СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сторителлинг - современная педагогическая технология"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных педагогических технологий в системе дополнительного образования – важный аспект педагогической деятельности.  Многие педагоги с трудом привыкают к новым технологиям в образовании. В данной статье рассматриваются особенности технологии сторителлинг и возможности её использования на занятиях в дополнительном образовании.Использование современных педагогических технологий в системе дополнительного образования – важный аспект педагогической деятельности.  Многие педагоги с трудом привыкают к новым технологиям в образовании. В данной статье рассматриваются особенности технологии сторителлинг и возможности её использования на занятиях в дополнительном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сторителлинг - современная педагогическая технология"»

Сторителлинг - современная педагогическая технология



Аннотация. Использование современных педагогических технологий в системе дополнительного образования – важный аспект педагогической деятельности. Многие педагоги с трудом привыкают к новым технологиям в образовании. В данной статье рассматриваются особенности технологии сторителлинг и возможности её использования на занятиях в дополнительном образовании.



Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Наверное, каждый педагог замечал, как внимательно его слушают учащиеся, когда он рассказывает какую-то информацию своими словами, а не читает её в книге.

Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с технологией сторителлинга.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй», способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

Технологию сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Определение сторителлинга с точки зрения педагогической технологии представлено на экране.

Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Сторителлинг – педагогическая технология, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет ряд функций:

  • наставническая,

  • мотивирующая,

  • воспитательная,

  • образовательная,

  • развивающая.

Остановимся подробнее на цели и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем, как его правильно использовать.

Цели и задачи сторителлинга

Цель сторителлинга – захватить внимание учащихся с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

  • систематизировать и донести информацию;

  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

  • наглядно мотивировать поступки героев;

  • сформировать желание общаться.

Виды педагогического сторителлинга

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает учащимся конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. Может быть, как в устной форме, так и в виде анимации.

Пример сторителлинга: https://www.youtube.com/watch?v=awIGKnVHv4Q&feature=youtu.be

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и скрытого знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами – видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика:

Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

На русский язык термин МАЙНД-МЭП может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».

ОНЛАЙН ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СОЗДАВАТЬ ИСТОРИИ ДИСТАНЦИОННО И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:


  • VoicethreadVocaroo  – аудиозапись истории

  • Befunky  – создание коллажей, серии картинок

  • Superlame  – создание облаков с текстом

  • Wordcloud  – создание облаков со словами

  • Zimmertwins  – создание анимационной истории

  • Toondoo  – создание комиксов

  • Storybird  – создание истории в виде книги

  • Slidestory  – наложение звука на картинку


Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с учащимися разного возраста.

  1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

  2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса учащихся к теме занятия.

  3. Сторителлинг на основе сценария: учащийся становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или, когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

  4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.


Структура техники сторителлинг

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы – вступление, развитие события, кульминация, заключение.

Вступление

Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае если учащиеся, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту учащихся. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Развитие события

Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряжённее.

Кульминация

Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение

Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Наиболее важные моменты при создании истории

Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей.

  • Прежде всего, необходимо учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.

  • В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.

  • История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Можно использовать открытые вопросы в адрес учащихся, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого. Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.


Преимущества использования техники сторителлинг

с детьми разного возраста

  1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

  2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

  3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

  4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Детям намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Какие возможности дает сторителлинг?

Технология сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность;

  • заинтересовать каждого учащегося в происходящем действии;

  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

  • обогатить устную речь учащихся;

  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Кроме того, сторителлинг – это:

  • Отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого учащегося. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время; 

  • Форма дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование; 

  • Помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 

  • Помогает осваивать полезные сервисы и инструменты Интернета для создания историй; 

  • Успешное использование в проектной и совместной деятельности учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!