СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья -Выявление суиц. поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья -Выявление суиц. поведения»

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду


Суицидальное поведение - это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необрати­мых поступков каждого ученика. При профилактике детских само­убийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологиче­ской адаптации, а также разработать для них программу коррекции.

Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного на­блюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику что такое «Карта педагогического наблюде­ния» и кого в итоге отнести к группе риска.

Выявите учащихся с суицидальным поведением совместно с социальным педагогом и классным руководителем.

Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения

1. Проведите общую диагностику учащихся 5-11классов

Психологическое тестирование


Чтобы выявить детей с неустойчивым нервно-психическим со­стоянием и трудностями социально-психологической адаптации, предложите учащимся 5-11-х классов поучаствовать е психоло­гическом тестировании.

Учащиеся 5-х классов проходят опросник «Индекс общего (хорошего) самочувствия (ВОЗ)»; методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса,

Учащиеся 6-х классов отвечают на вопросы теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуля­ции» и опросника детской депрессии М. Ковач.

Учащиеся 7-х классов проходят тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», опросник детской депрессии М. Ковач, «Тест на иррациональные установки» А. Эллис.



Учащиеся 8-х классов выполняют задания «Теста на иррацио­нальные установки» А. Эллис, Методики определения суицидальной направленности» (приложение 1), теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».

Учащиеся 9-11-х классов заполняют бланки ответов Методи­ки определения суицидальной направленности и проходят «Тест на иррациональные установки» А. Эллис, «Жизнестойкость» С. Мади.

Педагогическое наблюдение

Раздайте классным руководителям Карты педагогического наблюдения (приложение 2) за эмоциональным состоянием учащихся класса. Классный руководитель наблюдает за поведением и эмоциональ­ными реакциями учащихся класса по заданным критериям. Кри­терии наблюдения объединены в четыре группы индикаторов: межличностные отношения, учебная деятельность, поведение, семейная ситуация.

Один-два раза в месяц в указанные даты классный руково­дитель фиксирует результаты в электронной таблице: ставит 1 балл - если признак присутствует, 0 баллов - если отсутствует.


2. Заполните прогностические таблицы

Совместно с социальным педагогом и классным руководителем соберите консилиум. На нем заполните прогностическую таблицу риска суицида на каждого ученика. Для этого сопоставь­те результаты диагностики и наблюдения классного руководите­ля. Обсудите все критерии отдельно по каждому ребенку.

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)



Проблема

Признаки

Балл

Утрата обоих родителей

5

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

1.В семье эмоциональный климат напряженный и нестабильный.
2. Отсутствует культура взаимоотношений членов семьи, скрытые или явные конфликты между родителями, конфликты ребенка с родителями, домашнее насилие.
3. Семья переживает острую кризисную ситуацию в семье (переезд, внезапное значительное ухудшение материального положения, состояния здоровья членов семьи),
4, Хронический семейный кризис: употребление ПАВ членами семьи, алкоголизм, пренебрежение нуждами (пища, одежда, жилье) ребенка.

4

Изоляция в детском коллективе

1. Насмешки, издевательства, травля со стороны одноклассников (повторяющиеся оскорбления, унижения со стороны сверстников, отказ брать в коллективные игры, занятия, группы по интересам).
2. В классном коллективе отвергают по какому-либо признаку: внешность, субкультура, род интересов, здоровье

4

Несправедливые методы воспитания, подавление

1. Воспитание противоречивое; родители очень заботятся о наличии благоприятного впечатления об отношениях в семье у окружающих, личностные особенности ребенка не учитываются.
2. Родители наказывают, лишают чего-либо, жестоко об ращаются, применяют физическую силу; поощряют редко.
3. Используют эмоциональное насилие: угрозы, шантаж,
оскорбления

4

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

Отсутствие опоры на любящего взрослого

1. Гиперопека, гипоопека, требовательность без ласки, кри тичность к любым проявлениям ребенка.
2. Ребенок боится сообщать родителям о своих трудностях,проблемах.
3. Несоответствие ожиданиям родителей.

4. Завышенные требования к успешности ребенка, к домаш ним обязанностям, отношение к ребенку характеризуется эмоциональной нестабильностью

3

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

Акцентуации личности

Истероидная, сензитивная, эмоционально-лабильная, возбудимая, эмотивная акцентуации характера

3

Употребление алкоголя и наркотиков

Факт употребления психоактивных веществ (ПАВ) (даже один случай), общение в группе сверстников, которые употребляют ПАВ

2

Нарушение контроля, импульсивность

Склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций

2

Низкая самооценка

Представления несовершеннолетнего о себе резко; не соответствуют его ожиданиям, возможностям и (или) реальным качествам, достижениям. Неуверенность в успехе
любых начинаний

1

Тяжело протекающий пубертат

Различные формы дисгармоничного развития: бурные проявления акселерации и другие асинхронии развития, инфантилизм, крайнее проявление раздражительности,
агрессивности, эмоциональной неустойчивости, повышенной утомляемости, нарушение концентрации внимания

1

Пассивность, робость, несамостоятельность

1



3. Распределите учащихся по группам

С учетом данных, которые вы получили по прогностической таб­лице, распределите детей на три группы.

