СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников, анализируются условия, способствующие его развитию на уроках математики, приводятся группы дидактических игр, способствующие данному процессу на уроках математики, приводятся показатели развития устойчивости познавательного интереса младших школьников.

Ключевые слова: познавательный интерес, ситуативный интерес, относительно устойчивый интерес, достаточно устойчивый интерес, глубокий интерес, показатели развития интереса.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"»

Быковская Тамара Егоровна,

доцент кафедры дошкольного образования,

Московский государственный областной университет

Кислякова Елена Андреевна

магистрант,

Московский государственный областной университет

Условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников, анализируются условия, способствующие его развитию на уроках математики, приводятся группы дидактических игр, способствующие данному процессу на уроках математики, приводятся показатели развития устойчивости познавательного интереса младших школьников.

Ключевые слова: познавательный интерес, ситуативный интерес, относительно устойчивый интерес, достаточно устойчивый интерес, глубокий интерес, показатели развития интереса.

Conditions for the development of cognitive interest in younger schoolchildren in mathematics lessons

Annotation. The article deals with the problem of the development of cognitive interest of younger schoolchildren, analyzes the conditions that contribute to its development in mathematics lessons, provides groups of didactic games that contribute to this process in mathematics lessons, provides indicators of the development of the stability of cognitive interest of younger schoolchildren.

Keywords: cognitive interest, situational interest, relatively stable interest, fairly stable interest, deep interest, indicators of interest development.

Важнейшей характеристикой личности, показателем её сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Не случайно различные аспекты характеристики интересов являются предметом изучения в системе психолого-педагогических знаний. До сих пор недостаточно исследованы еще многие вопросы, связанные с выявлением сущности возникновения интереса, его места в структуре других системообразующих компонентов личности, не определены закономерности, условия и механизмы его развития на различных этапах онтогенеза. Но именно интересы представляют собой побудительную силу, определяющую становление устойчивых потребностей развивающейся личности.

В современной науке не существует единого определения «познавательный интерес». Понятие «познавательный интерес» ученые трактуют по-разному, однако в некоторых определениях прослеживаются общие черты, характеризующие это понятие: как побуждение к деятельности, мотивация деятельности; как интерес, вызывающий желание познать то, что неизвестно ученику; как потребность в расширении знаний, обогащении ума; как особая избирательная направленность личности на процесс познания. В рамках данной статьи под познавательным интересом понимается эмоционально осознанная, избирательная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанной с ней, сопровождающаяся внутренним удовлетворением от результатов этой деятельности. Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов, основным элементом которых является волевое усилие. Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.

Основу развития познавательного интереса младших школьников в воспитательно-образовательном процессе составляют:

  • интеллектуальные процессы: способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей;

  • эмоциональные, волевые процессы: развитие целенаправленности, формирование действий по планированию;

  • творческие процессы: развитие вариативности и гипотетичности [1].

При этом младшему школьнику присущи: стремление решать интеллектуальные и познавательные задачи; стремление научиться использовать средства для решения интеллектуальных и познавательных задач; потребность в интеллектуальных достижениях, самостоятельных «открытиях»; потребность задавать вопросы (как? для чего? что нужно?), которые характеризуют стремление детей научиться, найти и усвоить новую информацию, освоить новый способ действия; установка на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; интерес к значению незнакомых слов и т.д. [6].

Е.Л. Виноградова справедливо считает, что начинать развивать устойчивость познавательного интереса надо еще с дошкольного возраста: «Устойчивость познавательного интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний». По уровням устойчивости познавательного интереса в педагогической литературе выделяют: ситуативный интерес; относительно устойчивый интерес; достаточно устойчивый интерес [2, С.47-56].

Показатели развития устойчивости познавательного интереса младших школьников

Уровень устойчивости

Показатели развития устойчивости познавательного интереса

Ситуативный интерес

Возникает в конкретной ситуации, которая обеспечивается определенными эмоциональными и интеллектуальными условиями. Вне ситуации или при столкновении с рядом трудностей интерес исчезает. Ситуативный интерес не устойчив, поскольку не задействует волевые качества личности.

