СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира посредством кейс-технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрыты сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия» у младших школьников, описываются возможности их формирования на уроках окружающего мира, в частности посредством кейс-технологии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира посредством кейс-технологии"»

Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира посредством кейс-технологии


Сагнак Юлия Сергеевна,

преподавание в начальных классах,

специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, III курс

Научный руководитель: Золотова А.А.,

преподаватель ПЦК естественно-научных дисциплин ЮСПК СахГУ


Аннотация: в данной статье раскрыты сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия» у младших школьников, описываются возможности их формирования на уроках окружающего мира, в частности посредством кейс-технологии.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, образовательные технологии деятельностного типа, кейс-технология.

Актуальность статьи обусловлена требованиями:

  1. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО):

    1. «к метапредметным результатам обучающихся, включающим освоенные ими универсальные учебные действия»1, в том числе познавательные;

    2. к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, согласно которым «в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа»2;

  2. примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО), где указывается, что «в результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы познавательные универсальные учебные действия как основа умения учиться»3.

По своему общему значению понятие «познавательные универсальные учебные действия» трактуется как «система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации»4. На основе этого определения, составители примерной основной образовательной программы начального общего образования делят познавательные универсальные учебные действия на общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы5, определяя их существенным ресурсом достижения успеха. Он (ресурс), в свою очередь, оказывает значительное влияние на эффективность деятельности, коммуникации, самооценку, смыслообразование и самоопределение учащихся6.

Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривается в работах В.А. Гуружапова7, Л.В. Мамедовой, О.С. Ладыженко8, И.В. Петровой9, О.В. Степановой10, О.В. Безукладниковой, О.В. Кулпиной, Г.В. Николенко, Л.Н Фетисовой и Л.Г. Цыбиной11. Некоторые из них считают, что наиболее благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий складываются при изучении курса «Окружающий мир», цель которого - формирование практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, усвоение предметных знаний и умений, освоение комплекса личностных и метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативные, регулятивные, познавательные), знакомство с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, классификация и др.), входящих, в свою очередь, в состав познавательных универсальных учебных действий.

Способы решения вышепоставленной проблемы описываются в учебно-методических пособиях А.В. Миронова12, З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой13 и Н.Ф. Виноградовой14, а также в программах и учебниках для начальной школы по «Окружающему миру» А.А. Плешакова15 (УМК «Школа России»), В.В. Вахрушева16 (УМК «Школа 2100»), Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века»).

В настоящее время существует множество различных средств для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.

По мнению Н.Н. Черноивановой таким средством могут стать образовательные технологии: педагогика сотрудничества, проектное обучение, индивидуально-дифференцированный подход, компетентно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технология педагогической мастерской, технология развития критического мышления и проблемное обучение17. Однако, наилучшим средством для этого, по мнению В.С. Головановой, является кейс-технология, которая развивает познавательную, интеллектуальную и коммуникативную сферы младшего школьника18.

Впервые данная технология была применена в Гарвардской бизнес-школе в 20-х годах XX века. В России же она начала внедряться в 70-е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. При этом значительный вклад в разработку и внедрение кейс-технологии внесли Ю.Д. Красовский, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапопорт19.

В наши дни существуют различные обозначения кейс-технологии, среди которых можно встретить такие названия, как метод изучения ситуации (деловой или конкретной), метод кейсов, ситуационные задачи.

По своему содержанию кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе вымышленных или реальных ситуаций, фактов. Её главное предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку путем использования имеющихся, практического опыта, интуиции, сотворчества учителя и ученика.

В процессе реализации кейс-технологии решаются следующие задачи:

  1. осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ);

  2. определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ);

  3. установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ);

  4. диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ);

  5. построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ);

  6. подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ);

  7. выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ);

  8. разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

Кейс-технология заключается в том, что по определённым критериям разрабатывается модель проблемной ситуации и отражается комплекс тех знаний и практических навыков, которые учащиеся должны получить. При этом, преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

Так, при составлении кейсов и работе с ними необходимо предусматривать наличие следующих этапов:

1) подготовительный – конкретизация дидактических целей и разработка «конкретной ситуации», сценария занятия, где объем кейсов может составлять от 15 стр. - комплексные или 1 абзац, предложение – мини.

2) ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, их знакомство с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым (малые группы – 4-6 человек);

3) аналитический – после знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность технологии, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель;

4) итоговый – представление заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

В настоящее время кейс-технология, как и все прочие, имеет в своем арсенале достаточное количество методов, использование которых позволит нацелить учащихся на познавательную и личностную активность. Так, выделяют следующие методы: метод инцидентов, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод инсценировки (ситуационно-ролевая игра), метод дискуссии, кейс-стади20.

