СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Цифровой образовательный контент как ресурс формирующего оценивания"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Цифровой образовательный контент как ресурс формирующего оценивания"»

Цифровой образовательный контент как ресурс формирующего оценивания.

Одним из множества эффективных методов формирующего оценивания является тест. Это простая задача, которая требует, чтобы обучающиеся ответили на несколько вопросов, выполнили определенные задачи, изученные в процессе обучения. С точки зрения реализации в классе, задания должны быть короткими, краткими и привлекать учащихся к самоконтролю и к пониманию того, насколько они усвоили изученное.

Например, при изучении темы «Устройство персонального компьютера» в 7 классе, сразу после объяснения материала, я предлагаю ребятам выполнить тест на первичное усвоение, используя следующие типы заданий: единичный выбор (Слайд 1), множественный выбор (Слайд 2), заполнение пробелов (Слайд 3), распределение по группам (Слайд 4).

Ввиду того, что на уроке информатики мои ученики в полной мере обеспечены компьютерным оборудованием, я могу проводить небольшие онлайн тестирования на любом этапе урока с оперативным получением информации о степени усвоения (понимания) каждым моим учеником материала. (Слайд 5).

Онлайн тестирование варьируется. Используя различные типы вопросов, действий, я за короткий промежуток времени получаю обратную связь от моих учеников. Благодаря цифровым технологиям, в моем арсенале всегда есть тесты с различными типами заданий. Небольшие тесты также идеально подходят для продолжения обучения на следующем уроке, чтобы актуализировать знания обучающихся.

Применение цифровых технологий имеет ряд преимуществ именно для формирующего оценивания: результат выполнения задания сразу виден мне и ребенку, что позволяет отследить прогресс, диагностировать и корректировать процесс обучения. Включая такие технологии в свои уроки, я вижу, какая часть материала уже усвоена, а с какой все ещё возникают трудности, и сами ученики видят свой прогресс и то, над чем ещё стоит поработать. (Слайд 6, 7 8,9).

Учитывая специфику своего предмета, я провожу формирующее оценивание с использованием цифровых технологий на разных этапах урока. Среди множества сервисов, использую в своей работе:

  1. Рабочая тетрадь Skysmart, в которой собраны задания для учеников 1—11 классов по 15 предметам. Алгоритм использования простой: после стандартной процедуры регистрации в созданном личном кабинете выбираю предмет, класс и учебное пособие, на основе которого будут подобраны упражнения. (Слайд 10)

Формирую задание и направляю своим ученикам ссылку (прикрепляю в электронный дневник или вывожу на экран). (Слайд 11 - 12)

Остальное сервис сделает сам. А именно:

- мгновенно проверит работы; (Слайд 13)

- сгруппирует работы учеников по классам; (Слайд 14)

- соберёт статистику: какие темы оказались самыми трудными, покажет ответы и ошибки, посчитает средний балл ученика. (Слайд 15-16)

После сбора статистических данных становится понятно и мне, и ученику, на какой этап работы нам надо вернуться, какой материал изучить. В помощь ученику я пишу комментарии в электронном дневнике. (Слайд 17-18)

С помощью этого сервиса я создаю задание для проверки знаний на уроке или для домашней работы. Выполнять его будет удобно даже со смартфона или планшета со слабым интернетом: у Skysmart есть удобное мобильное приложение для учеников. Родителям не придётся ломать голову над тем, что делать, если школьников дома несколько, а компьютер всего один.

Ещё хочу заметить, что сервисом легко пользоваться. Никаких лишних кнопок, понятные надписи — разберутся и дети, и учителя старой закалки.

С помощью Skysmart я создаю уникальные тестовые варианты контрольных заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, ведь сервис использует банк заданий ФИПИ, однако правильных ответов в интернете ученики не найдут.

Получается эффективный онлайн-тренажёр экзамена, на котором школьник может заниматься самостоятельно сколько угодно раз. Ответы проверяются автоматически, и по их результатам мне становится легче скорректировать программу. (Слайд 19-21).

  1. Мобильное электронное образование (МЭО). (Слайд 22)

Самый удобный и многофункциональный сервис для организации формирующего оценивания на уроках информатики.

Учебный материал использую для создания индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Например, по теме «Компьютерные сети» (11 класс) на платформе МЭО представлен отличный материал, который позволяет задействовать все основные сенсорные системы обучающихся (визуальную, слуховую, кинестетическую) (Слайд 23-25) и самое главное – реализовать формирующее оценивание (обратную связь учителя и ученика) используя электронный журнал платформы (Слайд 26-29)

Интернет-урок состоит из нескольких содержательных страниц и итоговой страницы Интернет-урока. (Слайд 30)

С помощью матрицы назначения заданий, я назначаю задания для всех обучающихся, либо персонально для каждого. Часть заданий в Занятии уже имеют назначение по умолчанию/рекомендованы к выполнению. Матрица назначения заданий – инструмент построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, персонализации учебного контента. Задание могу назначить для выполнения на уроке и в качестве домашнего задания. Могу назначить/отменить выбранное задание сразу нескольким обучающимся. (Слайд 31-34).

