СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Тренинг с использованием методов арт-терапии как универсальный инструмент решения учебных и неучебных задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг с использованием методов арт-терапии как

универсальный инструмент решения учебных и неучебных задач

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Тренинг с использованием методов арт-терапии как универсальный инструмент решения учебных и неучебных задач"»

Тренинг с использованием методов арт-терапии как

универсальный инструмент решения учебных и неучебных задач


Составила: Полякова Анна Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5 г. Амурска


Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания?

Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.

Что же такое арт-терапия в педагогике и для чего она нужна? Для того чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо понять суть арт-терапии и ее методов.

Арт-терапия в образовании имеет как терапевтическое, так и коррекционное воздействие на учеников методами искусства через способность самовыражаться и познавать себя. Это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Основная ценность терапии заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

  • раскрытие и развитие творческого начала;

  • помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;

  • установление или восстановление контакта с окружающими людьми;

  • налаживание взаимоотношений;

  • расслабление и релаксация;

  • помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;

  • коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;

  • помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;

  • снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;

  • общее развитие;

  • формирование позитивного мышления.

Меня, как педагога, техника арт-терапии привлекает тем, что помогает сплотить классный коллектив, уладить возникшую ссору, раскрыть потенциал каждого ученика, да и просто, понять и принять каждого ребёнка таким, каков он есть. Мои ученики – это ребята с ОВЗ. Они требует к себе особого подхода.

Существует множество упражнений и тренингов на основе арт-терапии. Познакомлю с некоторыми из них. Кляксография – креативная техника, которая будит фантазию. С помощью данного приёма можно узнать эмоциональный настрой ученика, его восприятие мира, страхи и их преобразования.

Рисование с закрытыми глазами под расслабляющую музыку, ещё один из видов арт-терапии, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие. Музыка помогает развитию творчества и фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Данное упражнение позволило мне сплотить классный коллектив на раннем этапе учебного процесса, узнать, что вызывает у моих воспитанников больший интерес в обычной жизни и почему.

Привлекло меня еще одно упражнение «Групповое рисование». Его цель – развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

Цель достигается путем решения поставленных задач:

1. Развить саморегуляцию, произвольность поведения, умение работать по правилам.

2. Развить способность конструктивного взаимодействия.

3. Сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

4. Повысить тонус группы.

Работа проводится в группах. Необходимые материалы для работы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. К данной методике я предлагаю небольшую инструкцию.

Инструкция

Делим общеобразовательный класс на группы по 5-6 человек, класс с ОВЗ – по 3 человека. Каждой группе выдается лист бумаги, коробка красок и карандашей. Другие материалы кладем на отдельный стол для того, чтобы любой ученик мог взять то, что ему понадобится для создания композиции.

Группа рисует на одном листе бумаги единую композицию или образ на заранее выбранную учителем тему. Тема может быть абстрактной, либо можно использовать пройденный раздел какого-либо учебного предмета, как вариант, для проверки усвоения материала. В работе есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, какой это будет рисунок, в процессе работы нельзя разговаривать. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинать работу по сигналу. Над созданием группа образа трудится 10-15 минут.

В конце работы можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы ученикам: что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне и т.д. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе группового рисования.

Почему же данное упражнение является «универсальным инструментом решения учебных и неучебных задач»? Во-первых, оно хорошо помогает сплотить коллектив, разрешить конфликтные ситуации, выявить причину внутреннего конфликта у ребёнка. Во-вторых, это отличный и необычный способ проверить уровень знаний после какого-либо пройденного раздела, по таким предметам как, окружающий мир и литературное чтение. Например, после изучения творчества И.А.Крылова предложите детям в паре нарисовать понравившуюся басню, но при этом, не договариваясь и не разговаривая. Изучив тему «Домашние животные» по окружающему миру, предложите ребятам нарисовать любое домашнее животное и посмотрите, что из этого получится. Тем самым вы увидите, что ребёнок запомнил, усвоил, что ему больше всего понравилось.

В заключении хотелось бы добавить, что арт-терапия - это универсальная методика, которая, на мой взгляд, может помочь многим педагогам лучше узнать своих учеников посредством привычного им искусства, музыки и т.д. Конечно, слово «терапия» предполагает лечение, но это приятное лечение музыкой, рисованием, любым творчеством, которым легко увлечь как ученика, так и самого педагога. Каждому будет приятно хоть немного отвлечься от устоявшейся формы работы и немного расслабиться с пользой.


Список используемых источников информации:

  1. https://4brain.ru/blog/арт-терапия

  2. https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz

  3. https://psychologist.tips/3397-art-terapiya-v-rabote-s-detmi-tseli-osobennosti-primeneniya-tehniki-priemy.html

  4. https://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-art-terapija-v-sisteme-obrazovanija-i-vospitanija.html

  5. https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-kartoteka-artterapevticheskih-uprazhneniy-1201924.html

  6. http://azps.ru/ptherapy/rudestam_practice_artteraphy.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!