировочным эффектом.
На наш взгляд, в спортивных играх можно определить три стороны воздействия на занимающихся - моторная, психическая и социальная.
Моторная сторона. Спортивные игры признаются важным средством физического воспитания детей, так как при правильном применении в различных формах организации учебной деятельности они позволяют решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Секционные занятия, имеющие большую продолжительность чем урок, меньший состав занимающихся, узкий круг решаемых задач, позволяют целенаправленно применять методы словесного и наглядного воздействия, практические методы обучения для формирования техники движений и воспитания физических качеств, обеспечивающих успех ребенка в изучении данного вида спорта, укрепляя жизненно важные системы организма.
Доказана роль спортивных игр в улучшении обмена веществ, кровообращения, дыхания, деятельности центрального и периферического отделов нервной системы. Игры содержат соревновательный элемент, что позитивно влияет на формирование социальной активности ребенка. Все это содействует повышению умственной и физической работоспособности. Такая активная деятельность всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы важное условие успешного обучения.
Целенаправленная нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении.
Многообразие двигательных действий, входящих в содержание спортивных игр оказывает комплексное воздействие на развитие координационных и других двигательных способностей: к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Систематическое выполнение, упражнений способствует повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, ускоряет аналитико-синтетическую деятельность ЦНС, а все это способствует укреплению здоровья учащихся.
Психическая сторона. Особая ценность спортивных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные действия могут оказаться неэффективными. Игры способствуют варьированию движений в меняющейся обстановке. Они вынуждают мыслить наиболее экономно, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, укрощать эмоции.
Игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Играющему ребенку приходиться выбирать и совершать из множества (может заменить эти слова на нескольких) возможных операций одну, которая, по его мнению, целесообразна и может принести успех. Эффективность игрового поведения обуславливается целостным компонентом ориентировочной, интеллектуальной и двигательной деятельности. Спортивные игры способствуют развитию творческих способностей, воображения, самостоятельности действий, выработке умения выполнять правила игры.
Все игроки должны понимать и правильно оценивать игровые ситуации, и в соответствии с этим принимать решения об оптимальных вариантах совместных действий. К тому же каждый должен планировать свои действия, предусматривать поведение своих товарищей и согласовать с ними свою деятельность. Кроме этого нужно предусматривать и действия соперников, а при необходимости быстро на них реагировать. Все это требует от каждого учащегося значительных умственных усилий.
Игры содействуют воспитанию коллективизма, силы воли, стремления к победе, решительности, развивают игровое мышление.
Психические процессы: восприятие, ощущение, внимание, память, мышление, речь - выступают важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Следовательно, психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют особые виды деятельности. Причем выполнение физических упражнений сразу непосредственно в соревновательной деятельности и в процессе подготовки к ней рассматривается как способ достижения общего психологического и эмоционального комфорта.
Социальная сторона. Верно положение о том, что игра выступает в качестве модели социальной деятельности. «Человеческая игра - это такая деятельность, - пишет Эльконин, - в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игра предстает как деятельность, отражающая в условно обобщенной форме, отношение человека к миру, к людям, к самому себе, имеющую цель самовыражения индивида, формирование у него типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. Это один из способов освоения мира, самоутверждения человека».
Эльконин отмечает, что игра социальная по своей природе, по своему содержанию и происхождению, ее следует рассматривать как «арифметику социальных отношений».
Игра развивает наблюдательность, умение владеть собой, подчиняться правилам. Все это нужно человеку в его будущей жизни. Для того, чтобы быть принятыми обществом и стать его активными членами, учащиеся должны уметь адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, проявлять доброжелательность по отношению к окружающим (спортивная этика, положительное отношение к соперникам), они должны научиться контролировать свои потребности и проявление чувств.
Считается, что спортивные игры стимулируют формирование способности к лидерству, развитию самоконтроля и спортивной этики. Игровая деятельность способствует формированию «эмоционального развития личности».
Как отмечает Ананьев Б.Г., игра занимает ведущее место в социальном формировании человека - субъекта познания и деятельности. Игра выступает своеобразным этапом развития свойств человека, изменения его социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, то есть становления личности.
Таким образом, спортивные игры дают возможность учащимся воспитывать умения взаимодействовать с партнерами, координировать действия и поддерживать единство между членами группы, выполнять правила и подчиняться.