СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии для учащихся с ОВЗ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темпы современной жизни, социальные проблемы, неблагополучнаяэкологическая среда, гиподинами, вредные привычки- все эти факторыухудшаютсостояние здоровья учеников.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии для учащихся с ОВЗ»

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

для учащихся с ОВЗ.

Учитель химии

Волохович А.Г.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Еще в 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда, когда болеют и не серьезно относятся к любым внезапным проявлениям того или иного недуга. Темпы современной жизни, социальные проблемы, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки (наркомания, табакокурение, алкоголизм) - все эти факторы ухудшают состояния здоровья школьников. Кроме того, фитодефицит, дисбаланс в воде (недостаток I, Ca, P, избыток других элементов) отрицательно действуют на состояния здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Один из самых травматических факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Преподаваемый мной предмет-химия. Существует мнение: если ставить вопрос ребром и выбирать между обучением химии и здоровьем ребёнка, то, безусловно, от химии в учебном плане надо избавляться как от предмета исключительно вредоносного, неоправданно трудного и крайне далёкого от нужд и чаяний современного школьника. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий в современном обучении химии оправдано и необходимо.

По шкале трудности предметов (по И. Г. Сивкову) химия стоит на третьем месте (9 баллов из 11). [1]. Приходится запоминать множество символов, формул, реакций. А решение расчетных задач вызывает у большинства просто панику. По моим наблюдениям у некоторых сегодняшних восьмиклассников вызывает затруднение даже запоминание символов химических элементов. Уже во втором полугодии в 8 классах снижается успеваемость, предмет начинает вызывать неприязнь, страх, стрессовое состояние. Кроме того, химия-наука экспериментальная. Работа с химическими веществами даже при соблюдении правил техники безопасности также отрицательно влияет на здоровье школьников. Уменьшение часов химии в 10-11 классах не решает проблему здоровьесбережения. Скорее, наоборот, снижается эффективность таких уроков, а невротизация и стресс учеников и учителя только усиливаются.

Я работаю в особой школе, где учатся дети с ОВЗ, и к своей работе стараюсь подходить дифференцированно. Составляю задания по степени сложности и задания, требующие разнообразных видов деятельности. Обучающимся с высоким уровнем, хорошей работоспособностью, сильным типом нервной системы предлагаются более сложные, творческие задания. Школьникам со средним интеллектуальным уровнем и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности. Ученики с неуравновешенным характером не в состоянии долго сосредотачиваться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и вести постоянный контроль за их выполнением. То есть для каждого ученика на уроке необходимо создать ситуацию успеха. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Это могут быть нестандартные слова- приветствия, расслабленная поза, глубокое дыхание, использование музыки, слайды природы, воды. Для создания приятного эмоционального фона, сохранения глубокого понимания сущности предмета использую межпредметные связи, т. е. привлечение материала из смежных дисциплин: из историии, биологии, географии, экологии. Учащиеся с удовольствием не только слушают эту информацию, но и сами находят и рассказывают ее.

Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который показывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, с позиции здоровьесбережения, значит не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся утомлению, который приведет к более полному пониманию учебного материала.

Обязательным на уроках у детей с ОВЗ проходят физкультминутки, которые позволят им размять свое тело, расслабиться. Также используется гимнастика для глаз, рук, различные упражнения, которые улучшают кровообращение головы. После этого ребята становятся более работоспособными, их внимание активизируется, проявляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Так, например, при изучении темы «Кислород, озон, воздух» в 8 классе можно выполнять такие упражнения:

Очень химию мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Благородные есть газы.

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх, тем воздух реже.

Друг другу улыбнулись нежно!

Отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Чередование видов деятельности: проведение эксперимента, при его недоступности использование виртуальной лаборатории, работа с упражнением, решение задач, работа с текстом, таблицами. Немало важную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.

Для решения проблемы переутомления учащихся с ОВЗ на уроках предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся с ОВЗ по курсу химии, это решение вопросов направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы:

- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;

- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;

- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;

- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.

При изучении тем «Спирты и фенолы», «Ароматические углеводороды», «Жиры» рассматриваются вопросы о влиянии этой группы на здоровье человека и природу. Хорошие результаты по данным темам дает показ фильмов по антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде. После просмотра фильма, учащиеся готовы к диалогу и беседе, и большая часть подростков задумывается о вреде и ущербе который наносят себе сами курением, употреблением алкоголя и наркотиков. Что является положительным результатом в качестве обучения. При ознакомлении учащихся со свойствами и применением альдегидов и кетонов особое внимание следует уделить вопросу о вредном воздействии на природу и организм человека нитрокрасок, ацетона и других растворителей, рассказать об их кумулятивном свойстве и последующих рецидивах, о влиянии этих соединений на озоновый слой. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида могут стать мебель, фанера, ДСП и др. Синтетические моющие средства при правильном использовании не представляют опасности, но нарушение инструкции по применению может вызвать для организма последствия. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке.

Особая роль на теоретических уроках химии, для учащихся с ОВЗ, отводится изучению химического состава пищи и влиянию компонентов пищи на здоровье человека. Учащиеся должны знать, что любимый сахар, вездесущая соль, масло к чаю тоже не являются безвредными. А также, что уважаемая многими детьми сублимированная лапша, сухие завтраки, супы из пакетиков содержат консервант - глютомат натрия, превышение допустимой нормы которого вызывает в организме ребенка изменения – боль в желудке, сонливость, тошноту. Допустимая суточная норма данного вещества для взрослого человека составляет 1, 5 грамма, а для детей в 2 раза меньше. При изучении данной темы можно предложить учащимся задачу на расчет количества глютомата натрия в сублимированном картофеле или другом продукте. Например: задача «Рассчитать количество консерванта в 3 тоннах сублимированного картофеля, если известно, что на 1 килограмм продукта добавили по 17 грамм глютомата натрия. Определить превышена норма или нет, сделать вывод».

Один из эффективных методов формирования грамотной заботы о своем здоровье - решение задач валеологической направленности. Они позволяют материал аргументированными и полезным в повседневной жизни.

Таким образом цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но разумеется, одним здоровьесберегающими технологиями вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решать. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.



Источники:

  1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)

  3. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,2013.

  4. Журнал «Народное образование» М., №9 2006.

  5. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

  6. Интернет «Здоровьесберегающие технологии».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!