СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. «Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан на основе работы в школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья. «Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях школьников».»

Статья.  «Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях школьников».

 

 

Предупреждение  и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов  в знаниях той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающего.

Получив тетрадь после проверки, где учитель подчеркивает то место, где допущена ошибка, ученик, чтобы её осознать и ликвидировать, должен иметь под рукой текст орфограммы, определяющий способ правописания данного слова, образец его написания и комментирования. Такой информации у школьников нет, ему надо обратиться к специальной литературе. Мы знаем, что реально ученики не используют этот совет. При механической работе над ошибками не вырабатывается алгоритм правильного действия.

Проверив тетради, проведя опрос, учитель теряет информацию о количестве и характере его пробелов. Предлагается в школе система фиксации пробелов в знаниях, без которых дополнительная работа менее эффективна. Предлагаю алгоритм работы учителя по фиксации пробелов учащихся:

1.Провести анализ наиболее часто встречающихся ошибок.

2.Выделить наиболее часто встречающиеся в данном классе, у данного ученика.

3.Пробел зафиксировать в таблице и в индивидуальной карточке ученика.

4. Провести работу над их устранением.

5. Если пробел в знании материала ликвидирован, то вычеркнуть его в карточке.

По всем правилам, вынесенным в таблицу регистрации пробелов в знаниях, учитель разрабатывает специальные карточки. На лицевой стороне её – текст правила или алгоритм распознания, на обороте – образец применения. Главные, ключевые слова , отражающие специфику действий, выделяются цветовым оформлением, связи и зависимости показаны стрелками. Карточки пронумерованы. При появлении затруднения в правильности написания с текстом соответствующей  карточки ребятам разрешается консультироваться. Такая работа обеспечивает максимальный уровень индивидуальной деятельности с учениками на уроке в соответствии с характером имеющихся у них проблем. Это особенно важно для слабых и неуверенных в себе ребят.

 

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне слова, надо подобрать такое родственное проверочное слово, в котором этот согласный произносится  четко.

 

Звездный – звезда.

Радостный – радость.

Чудеса – чудесный.

 

Математика.

Ф И уч-ся

Сложение и вычитание в пределах 10

Сложение и вычитание с переходом через 10

Решение задач

Решение уравнений

Арбузов Максим

 __

          +

       +    

      +

Берёза Алина

  ---

            +

         +

         --

Смирнов Сергей

   +

           +

          +                                                                

         +

Щербань Лилия

       _

               -

           +

       _

  

 В массовой практике учителя пытаются ликвидировать пробел в знаниях школьников на дополнительных занятиях ( по группам, индивидуально) Это направление дает положительные результаты.

Но не надо забывать и о работе на уроках. Закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов.


1 вариант: поэтапное закрепление  каждого в отдельности  материала включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом в уроке.

2 вариант:  организуется этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученные знания в разных задачах и ситуациях с разными дидактическими целями.

Закрепление может проводится:

1.Обощенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Такой повтор не включает иллюстраций, доказательств, фиксируется только основное.

2.Запись основных изученных положений составлением опорной схемы, выделение ключевых слов и выражений.

3.Выполнение практических действий по заданному образцу, решением типовых , постепенно усложняющихся задач.

4. Составление плана изученного материала и повторение изученного по плану.

5.Комментирование образцов готовых решений.

6. Решение в общем виде с комментирование анализа в каждого действия и преобразования.

Не надо требовать на этом этапе запоминания  формулировок правил и определений. Закрепление это элементы обучения, а не контроля знаний, и его цель – достичь понимания материала.


Советы учителю при работе ликвидации пробелов в знаниях учащихся:


1. Определите критерии по которым можно судить об усвоении материала.

2. Постепенно усложняйте и укрупняйте закрепленный материал.

3. Организовать работу с учениками в индивидуальном темпе для него, не торопите ребят с медленным  темпом восприятия.

4.Если есть возможность используйте игровые моменты.

5. Не выносите на доске допущенные ошибки. Полезно разбирать как надо делать, а не как не надо.

6.Продумайте меры стимулирования и поощрения для слабых ребят.

7.Сложностью вычислений не затуманивайте осознание способа и последовательности действий, пока они полностью не усвоены.

8.Не свертывайте промежуточные действия , сначала помогите ученику понять сам способ на простейших иллюстрациях, научите действовать и только потом отрабатывайте словесное описание способа.

9.Учите работать с литературой, пользоваться словарями.

10.Дополнительные занятия должны проходить на положительных эмоциональном фоне, ученики должны уходить с него с чувством удовлетворения, а не огорчения.

Пробелы бывают в психологических деформациях, в сфере отношения с учителем или потере ученика уверенности в посильности для него этого предмета. Необходима специальная работа со школьником, внушение ему уверенности в себе, создать несколько ситуаций успеха. Как правило в основе конфликта  стиль и тон общения учителя с учеником, необходимо устранить этот «фон».

Важно понять, что пробелы в знаниях – это не вина , а беда наших учеников. И наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было пятен.

                                                                  

 

Используемая литература:

1.Журнал «Народное образование»  №1 ,2010г.

2.Идрисов «Планирование методической работы в школе.»

3.Личный опыт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!