СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье педагог делится опытом работы по теме по двум главным этапам обучения: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы. Приводит примеры использования в его работе различных методов обучения и коррекционно-развивающих упражнений, эффективно влияющих на формирование ЗУН.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта».»

Статья «Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта».

Качество знаний, умений и навыков учащихся во многом определяется правильным выбором и умелым применением методов обучения. Но не только от этого зависит обученность школьников. Не менее важным являются доступность учебного материала и подготовленность учащихся к его восприятию, особенности их обучаемости, отношение к учению и учителю. Все эти показатели входят в содержание технологии обучения.

Обучение на уроках труда включает два главных этапа: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы.

При верной направленности обучения практическая работа учащихся и формирование у них технико-технологических знаний являются дидактическими целями одинаковой важности.

В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего; увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнять работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком рабочих с нарушением интеллекта.

При неоднократном повторении одного и того же трудового задания практические действия в основном регулируются на основе зрительных и мышечных представлений. Но высший уровень регуляции, необходимый при овладении новым, осуществляется в помощью знаний. К регулирующим действиям этого уровня относится понимание и запоминание инструкции, формирование образа объекта труда, определение плана работы, самоконтроль и учет самоконтроля. Следовательно, знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности.

Для повышения качества восприятия учебной информации я использую такие способы как пополнение словаря учащихся, применение наглядности, эффективное построение объяснения, использование методов поэтапного формирования знаний.

Объяснение я начинаю с сообщения цели теоретической части занятия. Например, говорю: «Сегодня я вам расскажу о различных видах нетканых материалов и их применении». Затем я даю развернутое объяснение с использованием наглядности, в ходе которого осуществляю контроль понимания путем вопросов к отдельным учащимся. Следующий этап объяснения - сжатое изложение материала, в котором в замедленном темпе сообщаю только опорные сведение, предварительно предупреждаю учащихся, что дам выполнять упражнение по карточкам, чтобы осуществить контроль понимания и запоминания опорных сведений. Необходимость воспроизведения опорных сведений активизирует запоминание. Обучение не будет достаточно эффективным, если не вести индивидуальный контроль и учет формирования знаний. Сведения об усвоении знаний я получаю путем устных опросов, при анализе различных упражнений, выполняемых индивидуально учащимися на карточках, на диагностических контрольных работах. На основании полученных сведений корректирую дальнейшую индивидуальную работу с учащимися.

Умственно отсталые дети воспринимают технико-технологические сведения без достаточного понимания. Полученная при этом информация мало помогает усвоению других знаний и быстро забывается.

Для практики обучения важно разграничить результаты процесса понимания и усвоения знания. Процесс понимания не включает закрепления воспринятого материала и, следовательно, понимание не завершает усвоение знаний. При восприятии простой информации процессы понимания и усвоения могут происходить практически одномоментно. Однако в большинстве случаев для усвоения учебного материала недостаточно понимания. Необходимо его закрепление в памяти путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей.

Технология развития понимания включает решение следующих задач:

1) обеспечение готовности учащихся к умственной деятельности;

2) пополнение словаря и развитие семантических связей;

3) развитие понимания сложных предложений и сообщения в целом;

4) развитие понимания причинно-следственных связей.

Чтобы выявить уровень понимания, опрашивая учащихся, задаю им вопросы, требующие хотя бы минимального переструктурирование содержания воспринятых сведений, в противном случае опрос мало выявляет уровень понимания учебного материала. Понимание нового материала при объяснении, прежде всего, зависит от усвоения значения слов. Новые технические термины специально разъясняю, затем учащиеся записывают в тетрадях термины и соответствующее каждому термину содержание работы, а также примеры в какой технологической операции применяют термин. Для лучшего усвоения терминологической лексики учащимися даю выполнять им различные упражнения. Например,проговариваю содержание работы, а учащиеся должны найти среди разложенных перед ними на столе карточек, карточку с названием соответствующего термина и поднять ее. Или соединить стрелками название термина и название технологической операции, в которой его применяют (названия терминов в первом столбике, названия операции во втором) и др.

Всю трудовую лексику можно отнести к двум группам. К первой относятся слова, непосредственно связанные с практической работой (название орудий труда, материалов, их свойства, содержание планов работы, правил безопасности). Вторая лексическая группа содержит теоретический материал, который в практической работе не используется, но служит для углубленного понимания сведений первой группы (устройство орудий труда, производство материалов, классификация орудий труда и материалов, стандартные элементы изделий, сведения о функционировании техники производственных предприятий). Понятия обеих групп взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материал второй группы труднее понимается учащимися.

Степень понимания слова во многом зависит от меры его включенности в систему ассоциативных связей, хранящейся в памяти ребенка.

Одним из методических приемов развития связей между словами служат упражнения с применениями схем. Например, задаю слово «нитки», и учащиеся должны подобрать слова, которые к нему подходят: материал, крутка, прочность сложения, вышивка, волокна, цвета.

Первоначально такие упражнения выполняются коллективно на классной доске, в дальнейшем – индивидуально на опросных листах. К другим вариантам упражнений относится установление связи между словом и предметным образом: учащиеся получают ксерокопии инструментов и оборудования и должны подписать названия его частей. На рисунках инструментов, приспособлений учащиеся подписывают их назначения. Эти и ряд других упражнений включают ребенка в речемыслительную деятельность, что служит действенным способом развития системы смысловых связей слов и представлений.

Одним из показателей понимания служит способность определять главное в сообщении. Задача выделения главных и второстепенных компонентов объяснения или текста с трудом решается учащимися.

Также необходимо научить школьников понимать такие предложения и тексты, в которых части связаны причинно-следственными отношениями. Умение выделять такие отношения позволяет глубже понимать свойства материалов, взаимодействие частей оборудования и содержание трудовых приемов работы. От понимания причинно-следственных связей зависит умение предвидеть изменение объекта труда в результате предстоящего действия.

Обучение пониманию причинно-следственных связей целесообразно начинать с уяснения слова «результат» применительно к трудовой деятельности. Большинство учащихся ранее усвоили значение этого слова (результат решения математической задачи). После расширения значения этого понятия на условия труда осуществляется его связь со словом «следствие».

На уроках трудового обучения я применяю различные упражнения, способствующие развитию понимания причинно-следственных связей. Например:

Расставь в кружочках цифры в последовательности выполнения хода работы около причин, по которым ширина притачного пояса пижамных брюк неровная.


н еровная ширина шва притачивания пояса к верхнему срезу брюк


пояс выкроен неровной ширины


пояс заутюжен не точно вдвое


н е везде совмещены срез пояса и верхний срез брюк при приметывании пояса к брюкам


Такие упражнения выполняют после объяснения теории по выполнению технологической операции. Данные упражнения положительно влияют на развитие самоконтроля на практической работе, а также развивают способность анализировать. Если в упражнении несколько причин одного следствия или несколько следствий одной причины, то упражнение считается упражнением повышенной сложности.

Понимание нового материала при объяснении зависит и от применения наглядности.

Применение наглядности во вспомогательной школе относится к наиболее действенным способам обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия.

Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

При правильно выбранных и умело применяемых методах обучения педагогом, формирование ЗУН происходит более успешно. При верной направленности обучения практическая работа учащихся и формирование у них технико-технологических знаний являются дидактическими целями одинаковой важности. Только при такой направленности обучения выпускник вспомогательной школы будет обладать способностью ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть сформировать трудовую мобильность.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!