СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ И ПРИРОДНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно описывается стратегия педагогических действий по развитию у подрастающего поколения интереса к изучению значимых объектов истории, культуры и природы  родного края, углублению знаний в области краеведения и воспитанию осознанно-ценностного отношения к культурно-историческому достоянию и природным богатствам малой родины с использованием возможностей федеральной программы «Пушкинская карта». Ценность предлагаемого материала состоит в представлении инновационных подходов к осуществлению взаимодействия учреждений дополнительного образования с организациями культуры для решения актуальных задач воспитания и культурного развития детей и молодёжи. в статье подробно описывается стратегия педагогических действий по развитию у подрастающего поколения интереса к изучению значимых объектов истории, культуры и природы  родного края, углублению знаний в области краеведения и воспитанию осознанно-ценностного отношения к культурно-историческому достоянию и природным богатствам малой родины с использованием возможностей федеральной программы «Пушкинская карта». Ценность предлагаемого материала состоит в представлении инновационных подходов к осуществлению взаимодействия учреждений дополнительного образования с организациями культуры для решения актуальных задач воспитания и культурного развития детей и молодёжи.

Просмотр содержимого документа
«Статья ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ И ПРИРОДНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ»

ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ И ПРИРОДНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ

Юнышева Ольга Анатольевна

Почетный работник общего образования РФ, заместитель директора по НМР

Фоминская Елена Александровна

методист

Жидкова Анна Вячеславовна

методист

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Аннотация: в статье подробно описывается стратегия педагогических действий по развитию у подрастающего поколения интереса к изучению значимых объектов истории, культуры и природы родного края, углублению знаний в области краеведения и воспитанию осознанно-ценностного отношения к культурно-историческому достоянию и природным богатствам малой родины с использованием возможностей федеральной программы «Пушкинская карта». Ценность предлагаемого материала состоит в представлении инновационных подходов к осуществлению взаимодействия учреждений дополнительного образования с организациями культуры для решения актуальных задач воспитания и культурного развития детей и молодёжи.

Ключевые слова: проект, стратегия педагогических действий, воспитание, краеведение, пушкинская карта.

EDUCATION OF EMOTIONAL AND VALUE ATTITUDE TO THE CULTURAL, HISTORICAL AND NATURAL HERITAGE OF THE NATIVE LAND AMONG STUDENTS OF THE STATION OF YOUNG NATURALISTS USING THE CAPABILITIES OF THE PUSHKIN MAP

Yunysheva Olga Anatolyevna

Fominskaya Elena Aleksandrovna

Zhidkova Anna Vyacheslavovna

Abstract: the article describes in detail the strategy of pedagogical actions to develop the younger generation's interest in studying significant objects of history, culture and nature of the native land, deepening knowledge in the field of local lore and fostering a conscious value attitude to the cultural and historical heritage and natural resources of the small homeland using the capabilities of the federal program "Pushkin Map". The value of the proposed material consists in the presentation of innovative approaches to the interaction of institutions of additional education with cultural organizations to solve urgent problems of upbringing and cultural development of children and youth.

Keywords: project, strategy of pedagogical actions, education, local history, Pushkin map.

В 2021 году Президент Российской Федерации В.В.Путин во время прямой линии анонсировал программу «Пушкинская карта» по социальной поддержке молодежи от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры. Программа возникла как ответ на злободневную проблему – «справиться с отсутствием интереса к культурным ценностям у молодежи, с искажением образа будущего, дискредитацией понятий «хорошо» и «плохо» и утратой чувства патриотизма». Главная же задача программы – «воспитание подрастающего поколения в соответствии с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями» [1]. Обязательными критериями для участия в программе учреждений культуры являются, во-первых, «наличие в репертуаре народных произведений, а также русской, отечественной и зарубежной классики», а во-вторых, направленность этого репертуара на «формирование гармонично развитой, социально ответственной и патриотичной личности», что соответствует целям и задачам современной системы образования, в том числе и дополнительного.

Приоритетными воспитательными задачами станции юных натуралистов являются такие задачи, как: воспитание духовно-нравственного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, и результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение [2].

Инновационным направлением в работе станции натуралистов города Новокузнецка стал проект «Кузбасскими тропами Пушкинской карты», целью которого является создание педагогических условий для воспитания эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию родного края у подрастающего поколения с использованием потенциала учреждений культуры Кузбасса.

