СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Влияние музыкально ритмических занятий на стабилизацию эмоциональной сферы детей с ТМНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Влияние музыкально ритмических занятий на стабилизацию эмоциональной сферы детей с ТМНР"»


ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТМНР.

Ю.Г. Мазурова

Опираясь на мировой и отечественный опыт, можно говорить о том, что число людей с отклонениями в развитии увеличивается с каждым годом. Специалисты выдвигают ряд причин: отсутствие экологических и экономических условий для будущих матерей и различных возрастных групп, дестабилизацию общества и отдельно взятых семей. Большое количество людей страдает от недостаточности сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, у них нарушена психическая и познавательная сфера. Всё вышеперечисленное приводит к различного рода заболеваниям и отклонениям в развитии.

Умственная отсталость является наиболее распространенным нарушением. Специалисты, которые занимаются изучением данной категории детей, говорят о том, что умственная отсталость это не болезнь, а состояние психического недоразвития, которое характеризуется порциальностью нарушения психических функций, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Чаще всего у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью присутствуют и другие нарушения, что дает основание говорить об их дефекте, как о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР). Каждое нарушение влияет на развитие человека в совокупности с другими, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС) с 1 сентября 2016 года у всех детей, независимо от степени нарушения, появилась возможность получать образование. Соответственно изменился контингент обучающихся специальной (коррекционной) школы. На ряду с детьми с легкой степенью умственной отсталости стандарт предусматривает обучение детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, поэтому возникает необходимость в «удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития» [1]

Данная статья рассматривает влияние занятий, включающих музыкально-ритмический компонент, на стабилизацию эмоционального фона детей с ТМНР, что является важным для более эффективного процесса обучения и дальнейшего развития ребенка.

Специфика эмоциональной сферы воспитанников определяется не только ее недоразвитием, но и такими особенностями, как – гипер или гипочувствуительностью к окружающему его миру. Поскольку дети с ТМНР не всегда могут контролировать свое эмоциональное состояние, то порой в процессе учебной или игровой деятельности они могут проявлять как резко негативные поведенческие реакции (агрессия, замкнутость, неврозоподобные состояния и др.), так и неконтролируемые вокализации (смех, плачь, крик). Также могут наблюдаться спонтанные движения.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов.  Наиболее наглядно   эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу. (рис. 1)

  1. Физиологические потребности.

Е сли у ребенка плохое самочувствие, то проявление таких эмоций как плачь, негодование, не спокойствие это первый сигнал для нас, возможно у ребенка что-то болит, он неудобно сидит, хочет есть, пить или спать, ему может быть жарко холодно и др.

  1. Потребность в безопасности.

Рисунок 1 – Пирамида Маслоу

Речь идет о внутренней тревожности и внешней незащищенности ребенка. Такая тревожность негативно сказывается на психическом и физическом состоянии ребенка и проявляется в попытках самоагрессии, также она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ -  недопуск взрослого дотрагиваться до него.

  1. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.

Ребенок с ТМНР нуждается в общении, ему важен тембр голоса, сам факт разговора с ним. Поэтому музыка является своего рода ниточкой, которая помогает улучшить процесс взаимодействия ребенка с педагогом.

  1. Уважение, статус, нужность.

Ребенку важна похвала, важно чтобы он понимал, что может добиться результата, что у него все получится и хоть по сравнению с нормально развивающимся ребенком его достижения будут сравнительно малы, но оценены с точки зрения его возможностей.

  1. Самореализация – творческие, эстетические, духовные потребности

Ребенку с ТМНР, также как и нам, важен процесс создания чего-то нового, получение опыта, хоть и малого, возможного для него.

Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу. Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д.

В ходе работы с детьми данной категории нами было замечено, что обучающихся с ТМНР привлекают занятия с музыкальными инструментами, живым вокалом или с предметами, которые могут издавать различные звуки.

В процессе занятий с использованием музыкального компонента эмоциональное состояние детей чаще всего стабилизировалось, дети успокаивались, включались в деятельность, давали обратную связь. К сожалению, чаще всего занятия в течении долгого времени могут не давать желаемый результат, это связанно с особенностями нарушений детей, но важно, что, по истечении определенного времени, можно заметить положительную динамику и получить от ребенка обратную связь.

