СТАТЬЯ
«ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Корж Светлана Викторовна
педагог - организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ Лицей при УлГТУ (Кафедра дополнительного образования)
г. Ульяновск
Проблема выявления и развития одаренных и талантливых детей актуальна для всей системы дополнительного образования, так как такие дети, несомненно, являются ее главным потенциалом.
Со времен Конфуция известно, что, «какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильно организованного обучения сделались хорошими, умными, талантливыми — это в нашей власти». И сегодня неоднозначно мнение о том, что важнее: дар, полученный ребенком от природы, или удачно сложившиеся условия открытия и развития его неординарных способностей. Поэтому задача взрослых — создать максимально благоприятные условия для одаренных детей, чьи большие возможности сочетаются с большой чуткостью, ранимостью, незащищенностью. Это должна быть особая образовательная среда, с особыми педагогическими подходами, особыми педагогическими кадрами, особой образовательной атмосферой. Такой средой является система дополнительного образования детей, которая способна обеспечить одаренному ребенку системную и методичную, профессионально грамотную поддержку его одаренности на всех этапах: открытие, развитие и успех.
Дополнительное образование в системе государственного образования является совершенно особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для работы с детьми, в которых заложены особые способности, средой, обеспечивающей непрерывность процесса педагогической поддержки и развития детской одаренности. Основанием для такого утверждения является методология дополнительного образования детей. В данной статье предполагается остановиться лишь на отдельных принципах организации дополнительного образования, которые характеризуют среду максимального благоприятствования развитию одаренности.
Дополнительное образование предоставляет широчайшие возможности ребенку для развития и реализации творческих способностей, поскольку его приоритетом является личность ребенка с ее особенностями и неповторимым жизненным опытом. Именно в дополнительном образовании есть возможность построить для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию, с учетом его интересов, склонностей и познавательной активности.
Согласно «Рабочей концепции одаренности», «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». А.М. Матюшкин признаками одаренности считал «доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования». Одаренного ребенка отличают также умение концентрироваться на той предметной области, которая его интересует, упорство в достижении результата.
Исходя из того, что в основе одаренности лежит творческая природа, педагогу необходимо создать условия, для ее проявления:
- создание развивающей образовательной среды;
- обогащение и расширение опыта творческой деятельности детей;
- использование образовательных задач повышенной сложности, ориентированных на зону ближайшего развития;
- предоставление возможности общественной презентации достижений детей.
Для того чтобы более системно и планомерно работать над развитием одаренных детей, необходимо создать благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей в учреждении дополнительного образования. Этого можно достичь, решая следующие задачи:
1. Распространение педагогических технологий в сфере образования одаренных детей. Использование системы методов и приемов, которые способствуют развитию у обучающихся самостоятельности мышления, инициативности, творчества.
2. Стимулирование деятельности одаренных детей. Обеспечение включенности детей в систему разноуровневых мероприятий, которая позволит им демонстрировать свои достижения. Внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса форм творческой самореализации, которые будут способствовать нестандартности художественного мышления обучающихся.
3. Создание банка диагностических методик.
4. Создание банка данных об одаренных детях.
5. Повышение компетентности педагогов ОУ по вопросам организации работы с одаренными детьми.
Для диагностики индивидуальных особенностей детей используются:
- методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосевой;
- методика определения интенсивности познавательной потребности В. С. Юркевич;
- тест креативности Вильямса.
Результаты диагностики позволяют выявить индивидуальные особенности одаренных обучающихся и разработать для них творческие задания. Предполагается применение опыта преподавателей, практикующих работу с одаренными детьми, анализ физических и психических изменений, происходящих с детьми в процессе реализации индивидуальных программ, просветительская работу с родителями.
Обучение одаренных и талантливых детей включает следующие направления: расширение знаний об окружающем мире и изучаемой предметной области, развитие инструментария и способов получения знаний, развитие умений включать в работу систему ассоциативных связей, направленность обучения на проблемы «открытого типа», формирование исследовательских умений. В обучении используются стратегии обогащения, ускорения и проблематизации, применяя их в комбинациях, что позволяет максимально учесть индивидуальные особенности ребенка.
При обучении детей по индивидуальным программам (маршрутам) особое внимание уделяется способам развития самостоятельности, творческого мышления, ориентирующих детей на самообразование и самосовершенствование:
- делегирование части преподавательских полномочий;
- подготовка дополнительной информации по теме, с использованием различных источников (энциклопедии, справочники, словари, интернет-ресурсы);
- применение на занятиях заданий на установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями;
- самостоятельная разработка творческих заданий для других детей;
- предоставление возможности детям работать в роли эксперта или руководителя группы (консультанта).
В работе с одаренными детьми использую проектные технологии, технологию творческих мастерских, тренинги. Уделяется особое внимание исследовательской работе с детьми. Практика показывает, что наиболее интересны для обучающихся - творческие проекты.
