СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Вариационные циклы."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вариационные циклы."»

Вариационные циклы.


Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма, выражения, умения в немногом сказать многое.

При работе над вариациями важно подробно остановиться на теме, её характере, строении. Цельность вариационного цикла достигается тематическим единством. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, а в других она остаётся неизменной и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа совмещаются в одном и том же произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, и уметь находить в каждой вариации тему или её элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста, и глубже проникнуть в содержание музыки. Большое значение имеют цезуры между отдельными вариациями.


А.Н. Холминов «У ворот, ворот»

(вариации на русую народную тему)


Тональность «соль» минор. Размер и тональность не меняются на протяжении всех вариаций. Тема состоит из двух фраз. Вторая фраза представляет собой припев. Если мелодия первой части темы видоизменяется, то мелодия припева остаётся неизменной на протяжении всех вариаций. В первой вариации немного изменяется первая часть темы. Как ритмически, так и мелодически.

Во второй вариации тема проходит в своём первоначальном виде. Линия баса становится более подвижной, лёгкой, исполняется стаккато, появляется синкопированный ритм.

В третьей вариации тема проходит точно такая же, как в первой. Линия баса также подвижна, подчёркнуто нисходящее движение по полутонам.

В четвёртой вариации тема звучит в басу без изменений. Исполняется ярко на f, подчёркивается акцентами каждый звук. Эту вариацию можно считать кульминацией всего цикла.

В пятой вариации тема звучит, как в первой вариации. Во второй части темы (припева) появляется двухголосие, и тема здесь звучит в верхнем голосе.







А. Н. Холминов «Пойду ли, выйду ль я»

(вариации на русскую народную тему).


Тональность «соль» мажор. Тема оживленная, лёгкая, светлая, исполняется одним голосом.

В первой вариации первая часть темы проходит в верхнем регистре на фоне лёгкого, подвижного баса.

Во второй вариации первая часть тем проходит в верхнем голосе (появляется двухголосие), а вторая часть темы переходит в нижний голос без изменений.

В третьей вариации элементы темы звучат в нижнем голосе. Ритмический рисунок её изменяется, вместо восьмых длительностей звучат четвертные с точкой и четвертные.

В четвёртой вариации первая часть темы звучит в нижнем голосе на фоне лёгких шестнадцатых в верхнем голосе.

В пятой вариации элементы первой части темы проходят в нижнем голосе ровными четвертными длительностями, а вторая часть темы проходит в нижнем голосе.

В шестой вариации, наиболее трудной, тема проходит в верхнем голосе на фоне сопровождения восьмых в басу и шестнадцатых в среднем голосе. Эта вариация является кульминацией всего цикла.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!