Стоит отметить, что чаще всего занятия проходят в индивидуальной форме, но работа с инструментами также хорошо работает на занятиях по развитию коммуникации между детьми с ТМНР. Мы хотели бы рассказать несколько способов проведения музыкальных занятий с детьми с ТМНР:

  1. Использование музыкальных произведений (сказки, детские мюзиклы, песни). Например, прослушивание сказок, существует большое количество песен в сказках, эти песни легко запомнить и возможно повторить, если вы «возьмете пример» с главных героев сказок и будете исполнять эти песенки – это не просто украсит ваше занятие, но и поможет развитию как эмоциональной сферы ребенка.

  2. Использование музыкально-ритмических движений (хлопки, постукивания, потрясывания).

Многие музыкальные потешки, песенки помогают сформировать темпо-ритмические способности, а порой просто успокоить ребенка в период сильного эмоционального возбуждения.

  1. Использование музыкальных инструментов.

Живая музыка всегда отличается своим особенным характером, ребенку интересно не только слушать такую музыку, но и научиться издавать какие-то звуки при помощи инструментов самому. Это может быть простой ксилофон, маракассы, гусли или губная гормошка.

  1. Использование музыкальных произведений в момент выполнения творческой деятельности.

Это может быть рисование под музыку, изображения того, что поется в песне или сказке, это развивает не только мелкую моторику и слух, но и помогает сформировать причинно-следственные связи.

  1. Использование музыки совместно с дыхательными упражнениями.

Существует большое количество музыкальной дыхательной гимнастики, логопедических разминок, которые направлены на формирование воздушной струи, правильного дыхания и стабилизации поведения ребенка.

  1. Использование классических музыкальных произведений в качестве релаксации.

Каждое музыкально-ритмическое занятие было направлено на стабилизацию эмоционального состояния ребенка. Важно то, что в процессе занятий ребенок не только получает новый сенсорный опыт, но и к чему-то стремится. Музыка не просто так занимает место в нашей жизни, мы сами получает удовольствие от прослушивания различного рода произведений, ходим на мюзиклы, завороженно слушаем живые выступления артистов. Точно также и дети с ТМНР получаю удовольствие и принимают деятельность учителя, тем самым, проявляя эмоциональный отклик на проделанную педагогом работу.

Нами был составлен план коррекционного занятия с ребенком с выраженными интеллектуальными нарушениями, в который обязательно входила музыкальная деятельность. Составленный нами план занятий позволяет создать условия для самовыражения, отклика и общения со взрослым, побуждая детей к эмоциональному реагированию.

1. Приветствие

Занятия начинаются с музыкального именного приветствия, для формирования также у детей представления о себе. Нами были подобраны такие приветствия, как - «Колокольчик», «Где же наша Катя?», «Хей-хей, тебе привет!».

Расскажем подробнее про каждый из приветствий.

«Колокольчик»

«Динь-дон, динь-дон, колокольчик звенит,

Динь-дон, динь-дон, радость вокруг царит:

Динь-дон, динь-дон, колокольчик звенит -

Динь-дон, динь-дон, заниматься вели-и-ит!»

Данное приветствие необходимо проводить постоянно и, желательно, с него начинать занятие. Взрослому понадобится колокольчик, которым он будет звенеть в процессе пропевания данной потешки. Так же можно поделиться как своим колокольчиком, так и выделить ребенку свой собственный колокольчик, которым он также будет звенеть, помогая вам. Начиная свое занятие с такого яркого звоночка, у ребенка формируется представление о том, что сейчас начнется занятие и, со временем, происходит концентрация внимания на данном звуке. В дальнейшем звук колокольчика можно использовать и как знак того, что ребенку необходимо успокоиться или сконцентрироваться, если вы замечаете, что в процессе занятия ребенок не может сосредоточиться.

«Где же наша Катя?»

Предположим, что вашего ученика зовут Катя, но по желанию вы можете изменить имя на то, которое вам требуется.

«Где же наша Катя? Где? Где? Где?

А вот наша Катя! Вот! Вот! Вот!»

