СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Влияние родителей на речевое развитие детей"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендована к прочтению родителям, учителям начальной школы, воспитателям дошкольных организаций.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Влияние родителей на речевое развитие детей"»

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Для воспитания ребенка требуется

более проникновенное мышление,

более глубокая мудрость,

чем для управления государством.

У. Чэннинг



Проблемы межличностного общения в семьях оставляют след на развитие речи детей. Отсутствие или недостатокречевого и эмоционального взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте может послужить причиной для задержекв речевом и психическом развитии.

Общеизвестно, что речь –это сложнейшая психическая деятельность, которая подразделяется на разнообразные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, определяющаяся как процесс общения с помощью языка. Формируясь у детей по мере овладения языком, речь проходит ряд этапов развития, преобразуясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под воздействием речи взрослых и в большой степени находится взависимости от необходимойвербальной практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза одновременно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С. Выготский, А.Р. Лурия пояснили, что абсолютно все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, внимание,память, целенаправленное поведение,воображение) формируются с непосредственным участием речи. Выготский Л.С. доказал, что значение слов детей не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка [1, C. 107]. Речевое развитие заключается,в первую очередь, в развитии значения самих слов, а не только лишь в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций.

Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. акцентируют внимание на следующих характерных чертах формирования речи детей дошкольного возраста - от 3-х до 5 лет [2, C. 37].

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В данный период у многих детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, а понимание речи взрослого человека значительно превосходит произносительные возможности.

В течение периода от 3 до 7 лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение корректировать его в некоторых возможных случаях. Другими словами, создается фонематическое восприятие.В это время не прекращается большое увеличение повышение лексикографического резерва. Активный словарь ребенка к 4-6 годам доходит до 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и в значительной мере обогащаются. Одновременно с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет совершается значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это приводит к усложнению структуры предложений. К 3 годам у ребенка оказываются сформированными все ключевые грамматические категории.

Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения.

На 5-м году жизни дети сравнительнолегко пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

В дошкольном возрастепроцесс овладения речью, безусловно, не завершается для ребенка. Естественно, и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, усовершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно, выразительно и четко передавать содержание художественного произведения будет длиться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Неотъемлемымикритериями полноценного развития личности ребенка считается его «включенность» в отношения между людьми и человеческое общение. И первой такой школой общения является семья. Непосредственно в ней создается мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С наиболее раннего возрастаразвиваются либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание малоприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила воздействия семьи в том, что оно происходитрегулярно, длительное время и в самых различных обстоятельствах и ситуациях, От того, на что и как направлено влияние семьи, взначительной степени будет зависеть результат воспитания. Из числа наиболее важных условий воспитания педагоги отмечают, в первую очередь, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, что оказывает благоприятное воздействие на формирование личности ребенка.

В речи большое количество элементов, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием общества, которое окружает ребенка.

У детей самого разного возраста зачастуюпрослеживаются разные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Очень часто родители не обращают внимания на неправильное произношение слова их ребенка, а если и замечают, то думают, что все пройдет само собой. Нельзя считать безвредным дефектом даже самое элементарное нарушение звукопроизношения, так как оно способно повлечь за собой значительные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Зачастую родители думают, что с маленькими детьми надо разговаривать «детским языком», т.е. сюсюкать. Им, несомненно, может показаться, что таким образом ребенок их лучше поймет, но выходит, наоборот: ребенок постоянно слышит искаженные слова и существенно хуже понимает взрослых. В дальнейшем, у ребенка «из ничего» появляютсятрудности в усвоении устной речи. Впоследствии, эти проблемы перерастают в еще наиболее значимые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу.

Нарушенное звукопроизношение усложняет у школьников обучение русскому языку. Нарушения чтения и письма, кроме того, приводят к плохой успеваемости ребенка по математике. Когда у ребенка нарушено произношение многих звуков, он всегда выглядит инфантильным и кажется младше своего возраста. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Ненормативное звукопроизношение создает определенные сложности у подростков и взрослых. Главнаяроль речи – это общение, следовательно, любое речевое нарушениенепременновлияет на общение человека с другими людьми.

Недостаточное внимание к речи детей часто становится основнымфактором дефектов произношения, невыговариваниялибо искажения звуков. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без нормальной вербальной среды. Многие родители ошибочно считают, что ребенок не имеет необходимости в их помощи и поддержке, что избыточное внимание к общению с малышом не нужно.

Отрицательным фактором считается и ускоренная, невнятная речь взрослого. Во-первых, дети неосознанно перенимают так называемую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают сложности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать то, что услышал, то и повторить полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, поэтому, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из главных бед современного мира, является небогатый речевой опыт детей. Это распространяется на все возрастные группы. Ребята не приучены разговаривать, им трудно сформулировать и выразить свою мысль, изложить ситуацию. Безусловно, жизнь в нынешнем обществеоставляет свои следы, один из них - катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, в результате чего у них не остается ни времени, ни сил на общение со своим ребенком. Стоит отметить и развитие технического прогресса. Зачастую родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, чем почитать ему или поговорить о то, как прошел день.

Необходимыми и важными условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов зрения, слуха, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание речи детей, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Данные условия не возникают сами по себе, их создание требует огромного труда и упорства; их следует регулярно поддерживать.

Если родители любят своего ребенка и хотят, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны научить его разговаривать правильно.

Можно отметить некоторые основные правила, которые смогут помочь ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:

  • Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком - одно из обязательных условий правильного речевого развития.

  • С первых месяцев жизни ребенка надо обходиться с ним как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в отношении тона, тем разговоров, подбора слов и выражений.

  • Спокойная, плавная, небыстрая речь должна окружать ребенка с самой колыбели.

Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка, поможет исключить ряд проблем с речью.

Естественно, выполнение этих правил не спасет от всех речевых проблем, но их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Конечно, нарушение речи приводит к перестройке личности. Иногда у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок всегда стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на развитие детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.





























Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 1999. -- 352 с.

  2. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика, 1998. - 224 с.

  3. https://golos.io/ru--logopediya/@olgablinova/vliyanie-roditelei-na-rechevoe-razvitie-detei

  4. http://lib.rosdiplom.com/library/prosmotr.aspx?id=910909

  5. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=600232

  6. https://studwood.ru/1694474/pedagogika/zaklyuchenie#486

  7. https://www.b17.ru/article/56745/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!