Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду
Суицидальное поведение - это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необратимых поступков каждого ученика. При профилактике детских самоубийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, а также разработать для них программу коррекции.
Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного наблюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику что такое «Карта педагогического наблюдения» и кого в итоге отнести к группе риска.
Выявите учащихся с суицидальным поведением совместно с социальным педагогом и классным руководителем.
Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения
1. Проведите общую диагностику учащихся 5-11-х классов
Психологическое тестирование
Чтобы выявить детей с неустойчивым нервно-психическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, предложите учащимся 5-11-х классов поучаствовать е психологическом тестировании.
Учащиеся 5-х классов проходят опросник «Индекс общего (хорошего) самочувствия (ВОЗ)»; методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,
Учащиеся 6-х классов отвечают на вопросы теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и опросника детской депрессии М. Ковач.
Учащиеся 7-х классов проходят тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», опросник детской депрессии М. Ковач, «Тест на иррациональные установки» А. Эллис.
Учащиеся 8-х классов выполняют задания «Теста на иррациональные установки» А. Эллис, Методики определения суицидальной направленности» (приложение 1), теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».
Учащиеся 9-11-х классов заполняют бланки ответов Методики определения суицидальной направленности и проходят «Тест на иррациональные установки» А. Эллис, «Жизнестойкость» С. Мади.
Педагогическое наблюдение
Раздайте классным руководителям Карты педагогического наблюдения (приложение 2) за эмоциональным состоянием учащихся класса. Классный руководитель наблюдает за поведением и эмоциональными реакциями учащихся класса по заданным критериям. Критерии наблюдения объединены в четыре группы индикаторов: межличностные отношения, учебная деятельность, поведение, семейная ситуация.
Один-два раза в месяц в указанные даты классный руководитель фиксирует результаты в электронной таблице: ставит 1 балл - если признак присутствует, 0 баллов - если отсутствует.
2. Заполните прогностические таблицы
Совместно с социальным педагогом и классным руководителем соберите консилиум. На нем заполните прогностическую таблицу риска суицида на каждого ученика. Для этого сопоставьте результаты диагностики и наблюдения классного руководителя. Обсудите все критерии отдельно по каждому ребенку.
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)
Проблема | Признаки | Балл |
Утрата обоих родителей | 5 |
Утрата одного из родителей или развод в семье | 4 |
Тяжелая психологическая атмосфера в семье | 1.В семье эмоциональный климат напряженный и нестабильный. 2. Отсутствует культура взаимоотношений членов семьи, скрытые или явные конфликты между родителями, конфликты ребенка с родителями, домашнее насилие. 3. Семья переживает острую кризисную ситуацию в семье (переезд, внезапное значительное ухудшение материального положения, состояния здоровья членов семьи), 4, Хронический семейный кризис: употребление ПАВ членами семьи, алкоголизм, пренебрежение нуждами (пища, одежда, жилье) ребенка. | 4 |
Изоляция в детском коллективе | 1. Насмешки, издевательства, травля со стороны одноклассников (повторяющиеся оскорбления, унижения со стороны сверстников, отказ брать в коллективные игры, занятия, группы по интересам). 2. В классном коллективе отвергают по какому-либо признаку: внешность, субкультура, род интересов, здоровье | 4 |
Несправедливые методы воспитания, подавление | 1. Воспитание противоречивое; родители очень заботятся о наличии благоприятного впечатления об отношениях в семье у окружающих, личностные особенности ребенка не учитываются. 2. Родители наказывают, лишают чего-либо, жестоко об ращаются, применяют физическую силу; поощряют редко. 3. Используют эмоциональное насилие: угрозы, шантаж, оскорбления | 4 |
Тяжелые соматические болезни, инвалидность | 3 |
Отсутствие опоры на любящего взрослого | 1. Гиперопека, гипоопека, требовательность без ласки, кри тичность к любым проявлениям ребенка. 2. Ребенок боится сообщать родителям о своих трудностях,проблемах. 3. Несоответствие ожиданиям родителей. 4. Завышенные требования к успешности ребенка, к домаш ним обязанностям, отношение к ребенку характеризуется эмоциональной нестабильностью | 3 |
Неудачи в учебе, низкие школьные успехи | 3 |
Акцентуации личности | Истероидная, сензитивная, эмоционально-лабильная, возбудимая, эмотивная акцентуации характера | 3 |
Употребление алкоголя и наркотиков | Факт употребления психоактивных веществ (ПАВ) (даже один случай), общение в группе сверстников, которые употребляют ПАВ | 2 |
Нарушение контроля, импульсивность | Склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций | 2 |
Низкая самооценка | Представления несовершеннолетнего о себе резко; не соответствуют его ожиданиям, возможностям и (или) реальным качествам, достижениям. Неуверенность в успехе любых начинаний | 1 |
Тяжело протекающий пубертат | Различные формы дисгармоничного развития: бурные проявления акселерации и другие асинхронии развития, инфантилизм, крайнее проявление раздражительности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости, повышенной утомляемости, нарушение концентрации внимания | 1 |
Пассивность, робость, несамостоятельность | 1 |
3. Распределите учащихся по группам
С учетом данных, которые вы получили по прогностической таблице, распределите детей на три группы.