Для организации усвоения и проверки знаний обучающихся в Интернет-уроках используются следующие виды заданий:

- задания-тренажёры с автоматической проверкой результата;

Все задания-тренажёры представляют собой интерактивные упражнения. В ходе выполнения заданий-тренажёров обучающимся предоставляется возможность практиковаться в решении как простых, так и сложных задач, тем самым доводя до оптимального уровня освоения ими учебного материала. (Слайд 35-39).

- контролирующие задания с автоматической проверкой результата («Проверьте себя»); (Слайд 40-41).

- задания с открытым ответом. (Слайд 42).

Задания с открытым ответом оцениваются мной. Оценка выставляется по пятибалльной шкале. (Слайд 43).

На итоговой странице занятия отражаются результаты выполнения заданий. Опираясь на них, я могу выставить оценку ученику в школьный электронный журнал. (Слайд 44).

В онлайн-системе «Мобильное Электронное Образование» используется формирующее оценивание.

На странице обучающихся можно увидеть следующие показатели:

- прогресс обучающегося;

- текущую оценку за курс;

- итоговую оценку за курс. (Слайд 45).

Все показатели формируются автоматически по мере изучения занятий и интернет-уроков.

Используя МЭО, мы сможем:

- повысить познавательный интерес, уровень мотивации у обучающихся.

- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

- разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения,

- оптимизировать учебный процесс.

  1. Google/Яндекс формы – один из самых быстрых и простых способов создать свой опрос или тест. Я формулирую задания, выбираю тип ответа (из нескольких вариантов, написание собственного варианта), при необходимости указываю правильный вариант. Получившийся тест (опрос) отправляю учащимся по электронной почте или по общей ссылке, либо отображаю прямую ссылку на тест в качестве домашнего задания в электронный дневник. Также с помощью Google/Яндекс формы могу узнать личное отношение и понимание темы от каждого ученика. Для этого создаю формы для рефлексии. (Слайд 46 – 57)

  2. Plickers — это инструмент, для использования которого, мне требуется смартфон. Приложение позволяет получить обратную связь в режиме реального времени, независимо от того, имеются или нет мобильные устройства у учащихся.  Я распечатываю набор персональных QR-кодов, добавляю свои задания и каждому ученику выдаю пронумерованный QR-код. Далее задаю вопрос, на который ученикам надо ответить, поднимая штрих-код правильной стороной, а я с помощью камеры и приложения Plickers начинаю запись ответов учеников. Инструмент позволяет провести быстрый опрос с анализом результатов группы и каждого ученика в отдельности. Данные опросов можно получить в таблице. (Слайд 58)

  3. УДОБА: https://udoba.org. Удоба – бесплатный конструктор и хостинг открытых интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Интерактивные ЭОР на данном сайте не просто создаются, но и распространяются в открытом доступе. (Слайд 59)

Для доступа к заданию достаточно ввести ссылку на задание в адресной строке браузера. (Слайд 60)

На сайте УДОБА есть возможность создавать более 50 различных типов интерактивных заданий: перетаскивание слов, викторины, ленты времени, интерактивные плакаты, интерактивные презентации и много других интересных видов заданий. С помощью конструктора я создаю дифференцированные задания в зависимости от личного прогресса ученика. (Слайд 61)

Конструктор Удоба можно использовать на уроке, при организации самостоятельной работы обучающихся по предмету, в дистанционном обучении, для наполнения личного сайта или блога, в проектной деятельности. С помощью этого конструктора я могу организовать цифровое образовательное взаимодействие со своими учениками (причём это взаимодействие с обучающимися возможно без их регистрации (в формате сбора фото их домашних заданий). Чтобы реализовать формирующее оценивание (отследить результат выполнения заданий каждого ученика) я прошу своих учеников зарегистрироваться на сайте. (Слайд 62)

Цифровой формат обучения позволяет школам гибко реагировать на меняющиеся требования рынка труда и формировать у обучающихся компетенции XXI века.

Применение цифровых технологий для формирующего оценивания несомненно является современным подходом к оценке учебных достижений обучающихся и повышает образовательные результаты.



Список используемой литературы:

  1. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. - Narva: TartuUlikool, 2012. — 48 c.

  2. Пинская М. А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. — Москва, 2009. — 32 с.

  3. Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — Москва, 2011. — 112 с.

  4. Азанова, А. Е. Цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся / А. Е. Азанова, А. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15754/ (дата обращения: 12.11.2022).

  5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_tcifrovih_tehnologij_dlya_organizatcii_085134.html

  6. http://didaktor.ru/cifrovye-instrumenty-formiruyushhego-ocenivaniya-novyj-obzor/

  7. https://dzen.ru/media/berech_rech/uchiteliam-mojno-bolshe-ne-proveriat-tetradki--obzor-chudoservisa-skysmart-601e6db8f2a56f0eaa6e5695

  8. https://teacher.yandex.ru/posts/kak-upravlyat-rezultativnostyu-uchenikov-v-informatike

  9. https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/ordo/ME_O_dlya_shkol_i_uchitelej.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!