Такое небольшое музыкальное приветствие можно использовать как и на индивидуальном занятии – с одним ребенком, так и выстроив или посадив детей в круг и по очереди с каждым пропевая эту песенку, называя имя ребенка. Данная музыкальная потешка позволит вам не только сконцентрировать внимание детей на педагогическом воздействии, но и сформирует у них первоначальные представления о себе и о своих сверстниках. В процессе пропевания строк: «А вот наша Катя! Вот! Вот! Вот!» необходимо брать руку ребенка и прикладывать к собственному телу, а в дальнейшем, по возможности, учить их самостоятельно выполнять данное действие. Также важно называть каждого ребенка по имени не искажая его, все это ускорит процесс формирования представлений о себе, а значит и развитие эмоционального отклика на собственное имя.

«Хей-хей! Тебе привет!»

В данном приветствии мы использовали мотив детской песенки одноименного названия.

«Хей-хей! Тебе привет! Хей-хей! Привет, привет!

Катя – тебе привет, Катя – привет, привет!

Хлоп, хлоп, хлоп и хлоп, ручки хлопают хлоп-хлоп

Хлоп и хлоп, и хлоп и хлоп, ручки хлопают хлоп-хлоп!»

Далее в песенке меняются слова «Хей-хей» на конкретную часть тела – «носик», «ушки», «щечки», «глазки» и тд. Но мы бы хотели предложить использовать данную песенку для занятий в малых группах и поздороваться со всеми детьми по кругу только с помощью одного куплета, изменяя только имя ребенка в словах этой песни.

Пропевая слова «Хей-хей» и «Привет, привет!» важно поздороваться с ребенком как словами, так и жестом – помахав ему своей рукой, а также и помочь формированию у ребенка собственного жеста приветствия. Было отмечено, что данная музыкальная композиция вызывает всплеск положительных эмоций. Чаще всего, при таком приветствии, дети начинают улыбаться и, попадая в ритм, начинают пританцовывать. Все это помогает им включиться в занятие и начать свое общение с положительной «нотки».

2. Проведение основной части занятия

Развитие эмоциональной сферы ребёнка с умственной отсталостью чаще всего проводится в игровой форме и включает в себя использование игрушек. Поэтому на каждом занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки, а также можно использовать кукольный театр, с помощью которых мы помогаем знакомиться с основными эмоциями. Неотъемлемым компонентом проведения коррекционного музыкального занятия является игра на музыкальных инструментах или живое исполнение песни. Чаще всего музыка или вокал сопровождается жестами или движениями, через которые дети выражают  свои чувства и эмоции и погружаются в мир собственных переживаний.

Приведем пример, на основе чтения русской народной сказки «Колобок». Каждый раз Колобок убегал от очередного героя именно благодаря своей песенке. Очень важно пропевать эту песню с ребенком, при этом театрально проигрывая главные моменты сказки с героями в виде игрушек или кукольного театра. Также, при озвучивании Волка или других героев, важно эмоционально окрасить свою речь, поменяв тон, тембр или скорость речи. Это поможет сформировать у ребенка представление о добре и зле, побуждая детей к эмоциональному реагированию. Существует также и другая альтернатива сопровождения главных героев – не голосом, а с помощью музыкальных инструментов. Отрывистые высокие нотки, отделяя один звук от другого, ассоциируются с прыжками зайца. Дудочка или рожок помогут вам отразить вой волка. Медведя можно спародировать с помощью барабана, постучав по нему, что также может сделать и ребенок. Таким образом, у ребенка сформируются комплексные представления о героях, например, каким тонким и высоким голосом говорит лиса, который похож на игру скрипки, а также поможет развить у ребенка с ТМНР интерес и внимание при прослушивании различных музыкальных инструментов.

3. Физминутка или релакс-пауза

На каждом занятии должны быть паузы для отвлечения ребенка от деятельности. Это могут быть как эмоционально-окрашенная физминутка, проводимая совместно с ребенком, так и релакс-пауза для стабилизации эмоционального состояния.

Прежде всего, физминутка предполагает развитие двигательной активности у детей, но иногда дети с ТМНР, помимо умственных, имеют еще и двигательные нарушения. Таким образом, очень важно правильно подобрать двигательную зарядку для такого ребенка.

