СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Цели обучения и цели воспитания в образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о значимости и прозрпчности целей обучения и завуалированности целей воспитания

Просмотр содержимого документа
«Статья "Цели обучения и цели воспитания в образовании"»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна

Цели обучения и цели воспитания в образовании

«Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна,

привлекательна, значима для обучающегося.

Он должен знать, понимать, куда его ведёт учитель,

что от него требуется, и сознательно участвовать в этом

процессе - быть субъектом учебной деятельности,

помогая учителю, т. е. обучая самого себя. Цель воспитания

и сам процесс должны быть максимально скрыты от

воспитанника. Ребёнок не хочет быть воспитуемым.

Это воспринимается им всегда как насилие над собой»

(В. П. Созонов).


Представьте себя вначале в роли защитника, затем в роли оппонента. Попробуйте с позиций защитника доказать обоснованность представленных выводов, а с позиции оппонента аргументированно их опровергнуть.

С точки зрения защитника данного высказывания могу казать следующее:

Цель обучения должна быть всегда известна, понятна, доступна и раскрыта для понимания обучаемого. Ученик, чтоб заинтересоваться учебным материалом и самим учебным процессом, должен понимать что от него хочет учитель, что учитель может дать ему то, чего ученик еще не знает, но хотел бы овладеть этими знаниями, навыками умениями.

Имея перед собой конкретную цель поставленной перед ним задачи, ученик как бы стремиться достичь этого рубежа, усвоить новые знания; знать то, что знает учитель. То есть, обучаемый видит «свет в конце тоннеля» и понимает к чему он движется.

Отсутствие или расплывчатость поставленной цели обучения влечет за собой отсутствие интереса к новому материалу (знаниям, информации). Ученик, не понимая, не зная цели, не понимает для чего это ему всё необходимо. Он и без этого прекрасно жил и обходился! И если он начнёт изучать что-то новое, пригодиться ли ему это в будущем?

Именно правильно сформулированная и раскрытая ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ «открывает» взгляд обучаемого на новый неизвестный до этого времени материал и убеждает ученика в восприятии, переваривании и усвоении новой информации, которая в дальнейшем послужит ему базой для новых знаний и умений.

А вот цель воспитания, в отличие от цели обучения, должна быть скрыта от воспитуемого, «завуалирована». Так как ученик (ребенок) не любит, когда ему преднамеренно взрослые (учитель) «навязывают» свою точку зрения, «заставляют» жить по их уставу и шаблону, делать то и не делать это. Чтоб процесс воспитания был интересен, взаимовыгоден и приносил свои плоды, взрослые (учителя) должны научиться немного быть детьми, играть по их правилам, но в то же время методично и планомерно внедрять в сознание своих подопечных правильные взгляды на жизнь, правильные манеры поведения, взаимоотношения в обществе и отношение к самому себе. Как говориться, медленно, но верно направлять учеников в нужное русло, не раскрывая «своих карт» и то, чего вы от них хотите добиться и донести до их сознания.

В противном случае, ребенок замкнется в себе и займет такую позицию: «Ах, если вы хотите меня воспитывать, ну-ну посмотрим кто кого и что у вас из этого получится». И все будет делать с точностью до наоборот.

С точки зрения оппонента данного высказывания могу сказать следующее:

Если перед учеником заведомо раскрыть цель обучения, то есть конечный результат процесса, ему сам процесс уже будет не интересен, так как пропадает вся тайна, смысл и загадочность изучаемой темы (материала). Это как то, если знать окончание фильма или произведения, смотреть или читать уже не интересно.

Так и здесь, ребенок начинает понимать чему его будут учить и что от него буду требовать. И дальнейшее усвоение нового материала превратится в «обязаловку» для него.

А вот цель воспитания должна быть, наоборот, понятна и раскрыта. Потому что ученик (ребенок) должен понимать что от него хотят, что ему прививает учитель (родитель) и как он должен себя вести. В противном случае, воспитывая ученика, «играя» по его правилам и подстраиваясь под него, можно добиться обратного результата. Надо быть в воспитании конкретным, настойчивым и заранее обозначать конечную цель каждого воспитательного момента.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!