Для развития креативности применяют метод гирлянд ассоциаций (Г. Буш). Первый ряд гирлянды ассоциаций – набор слов-синонимов предмета, 2 ряд гирлянд – ассоциации по смежности, контрасту, смыслу и т.д., 3 ряд – гирлянда признаков (прилагательные). Соединяем случайно ряды гирлянд по типу: предмет – ассоциация – признаки, изображаем получившиеся варианты образов графическими или живописными материалами.
Очень эффективно развивают воображение, фантазию детей и стимулируют творческий поиск следующие приемы:
- гиперболизация (преувеличение свойств изображаемого объекта, его особенностей, его части или качества);
- символизация (создание символа, несущего в обобщенной форме сущность объекта);
- агглютинация (соединение несоединимых качеств, свойств объекта как основа для изображения).
Для того, чтобы отследить результаты работы по индивидуальным планам и программам применяются индивидуальные карты наблюдения, где отражаются результаты мониторинга по программам, отмечаются творческие проекты и исследования, участие детей в конкурсах и их достижения.
В основных формах работы с одаренными детьми прослеживается тенденция сохранения традиционных, регулярно проводимых мероприятий, которые носят как индивидуальный, так и групповой характер:
- выставки детского творчества;
- научно-практические конференции;
- участие в конкурсах, соревнованиях разного уровня;
- сотрудничество с организациями и учреждениями высшего профессионального образования;
- вручение ценных подарков победителям всероссийских, международных конкурсов, соревнований, олимпиад;
- издание творческих работ обучающихся – победителей;
- создание сборника авторских программ для организации работы в объединениях учреждений дополнительного образования;
- работа летних лагерей, творческих школ, мастер-классов;
- научные общества;
- тематические смены в летних оздоровительных лагерях.
- деловые и ролевые игры;
- опытно-экспериментальная работа;
- индивидуальная работа, в том числе под руководством научных руководителей;
- проектная деятельность;
- деловые, психологические и интеллектуальные игры;
- комплексная работа по изучению личности детей (интеллектуальный уровень, актуальная и потенциальная одаренность, межличностные отношения, исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе, раннее развитие одаренного ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения/центра развития ребенка, изучение родительско-детских отношений, личностных особенностей детей, успешности обучения ребенка в школе, его творческого потенциала);
- психолого-педагогический мониторинг;
- реализация специальных образовательных программ и технологий;
- психологическое сопровождение работы с одаренными детьми;
- тьюторство (в качестве наставника выступают ученые, деятели науки или культуры, специалисты высокого класса);
- психологические тренинги: по развитию креативности, тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги.
На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что, выстраивая систему поддержки одаренных детей, учреждения ориентированы на использование традиционных, проверенных направлений и форм работы.
Отмечаемые на сегодняшний день изменения в системе образования современного общества характеризуются переходом от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды.
В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-конкурсах, телекоммуникационных проектах. Использование технологий Интернет сделало возможным построение сетевых образовательных программ для детей школьного возраста, в которых информационные и телекоммуникационные технологии выступают как инновационные интерактивные средства обучения.
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики. Помимо овладения навыками и знаниями по предмету, учебными целями в дистанционном обучении являются формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности..
Телекоммуникационные образовательные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность детей школьного возраста, активно способствуют их самостоятельной работе. Это, прежде всего, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, с учетом его личных интересов и личных целей. Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.
Выдвигая в качестве необходимого условия задачу удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, сетевые образовательные программы одновременно позволяют создать пространство активного творческого взаимодействия. Учебный процесс носит интерактивный характер: слушатели участвуют в групповых дискуссиях, выполняют индивидуальные и групповые задания.
Предлагаемые в программе методы диагностики отвечают главной задаче: не столько дать ребенку экспертную оценку извне, сколько стимулировать самого обучающегося к осмыслению и решению возникающих проблем. Предусмотрены методы и средства ориентации детей на самоанализ, самодиагностику, самопознание, самосовершенствование и самоактуализацию.
Делаыя вывод, можно сказать, что дополнительное образование как особый тип государственного образования гарантирует детям возможность непрерывного развития своих способностей, в том числе и неординарных. Согласно нормативам, система дополнительного образования ориентирована, в основном (что не отрицает исключения) на детей в возрасте от 6 до 18 лет, таким образом обеспечивая ребенку возможность пройти все этапы развития одаренности — от выявления через становление до успеха. Важным условием продуктивности этого процесса выступает его целостность, организационное и содержательное единство, взаимосвязь и преемственность, основанные на единой методологии данного типа образования. При этом образовательный процесс каждого уровня выстраивается с учетом возрастных и целевых особенностей его участников, а главной гарантией успеха становится максимальное использование методологических ресурсов дополнительного образования детей.
Не секрет, что наиболее сложная задача в работе с талантливыми детьми — раскрыть талант, выявить часто скрытую одаренность ребенка, создать такие условия, когда у него не останется возможности не проявить себя в полной мере. Очень важно здесь, с одной стороны, начать процесс определения способностей как можно раньше — тогда мы получаем больше шансов достичь высокого результата, с другой — максимально разнообразить образовательный процесс как по содержанию, так и по формам.