Относительно устойчивый интерес

Является результатом действия стимулирующих средств обучения. Длительность его воздействия выходит за рамки занятия, но он нуждается во внешних побудителях. Данный уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства детей.

Достаточно устойчивый интерес

Преобладает внутренняя мотивация на занятиях, и ребенок может заниматься с желанием, несмотря на неблагоприятные внешние стимулы. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого ребенка.

Глубокий интерес

Глубокий интерес к познанию, стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений.


Для нашего исследования важно остановить свое внимание на развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.

Изучение исследований позволя­ет сформулировать некоторые прави­ла формирования интереса:

  • при формировании интереса необходимо идти от естественных интересов к прививаемым;

  • объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть ни со­вершенно новым, ни уже хорошо из­вестным;

  • материал необходимо распола­гать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня» [4. С. 133-140].

 Рассматривая возможности развития математических способностей учащихся, можно выделить целый комплекс компонентов, неразрывно связанных друг с другом, которые могут быть развиты под влиянием обучения: формальное восприятие материала; обобщение математического материала; свернутость математического мышления; гибкость мыслительного процесса; стремление к своеобразной экономии умственных усилий; математическая память.

Классная работа по математике призвана решать две задачи: повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению   некоторых из них в ряды "любителей" математики.

В настоящее время различают три группы условий, стимулирующих развитие    познавательных интересов на уроках математики.

Первая - связана с содержанием учебного материала.  К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому        материалу.

Вторая - организация процесса обучения. К ним относятся различные формы   самостоятельной работы учащихся - проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья - определяется отношениями, складывающимися между учениками и    учителем. Сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности [5, С. 39-41].

Условия, стимулирующие возникновение и развитие    познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Условия

Характеристика

Стимулы развития познавательного интереса

1 группа связана с содержанием учебного материала.  

Новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому        материалу.


  • решение задач повышенной трудности и удовлетворение, получаемое учениками при решении подобных задач;

  • новизна и разнообразие материала школьного курса математики, обогащение содержания предмета;

  • сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

2 группа представляет организацию процесса обучения.

Различные формы   самостоятельной работы учащихся, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.


  • разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по мере возможности в каждый урок новых элементов;

  • разнообразие форм домашнего задания;

  • увлекательное проведение уроков, активизацию деятельности учащихся, организацию творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.

3 группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и    учителем.

Способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.


  • прирожденные математические способности;

  • успех в изучении предмета и поощрение;

  • влияние родных и близких;

  • способность учителя  увлекательно излагать материал.



         Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от     учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание курса математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический   материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов     математики. Учитель должен быть, сдержан и терпелив и никогда не допускать        грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса и   похвала учителя и различные способы поощрение ученика.

        Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив   познавательной деятельности, что составляет прочную основу и направленность     личности, и её отношение к учению, к духовным ценностям.

        Познавательный интерес представляет собой важный элемент учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.                

Влияние    познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); характером (многосторонними, широкими интересами); местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, своеобразием интереса в познавательном   процессе, связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Литература

  1. Балабаева Н. В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников [Текст] /Н.В Балабаева // Вестник Щадринского государственного педагогического института, 2015. №2 (26).

  2. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников. Автореф. Дисс. Канд.пед.наук, 2004.

  3. Коваленко, О.В. Развитие у младших школьников познавательного интереса к математике средствами занимательного материала / О.В.Коваленко // В сборнике: Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. – 2021. – С. 133-140.

  4. Коробова, И.П. К вопросу о формировании познавательного интереса к математике / И.П. Коробова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2018. – № 1 (13). – С. 39-41.

  5. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Образование, 2015. - С. 156-159.

  6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 160с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!