Виртуальная образовательная экскурсия, как форма образовательного события во внеурочной деятельности младших школьников
Васильева Анастасия Дмитриевна,
Руководитель: Попова Влада Анатольевна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
Им. М. Горького», студентка 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Аннотация: В статье рассмотрена организация виртуальной образовательной экскурсии, как одной из форм образовательного события во внеурочной деятельности. Современное представление об проведении образовательных событий, а именно образовательных экскурсий, которые в настоящее время могут отличаться виртуальным отображением существующих объектов, для создания условий развития младших школьников.
Ключевые слова: Внеурочная деятельность, образовательное событие, образовательная экскурсия, виртуальная экскурсия.
В современном образовании большое внимание уделяется становлению и развитию личности обучающихся. Основой для развития является не только урочная деятельность школьников, но и внеурочная деятельность, которая является особым видом образовательной деятельности.
Для проведения внеурочной деятельности используются различные её формы и виды. Одной из таких форм является – образовательное событие.
Б. Д. Эльконин отмечает, что «Образовательное событие (ОС) – это особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых, которая отличается от привычных способов организации образовательного процесса в конкретном классе, образовательном учреждении.»
При организации образовательного события важно учитывать способ инициирования образовательной активности учащихся, взаимодействия в разных формах образовательной коммуникации, интерес к разработке и демонстрации продуктов образовательной деятельности.
Для организации образовательного события можно использовать виртуальную образовательную экскурсию. «Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.» [2]
На сегодняшний момент в мире все больше набирают оборот информационно-коммуникационные технологии, в связи с чем образовательная экскурсия приобретает новый формат, а именно формат виртуальной образовательной экскурсии. Виртуальная экскурсия отличается от реальной тем, что виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условия для самостоятельного наблюдения, а также сбора необходимой информации. Виртуальная экскурсия позволяет погрузить участников в какую-либо среду, не выходя из образовательного учреждения. Самый простой способ организации виртуальной экскурсии – это презентация, ведь каждый педагог и ученик владеет умениями работать в данной программе.
Во внеурочной деятельности мы использовали формат виртуальной экскурсии. Тематика данной деятельности была связана со становлением и развитием письменности. Данная тема связана с духовно-нравственным воспитание младших школьников, что актуально на данный момент. По нашей задумке, обучающиеся будут погружены в новый формат проведения занятий, что позволит им самостоятельно проявить инициативу и организовывать поиск и подбор интересующей их информации. В ходе запуска одного из занятий обучающимся было предложено путешествие во времени. Формат путешествия во времени интересен для обучающихся данного возраста и позволяет нам изучать различные этапы истории. Для того чтобы узнать тему этого путешествия учащимся был предложен кейс с тремя заданиями, в ходе выполнения каждого из них они получали фрагмент от итогового ребуса, который им предстояло расшифровать и узнать тему путешествия. Обучающиеся были разделены на группы. В первом задании учащимся было предложено задание на сплочение групп и заключалось в том, чтобы завязать на веревке как можно больше узелков за 1 минуту, данное задание символизировало один из первых этапов письменности – узелковая письменность. Второе задание заключалось в том, что обучающимся было необходимо найти все фрагменты пазла в классе и собрать единую иллюстрацию. Иллюстрацией служил фрагмент русско-народного орнамента, что также являлся способом передачи информации. Третьим и итоговым заданием обучающимся было предложено расшифровать послание, которое было написано глаголицей. Учащимся был выдан ключ, который помог расшифровать данное послание. После выполнения всех заданий у учащихся был готовый ребус, который они расшифровали и узнали тему путешествия – «История письменности».
Во втором занятии мы начали изучение первого этапа письменности – клинопись. В ходе занятия мы подвели учащихся к необходимости использовать какой-либо источник для фиксации информации, которая в дальнейшем будет необходима для создания виртуальных экскурсий. Обучающиеся в ходе обсуждения решили, что это будет – блокнот путешественника. На данном занятии были показаны иллюстрации экспонатов с клинописью, после чего каждый ученик попробовал написать своё имя на листке бумаги при помощи символов клинописи, после чего каждый перенес свою надпись на пластилин. В конце занятия было оформлено панно с именами обучающихся.
В дальнейшем мы планируем проводить занятия связанные с освоением презентации, как способа изложения информацию, после чего непосредственно и будет создаваться виртуальная экскурсия.
Таким образом, образовательное событие во внеурочной деятельности можно выстроить в виде виртуальной образовательной экскурсии, что позволит педагогу погрузить участников события в любую тематику в соответствии с современными требованиями образования.
Используемая литература
1. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно исторической теории Л. С. Выготского). Москва: Тривола, 1994. 168 с.
2. Платунова, Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Е. В. Платунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41549/ (дата обращения: 13.11.2023).