Через интеграцию большого количества образовательных областей для «пробы себя» и непрерывность процесса творческого развития в соответствии с личными интересами под руководством педагогов-профессионалов здесь создается адекватная среда для формирования интереса и обозначения способностей каждого воспитанника на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
Однако опыт показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и остановлено вовсе на любом этапе его становления. Следовательно, каждый новый этап требует иного подхода к организации образовательного процесса в методике дополнительного образования детей с учетом возрастных, личностных особенностей, особенностей характера и уровня деятельности.
Принципы добровольности и вариативности дополнительного образования, которые рассматриваются как возможность выбора образовательной траектории и для педагога, и для воспитанника, дают право следовать за естественным развитием ребенка, опираясь на его личностные особенности, а не заданные ему извне цели и задачи. Современное дополнительное образование не регламентируется общими стандартами и обязательными образовательными программами, что позволяет педагогу самостоятельно формировать программное обеспечение в соответствии с конкретными образовательными запросами. Добровольность дает возможность формировать эффективную по содержанию, формам и регламенту образовательную среду, корректировать образовательный маршрут.
Все это крайне необходимо в работе с одаренными детьми, так как увеличивает образовательное пространство, обеспечивает свободу передвижения в нем, индивидуализирует и оптимизирует образовательный процесс. Кроме того, создание условий для значимого выбора, нахождения самостоятельного решения и принятия ответственности за это позволяет формировать личностные характеристики одаренного ребенка, в том числе уверенность в себе и своих возможностях, формировать позитивный опыт творческого освоения мира. Эти качества могут дать импульс познавательной активности, а также социально защитить талантливого ребенка, особенно в современной реальности, так как, по словам А. Маслоу, «...сегодня нужен человек творческий, который, если требуется, сможет решать проблемы без предварительной подготовки, импровизируя, доверяя себе».
Профильность и многоуровневость дополнительного образования детей при условии выбора самим ребенком уровня и направленности деятельности в соответствии с его возможностями и интересами минимизируют неуспешность, формируют психологическую стойкость, делают интерес к выбранному занятию максимально устойчивым, переходящим в потребность в творческой деятельности на другой, более высокой ступени.
Высшим уровнем развития детской одаренности можно считать уровень, который специалисты называют по-разному: креативный, эвристический, иногда «элитный», — который зависит как от степени развития способностей, так и от уровня сформированности мотивации. На этот уровень, как правило, выходят дети старшего школьного возраста, и работа с ними требует особого подхода, деятельностный характер и обязательную успешность которого обеспечивает образовательная среда дополнительного образования.
Специалисты считают мотивационный аспект, осмысленное, неравнодушное отношение ребенка к действительности и своей деятельности одним из важных аспектов проявления одаренности. Для поддержания и стимулирования такого отношения необходимо постоянное погружение ребенка в различные виды деятельности, максимально возможное многообразие способов деятельности. Дополнительное образование не ограничивается каким-либо одним или несколькими видами деятельности. Оно реализуется через индивидуальные и массовые формы, занятия в группах и подгруппах, исследовательскую, творческую, конструкторскую деятельность, оно является открытым образованием и носит межведомственный характер. Все это также помогает сделать его оптимальным, адекватным и комфортным, что в большой степени стимулирует развитие способностей разного уровня, которые активнее развиваются в деятельности, но не в любой, а в той, которая вызывает интерес и положительные эмоции.
Психологическая комфортность, эмоциональная насыщенность, успешность — обязательные характеристики системы дополнительного образования, особенно важные в работе с одаренными детьми, так как они снимают часто имеющуюся в такой ситуации дисгармонию между сложностью образовательной деятельности такого уровня и еще недостаточно устойчивой мотивацией на нее. Обеспечивается это, во-первых, неформальным стилем взаимоотношений воспитанников между собой, воспитанников и педагога дополнительного образования, отсутствием авторитаризма педагога, отношениями сотрудничества, сотворчества, обусловленными общностью деятельности и общностью увлечений. Такая образовательная среда вызывает у детей желание деятельности, чувство благополучия, удовольствия от нее, потребность высказать свое мнение, пробовать новое. Еще больше стимулирует деятельность каждый, даже маленький успех, что является обязательным условием развития одаренности. Отсутствие общих стандартов, отметочной системы, особая форма определения результативности этого типа образования позволяют иметь особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого — все это дает возможность создать персональную ситуацию успеха для каждого, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам.
Таким образом, дополнительное образование детей располагает эффективным методологическим ресурсом, способным сделать его самодостаточной системой выявления и совершенствования детской одаренности.
Список литературы:
1. Дементьева Л.А. Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. – Курган, ИПКиПРО, 2009.
2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды – М.: МПСИ, 2003.
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзия и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2007
5. Интернет – ресурс http://supporttalent.ru
6. Интернет – ресурс http://www.odardeti.ru
7. Интернет – ресурс http://www.den-za-dnem.ru
14