Первая группа «Учащиеся с низким и средним нервно-психическим состоянием» - те, кто набрал менее 21 балла.
Вторая группа «Учащиеся с неустойчивым нервно-психическим состоянием» - от 21 до 24 баллов.
Третья группа «Учащиеся с риском суицидального поведения»- более 25 баллов.
4. Составьте программу коррекции
Для детей, которые попали в группу риска, разработайте и реализуйте индивидуальный план коррекции. Кризисные ситуации носят индивидуальный характер, поэтому универсальных приемов и механизмов нет. В сложных случаях обратитесь в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), где специалисты определят проблему ребенка и его семьи, пропишут задачи работы и распределят ответственность между школой и Центром.
В зависимости от проблем ребенка и его семьи в программу коррекции включите: индивидуальные и семейные психологические консультации; индивидуальные программы личностного развития; поддерживающую социальную среду; индивидуальные условия повышения учебной успешности; медицинскую помощь; родительские студии; программы медиации по разрешению конфликтов в семье и школе. Коррекционная работа длится от трех месяцев до полугода, при необходимости и дольше.
Приложение 1
Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН)
Цель: выявить депрессивное и невротическое состояние, уровень общительности. Инструкция. Напротив утверждения, с которым вы согласны, поставьте «плюс», с которым не согласны - «минус».
Утверждения
Я внимательно прослушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.
Я часто легко отвлекаюсь отдела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
Иногда я могу похвастаться. .
У меня часто бывает веселое настроение.
Меня часто одолевают грустные мысли.
Я люблю общение с людьми.
Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.
Я быстро забываю об огорчениях.
Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
Я люблю развлекаться в веселой компании.
В моей семье есть нервные люди.
Бывает, что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.
Временами чувствую себя беспомощным.
У меня много хороших знакомых.
У меня часто болит голова. .
Я почти всегда подвижен и активен.
Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.
Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.
У меня часто бывают приступы плохого настроения.
Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.
Я человек чувствительный и возбудимый.
Все проблемы в жизни разрешимы.
У меня бывают приступы дрожи.
Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.
Временами мне хочется навсегда уйти из дома.
Я часто волнуюсь из-за пустяков.
В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.
Иногда вдруг весь покрываюсь потом.
Бывает, что я не выполняю своих обещаний.
Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.
Не все мои знакомые мне нравятся. .
Часто у меня нет аппетита.
Легко могу развеселить самую скучную компанию.
Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.
Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.
Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
Часто мне не хочется жить.
Меня считают человеком веселым и общительным.
Я все принимаю близко к сердцу.
У меня часто возникают боли «под ложечкой» и неприятные ощущения в животе.
Я всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми.
Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.
Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда - совсем вялый.
Я не всегда говорю правду.
На спор я могу сделать все, что угодно.
Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.
Я часто чувствую себя вялым и усталым.
Я люблю подшучивать над другими.
Критика и замечания всегда очень задевают меня.
Мне часто снятся кошмары.
Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.
Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.
Ключ подсчета баллов по шкалам
Шкала Положительные выборы утверждений
Искренность ; 4, 13, 20, 29, 31, 33,47, 57, 67, 74
Депрессивность : 2, 6, 12,14,19, 21, 27, 28, 32, 36, 39,41,45, 49, 52, 55, 59, 63, 65, 69, 72
Невротизация , 3, 8,10,16/18, 23, 25, 30, 34, 38, 42, 44,46, 50, 53, 56, 61, 64, 68, 71, 73
Общительность 5, 7, 9,11, 15,17, 22, 24, 26, 35, 37, 40,43,48, 51, 54, 58, 60,62, 66, 70
Обработка результатов
Шкала «Искренность» определяет достоверность результатов.
От 8 до 10 баллов - высокий уровень искренности ответов.
От4 до 7 баллов-средний уровень.
От 0 до 3 баллов - низкий уровень, исследование недостоверно.
Шкала «Депрессивность» определяет уровень склонности к депрессивному состоянию. От 17 до 21 балла - высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению.
От 8 до 16 баллов - средний уровень.
От 1 до 7 баллов - низкий уровень депрессивности.
Шкала «Невротизация» определяет уровень невротизации.
От 17 до 21 балла - высоки&аценки, могут соответствовать невротическому синдрому, который проявляется в эмоциональной неустойчивости, тревожности.
Шкала «Общительность» определяет уровень развития общительности.
От 17 до 21 балла - высокий уровень общительности.
От 8 до 16 баллов - средний уровень От 1 до 7 баллов - низкий уровень.
Вывод. Низкий уровень общительности в сочетании с высокими показателями депрессивности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до степени «пассивного согласия на смерть».