Мы хотели бы рассказать о некоторых музыкальных паузах, которые можно использовать как для детей с развитым оппорно-двигательным аппаратом, так и физминутки, которые позволяют ребенку оставаться на месте и не задействовать при этом нижнюю часть тела.

Чаще всего нами использовались музыкальные произведения Е.Железновой или самые известные песенки-потешки.

1) «Мишка косолапый», «У жирафов», «Шел охотник», «Мишку на руки возьми» и т.д. - здесь важно пропевать и выполнять главные действия в соответствии с текстом. Такие музыкальные упражнения, объединенные игровым сюжетом, включают в себя ходьбу, наклоны, повороты, что помогает формированию двигательных навыков, способствуя хорошему физическому развитию, а также развивают музыкальный слух, ритм и память, эмоциональность, внимательность и творчество.

2) «Ладушки», «Ручки-птички», «Паучок», «Червячки» и другие музыкальные песенки, которые развивают речь, слух и мелкую моторику рук. Данные физминутки правильнее назвать «пальчиковая гимнастика», благодаря которым дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Если вами было замечено, что состояние ребенка беспокойное, он устал и ему нужно отдохнуть, то лучше использовать при этом спокойную классическую музыку. Классическую музыку используют для нормализации эмоционального состояния ребенка с ТМНР, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере. Для таких релакс-пауз нами были подобраны следующие произведения:

  • Эдвард Хагеруп Григ - Утреннее настроение

  • Фредерик Шопен - Ноктюрн, Op. 9, No. 1

  • Фредерик Шопен - Ноктюрн, Op. 9, No. 3

  • Иоганн Себастьян Бах - Ария

  • Людвиг ван Бетховен - Лунная соната

  • Пётр Ильич Чайковский - Щелкунчик (Вальс цветов)

  • Пётр Ильич Чайковский - Щелкунчик (Па-де-де)

Важно прослушивать не более двух произведений за одно занятие, выделяя на отдых 3-5 минут, в зависимости от тяжести нарушений ребенка. Большую часть классических произведений имеют свойство восстанавливать эмоциональный баланс человека, а у ребенка еще и развивают внимательность и интерес.

4. Завершение занятия

Как и приветствие, очень важно формировать представление об окончании вашего занятия.

Об окончании вашего занятия вам поможет сообщить тот же колокольчик, что и при начале занятий. Он способствует формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представлений о временных рамках – начало и конец занятия. Для использования данной музыкальной потешки, как завершение занятия, придется немножко изменить слова:

«Колокольчик»

«Динь-дон, динь-дон, колокольчик звенит,

Динь-дон, динь-дон, радость вокруг царит,

Динь-дон, динь-дон, колокольчик звенит -

Динь-дон, динь-дон, отдыхать нам вели-и-ит!»

«Прощание»

Взрослый напевает слова под мелодию первых пяти нот в гамме До мажора (C-dur) туда и обратно: «Раз, два, три, че-ты-ре, пять – скоро встретимся опять!». – спокойная мелодия благоприятно повлияет на эмоциональное состояние, что поможет расслабиться ребенку.

«Закончен урок»

«Вот закончен наш урок, до свидания дружок!

Уходить уже пора, Кате скажем мы - пока!

Вот и все, прощаться нужно, до свиданья скажем дружно!»

Данное музыкальное прощание продолжает формирование представлений о себе у ребенка, а эмоционально окрашенная речь педагога и сопровождение ее движениями закрепит положительный настрой на совместную музыкальную деятельность.

При построении коррекционного занятия по данному плану у ребенка с ТМНР формируется эмоциональная расположенность к педагогу, принятие деятельности, предлагаемой взрослым, возникает эмоциональный отклик в процессе деятельности и на конечный результат в данной работе. Происходит развитие положительных эмоций на прикосновения, развивается тактильная чувствительность, что положительно влияет на стабилизацию эмоциональной сферы у детей ТМНР.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва, 2014. [Электронный ресурс] URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%A3%D0%9E-%D0%BE%D1%82-%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-22.12.14.pdf

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!