Таким образом, были сделаны следующие выводы:

  1. «познавательные универсальные учебные действия» являются одной из составляющих успешной социализации учащихся, т.к. в настоящее время необходимы не только навыки коммуникации и регуляции себя, как личности, но и возможности, способствующие осознанию личностью важных связей, отношений, закономерностей так, чтобы на более высоком уровне её развития ребенок самостоятельно мог бы искать интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки;

  2. предметная область «Окружающий мир» обладает большим потенциалом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как его содержание предполагает освоение структурных элементов познания окружающего мира (наблюдение, классификация, анализ и т.д.);

  3. кейс-технология является наиболее эффективной образовательной технологией для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как. у обучающихся развивается самостоятельное мышление, система ценностей, жизненных установок, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. Кроме того, обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.


Список используемых источников


  1. Вагина М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии // Вестник СЗО РАО. 2013. № 1 (13). Май. С.16-18.

  2. Виноградова Н.Ф. Методическое пособие по окружающему миру в 3-4 классах: пособие для учителей. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, 2013. 150 с.

  3. Голованова В.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий // Школьная педагогика. 2016. № 3. С. 27-33.

  4. Гуружапов В.А. О логике формирования познавательных универсальных учебных действий // Школьные технологии. 2013. № 2. С.54-58.

  5. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 328 с.

  6. Мамедова Л.В., Ладыженко О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С.183-184.

  7. Методическая копилка заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий: метод. пособ. / О.В. Безукладникова [и др.]. Кизел, 2015. 25 с.

  8. Миронов А.В. Методика изучения курса окружающий мир в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002. 210 с.

  9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Доступ из справ. –прав. системы «КонсультантПлюс». 24 с.

  10. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа 2100». 1-4 классы: пособ. для учителей общеобразоват. Организаций / А.А. Вахрушев [и др.]. М.: Баласс, 2010. 112 с.

  11. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы научн. конф. Междун. конф. (Чита, декабрь. 2011 г.). Чита, 2011. С.113-116.

  12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Минобрнауки. 338 с.

  13. Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 2. С.851-853.

  14. Тюрина Ю.А. Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий посредством триз-технологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7 (22). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(22).pdf (дата обращения: 03.12.2016).

  15. Черноиванова Н.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Sch1191sz.mskobr.ru: [сайт]. [2016]. URL: http://sch1191sz.mskobr.ru/files/prezentatsiya-stof_12.pdf (дата обращения: 13.12.2016).





1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Доступ из справ. –прав. системы «КонсультантПлюс». Раздел 2, пункт 9. С.5.

2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Доступ из справ. –прав. системы «КонсультантПлюс». Раздел 4, пункт 22. С.18-19.

3 Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Минобрнауки. Раздел 1, пункт 1.2.1. С.14.

4 Тюрина Ю.А. Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий посредством триз-технологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7 (22). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(22).pdf (дата обращения: 03.12.2016).

5 Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Минобрнауки. Раздел 2, пункт 2.1.2. С.105.

6 Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Минобрнауки. Раздел 2, пункт 2.1.2. С.109

7 Гуружапов В.А. О логике формирования познавательных универсальных учебных действий // Школьные технологии. 2013. № 2. С.54-58.

8 Мамедова Л.В., Ладыженко О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 7. С.183-184.

9 Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы научн. конф. Междун. конф. (Чита, декабрь. 2011 г.). Чита, 2011. С.114-116.

10 Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. № 2. С.851-853.

11 Методическая копилка заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий: метод. пособ. / О.В. Безукладникова [и др.]. Кизел, 2015. С.9-25.

12 Миронов А.В. Методика изучения курса окружающий мир в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002. С.182-190.

13 Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник. 2-е изд. М.: Академия, 2013. С.9-14.

14 Виноградова Н.Ф. Методическое пособие по окружающему миру в 3-4 классах: пособие для учителей. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, 2013. С.13-14.

15 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособ. для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014. 205 с

16 Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа 2100». 1-4 классы: пособ. для учителей общеобразоват. Организаций / А.А. Вахрушев [и др.]. М.: Баласс, 2010. 112 с.

17 Черноиванова Н.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Sch1191sz.mskobr.ru: [сайт]. [2016]. URL: http://sch1191sz.mskobr.ru/files/prezentatsiya-stof_12.pdf (дата обращения: 13.12.2016).

18 Голованова В.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий // Школьная педагогика. 2016. № 3. С. 27-33.

19 Вагина М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии // Вестник СЗО РАО. 2013. № 1 (13). Май. С.16.

20 Бородкина В.Н. Кейс-метод как современная образовательная технология [Электронный ресурс] // Инфоурок: [сайт]. [2016]. URL: https://infourok.ru/keys-metod-kak-sovremennaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-805858.html (дата обращения: 03.01.2017).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!