ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Для воспитания ребенка требуется
более проникновенное мышление,
более глубокая мудрость,
чем для управления государством.
У. Чэннинг
Проблемы межличностного общения в семьях оставляют след на развитие речи детей. Отсутствие или недостатокречевого и эмоционального взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте может послужить причиной для задержекв речевом и психическом развитии.
Общеизвестно, что речь –это сложнейшая психическая деятельность, которая подразделяется на разнообразные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, определяющаяся как процесс общения с помощью языка. Формируясь у детей по мере овладения языком, речь проходит ряд этапов развития, преобразуясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под воздействием речи взрослых и в большой степени находится взависимости от необходимойвербальной практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза одновременно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С. Выготский, А.Р. Лурия пояснили, что абсолютно все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, внимание,память, целенаправленное поведение,воображение) формируются с непосредственным участием речи. Выготский Л.С. доказал, что значение слов детей не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка [1, C. 107]. Речевое развитие заключается,в первую очередь, в развитии значения самих слов, а не только лишь в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. акцентируют внимание на следующих характерных чертах формирования речи детей дошкольного возраста - от 3-х до 5 лет [2, C. 37].
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
В данный период у многих детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, а понимание речи взрослого человека значительно превосходит произносительные возможности.
В течение периода от 3 до 7 лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение корректировать его в некоторых возможных случаях. Другими словами, создается фонематическое восприятие.В это время не прекращается большое увеличение повышение лексикографического резерва. Активный словарь ребенка к 4-6 годам доходит до 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и в значительной мере обогащаются. Одновременно с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет совершается значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это приводит к усложнению структуры предложений. К 3 годам у ребенка оказываются сформированными все ключевые грамматические категории.
Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения.
На 5-м году жизни дети сравнительнолегко пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
В дошкольном возрастепроцесс овладения речью, безусловно, не завершается для ребенка. Естественно, и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, усовершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно, выразительно и четко передавать содержание художественного произведения будет длиться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
Неотъемлемымикритериями полноценного развития личности ребенка считается его «включенность» в отношения между людьми и человеческое общение. И первой такой школой общения является семья. Непосредственно в ней создается мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С наиболее раннего возрастаразвиваются либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание малоприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила воздействия семьи в том, что оно происходитрегулярно, длительное время и в самых различных обстоятельствах и ситуациях, От того, на что и как направлено влияние семьи, взначительной степени будет зависеть результат воспитания. Из числа наиболее важных условий воспитания педагоги отмечают, в первую очередь, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, что оказывает благоприятное воздействие на формирование личности ребенка.
В речи большое количество элементов, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием общества, которое окружает ребенка.
У детей самого разного возраста зачастуюпрослеживаются разные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Очень часто родители не обращают внимания на неправильное произношение слова их ребенка, а если и замечают, то думают, что все пройдет само собой. Нельзя считать безвредным дефектом даже самое элементарное нарушение звукопроизношения, так как оно способно повлечь за собой значительные негативные последствия для развития ребенка в целом.
Зачастую родители думают, что с маленькими детьми надо разговаривать «детским языком», т.е. сюсюкать. Им, несомненно, может показаться, что таким образом ребенок их лучше поймет, но выходит, наоборот: ребенок постоянно слышит искаженные слова и существенно хуже понимает взрослых. В дальнейшем, у ребенка «из ничего» появляютсятрудности в усвоении устной речи. Впоследствии, эти проблемы перерастают в еще наиболее значимые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу.
Нарушенное звукопроизношение усложняет у школьников обучение русскому языку. Нарушения чтения и письма, кроме того, приводят к плохой успеваемости ребенка по математике. Когда у ребенка нарушено произношение многих звуков, он всегда выглядит инфантильным и кажется младше своего возраста. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Ненормативное звукопроизношение создает определенные сложности у подростков и взрослых. Главнаяроль речи – это общение, следовательно, любое речевое нарушениенепременновлияет на общение человека с другими людьми.
Недостаточное внимание к речи детей часто становится основнымфактором дефектов произношения, невыговариваниялибо искажения звуков. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без нормальной вербальной среды. Многие родители ошибочно считают, что ребенок не имеет необходимости в их помощи и поддержке, что избыточное внимание к общению с малышом не нужно.
Отрицательным фактором считается и ускоренная, невнятная речь взрослого. Во-первых, дети неосознанно перенимают так называемую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают сложности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать то, что услышал, то и повторить полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, поэтому, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из главных бед современного мира, является небогатый речевой опыт детей. Это распространяется на все возрастные группы. Ребята не приучены разговаривать, им трудно сформулировать и выразить свою мысль, изложить ситуацию. Безусловно, жизнь в нынешнем обществеоставляет свои следы, один из них - катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, в результате чего у них не остается ни времени, ни сил на общение со своим ребенком. Стоит отметить и развитие технического прогресса. Зачастую родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, чем почитать ему или поговорить о то, как прошел день.
Необходимыми и важными условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов зрения, слуха, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание речи детей, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Данные условия не возникают сами по себе, их создание требует огромного труда и упорства; их следует регулярно поддерживать.
Если родители любят своего ребенка и хотят, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны научить его разговаривать правильно.
Можно отметить некоторые основные правила, которые смогут помочь ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:
Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком - одно из обязательных условий правильного речевого развития.
С первых месяцев жизни ребенка надо обходиться с ним как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в отношении тона, тем разговоров, подбора слов и выражений.
Спокойная, плавная, небыстрая речь должна окружать ребенка с самой колыбели.
Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка, поможет исключить ряд проблем с речью.
Естественно, выполнение этих правил не спасет от всех речевых проблем, но их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Конечно, нарушение речи приводит к перестройке личности. Иногда у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок всегда стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на развитие детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 1999. -- 352 с.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика, 1998. - 224 с.
https://golos.io/ru--logopediya/@olgablinova/vliyanie-roditelei-na-rechevoe-razvitie-detei
http://lib.rosdiplom.com/library/prosmotr.aspx?id=910909
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=600232
https://studwood.ru/1694474/pedagogika/zaklyuchenie#486
https://www.b17.ru/article/56745/