Для достижения цели проекта предполагается решение следующих задач: анализ проблемы эмоционально-ценностного отношения подрастающего поколения к культурно-историческому достоянию и природным богатствам Кузбасса; выявление возможностей использования потенциала учреждений культуры в решении воспитательных задач СЮН; разработка и реализация стратегии действий по решению вышеуказанной проблемы с использованием возможностей Пушкинской карты; разработка и проведение диагностики личностных изменений в аспекте эмоционально-ценностного отношения учащихся к культурно-историческому достоянию и природным богатствам родного края, а также определение перспектив развития проекта.

Реализация проекта запланирована на срок 1 год и осуществляется в четыре этапа.

На предпроектном (аналитико-прогностическом) этапе изучается содержание и цель государственной программы «Пушкинская карта»; проводится анализ проблемы эмоционально-ценностного отношения к культурно-историческому достоянию и природным богатствам Кузбасса на основе данных анкетирования учащихся в возрасте 14-18 лет и выявляются возможности использования потенциала учреждений культуры для решения воспитательных задач учреждения; разрабатывается стратегия действий по достижению цели проекта; дается его концептуальное обоснование и определяются функции основных исполнителей мероприятий проекта.

Этап реализации проекта (организационно-практический) включает детальную разработку цифрового сопровождения деятельности участников проекта в форме интерактивного квеста «Кузбасскими тропами Пушкинской карты»; проведение информационно-обучающих семинаров для педагогов образовательных учреждений и информационно-разъяснительной работы с родителями и учащимися по участию в проекте; включение мероприятий по реализации проекта в план воспитательной работы педагогов дополнительного образования; организацию и проведение экскурсионно-образовательной деятельности с учащимися по Пушкинской карте; осуществление тьюторского сопровождения участников проекта по созданию ими продукта деятельности в форме интерактивной страницы «Наше путешествие кузбасскими тропами Пушкинской карты», включающей разработку детьми викторины «Хочу всё знать о Кузбассе» об истории посещенных мест, оформление фотоальбомов «Кузбасс Культурный», написание эссе «За что я люблю Кузбасс».

Рефлексивно-оценочный этап предполагает проведение диагностики личностных изменений в аспекте эмоционально-ценностного отношения учащихся к культурно-историческому достоянию и природным богатствам родного края; оценку интерактивных продуктов деятельности участников; анализ количественных и качественных показателей достижения ожидаемых результатов проекта; а также обобщение продуктивного опыта работы по реализации проекта. Важным звеном в оценке эффективности реализации проекта является разработанный авторами критериально-оценочный аппарат с критериями, показателями их проявления, дифференциацией по уровням их сформированности.

В перспективе (постпроектный этап) планируется продолжать и развивать деятельность по реализации проекта в направлении разработки краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ и созданию сетевого проекта с использованием возможностей Пушкинской карты; диссеминировать результаты и продукты проектной деятельности на мастер-классах, семинарах, «круглых столах», родительских конференциях.

В процессе планомерного решения задач, поставленных в проекте, ожидается, что его реализация позволит добиться положительных результатов не только в образовательной, но и в социальной сферах.

Участие в проекте поможет повысить интерес учащихся к изучению значимых объектов истории, культуры и природы родного края; углубить и расширить знания в области краеведения и успешно применять их в интеллектуально-творческой деятельности; глубже понять ценность культурно-исторического достояния и природного богатства малой родины на личностном уровне; развить компетенции в области информационно-коммуникационных технологий.

Образовательная и социальная эффективность проекта заключаются в улучшении качества образовательной деятельности в учреждении в целом; росте вовлеченности родителей учащихся в образовательную деятельность; в развитии социального партнерства с учреждениями культуры и повышении престижа учреждений дополнительного образования в обществе.

Таким образом, проект «Кузбасскими тропами Пушкинской карты» вносит значительный вклад в развитие краеведения и может быть полезен педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам учреждений культуры, а также широкому кругу общественности, проявляющей интерес к краеведению.

Список литературы

1. Лунина, Л. (27.08.2021) «Пушкинская карта» [Электронный ресурс] / Новости искусства (https://www.theartnewspaper.ru/posts/20210827-iOjO/). Просмотрено 29.11.2021.

2. Примерная программа воспитания [Электронный ресурс] / Реестр примерных программ (https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija) Просмотрено 29.11.2021.




Скачать

© 2023 78 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!