Первая группа «Учащиеся с низким и средним нервно-психи­ческим состоянием» - те, кто набрал менее 21 балла.

Вторая группа «Учащиеся с неустойчивым нервно-психиче­ским состоянием» - от 21 до 24 баллов.

Третья группа «Учащиеся с риском суицидального поведе­ния»- более 25 баллов.



4. Составьте программу коррекции

Для детей, которые попали в группу риска, разработайте и реа­лизуйте индивидуальный план коррекции. Кризисные ситуации носят индивидуальный характер, поэтому универсальных при­емов и механизмов нет. В сложных случаях обратитесь в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), где специалисты определят проблему ребенка и его семьи, пропишут задачи работы и распределят ответственность между школой и Центром.

В зависимости от проблем ребенка и его семьи в программу коррекции включите: индивидуальные и семейные психологические консультации; индивидуальные программы личностного развития; поддерживающую социальную среду; индивидуальные условия повышения учебной успешности; медицинскую помощь; родительские студии; программы медиации по разрешению кон­фликтов в семье и школе. Коррекционная работа длится от трех месяцев до полугода, при необходимости и дольше.






















Приложение 1

Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН)

Цель: выявить депрессивное и невротическое состояние, уровень общительности. Инструкция. Напротив утверждения, с которым вы согласны, поставьте «плюс», с которым не согласны - «минус».

Утверждения

  1. Я внимательно прослушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.

  2. Я часто легко отвлекаюсь отдела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

  3. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

  4. Иногда я могу похвастаться. .

  5. У меня часто бывает веселое настроение.

  6. Меня часто одолевают грустные мысли.

  7. Я люблю общение с людьми.

  8. Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.

  9. Я быстро забываю об огорчениях.

  10. Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

  11. Я люблю развлекаться в веселой компании.

  12. В моей семье есть нервные люди.

  13. Бывает, что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.

  14. Временами чувствую себя беспомощным.

  15. У меня много хороших знакомых.

  16. У меня часто болит голова. .

  17. Я почти всегда подвижен и активен.

  18. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

  19. Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.

  20. Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.

  21. У меня часто бывают приступы плохого настроения.

  22. Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.

  23. Я человек чувствительный и возбудимый.

  24. Все проблемы в жизни разрешимы.

  25. У меня бывают приступы дрожи.

  26. Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.

  27. Временами мне хочется навсегда уйти из дома.

  28. Я часто волнуюсь из-за пустяков.

  29. В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.

  30. Иногда вдруг весь покрываюсь потом.

  31. Бывает, что я не выполняю своих обещаний.

  32. Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.

  33. Не все мои знакомые мне нравятся. .

  34. Часто у меня нет аппетита.

  35. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

  36. Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.

  37. Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.

  38. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно рассла­биться.

  39. Часто мне не хочется жить.

  40. Меня считают человеком веселым и общительным.

  41. Я все принимаю близко к сердцу.

  42. У меня часто возникают боли «под ложечкой» и неприятные ощущения в животе.

  43. Я всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми.

  44. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

  45. Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.

  46. Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда - совсем вялый.

  47. Я не всегда говорю правду.

  48. На спор я могу сделать все, что угодно.

  49. Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.

  50. Я часто чувствую себя вялым и усталым.

  51. Я люблю подшучивать над другими.

  52. Критика и замечания всегда очень задевают меня.

  53. Мне часто снятся кошмары.

  54. Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.

  55. Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.









Ключ подсчета баллов по шкалам

Шкала Положительные выборы утверждений

Искренность ; 4, 13, 20, 29, 31, 33,47, 57, 67, 74

Депрессивность : 2, 6, 12,14,19, 21, 27, 28, 32, 36, 39,41,45, 49, 52, 55, 59, 63, 65, 69, 72

Невротизация , 3, 8,10,16/18, 23, 25, 30, 34, 38, 42, 44,46, 50, 53, 56, 61, 64, 68, 71, 73

Общительность 5, 7, 9,11, 15,17, 22, 24, 26, 35, 37, 40,43,48, 51, 54, 58, 60,62, 66, 70

Обработка результатов

Шкала «Искренность» определяет достоверность результатов.

От 8 до 10 баллов - высокий уровень искренности ответов.

От4 до 7 баллов-средний уровень.

От 0 до 3 баллов - низкий уровень, исследование недостоверно.


Шкала «Депрессивность» определяет уровень склонности к депрессивному состоянию. От 17 до 21 балла - высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональ­ном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению.

От 8 до 16 баллов - средний уровень.

От 1 до 7 баллов - низкий уровень депрессивности.


Шкала «Невротизация» определяет уровень невротизации.

От 17 до 21 балла - высоки&аценки, могут соответствовать невротическому синдрому, который проявляется в эмоциональной неустойчивости, тревожности.


Шкала «Общительность» определяет уровень развития общительности.

От 17 до 21 балла - высокий уровень общительности.

От 8 до 16 баллов - средний уровень От 1 до 7 баллов - низкий уровень.


Вывод. Низкий уровень общительности в сочетании с высокими показателями депрессив­ности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до сте­пени «пассивного согласия на смерть».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!