СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни младших школьников, воспитания культуры здоровья. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

                                                                          Иванова Л.А., Каменская С.М. 

HEALTH  SAVING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY SCHOOL 

                                                                        Ivanova L. A., Kamenskaya S.M. 

 Аннотация 

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни младших школьников, воспитания культуры здоровья. 

The article deals with the problem of the healthy lifestyle formation among primary school children, the creation of a culture of health. 

Ключевые слова: ценность здоровья, формы работы, образ жизни, взаимодействие семьи и школы. 

Key words the value of  health, forms of  work, lifestyle, interaction of  family and school.  

Здоровье — самый драгоценный дар, который человек получает от природы, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Развитие научно-технического прогресса, изменения в жизни общества, требуют от человека знаний высокого уровня  во многих областях.  Для того, чтобы идти в ногу со временем, реализовать себя в каком – то виде деятельности, человек должен быть здоровым.  

На сегодняшний день в обществе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложилась тенденция ухудшения состояния здоровья школьников.  

На это влияют многие факторы:  отсутствие культуры здорового образа жизни в семье, стрессы и отрицательные эмоции, вредные привычки, снижение уровня жизни и неполноценное питание. 

 Результаты исследования показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. 

Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Появилась  острая  необходимость  решения  данной  проблемы  в  масштабе  страны,  региона, города  и  отдельно  взятой  школы. 

Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. 

В  соответствии  с  законом  РФ  «Об  образовании»  здоровье  школьников  отнесено к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  области  образования. Хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором  становится состояние здоровья школьника. 

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно -  экономических условиях способ жизнедеятельности людей. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Здоровый образ жизни – комплексное понятие, охватывающее физические, психические и социальные стороны жизни человека.  

Пропаганда здорового образа жизни, занятие физкультурой и спортом – это неотъемлемая часть обучения и воспитания. 

Цель  формирования здорового образа жизни — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания, организовывать здоровый отдых учащихся; прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;  воспитывать нравственную культуру учащихся, желание побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.  

 Младший школьный возраст наиболее благоприятный для этого. У детей воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения.  

В режиме работы нашей школы, в  учебно – воспитательном  плане заложены основные направления формирования здорового образа жизни учащихся: общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно – профилактическое, экологическое и культурно-просветительное. 

Процесс образования и воспитания в школе, формирование ЗОЖ осуществляется во время уроков, во внеурочной и внешкольной деятельности с привлечением родителей, основывается на организации взаимодействия семьи и школы и содействует формированию здорового и безопасного образа жизни не только школьников, но и их родителей.  

В школе проводится обязательная утренняя зарядка, которая способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках. Традиционными стали использование элементов здоровьесберегающих технологий: физкультурные паузы на уроках, динамические дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, корректирующая гимнастика для мышц рук и ног, беседы о вреде курения, о вреде гаджетов. 

 На уроках русского языка и литературного чтения и во внеурочной деятельности  учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности. Пословицы и поговорки: «Всякое дело поправимо, если человек здоров»,  «В здоровом теле – здоровый дух», «К слабому и болезнь пристаёт»,  «Кто рано встаёт, тот долго живёт»,  «Кто любит спорт, тот здоров и бодр», «Кто спортом занимается, силы набирается» и др.  

На уроках физической культуры учащиеся получают сведения о пользе   физических упражнений, о двигательном режиме. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.  

На уроках окружающего мира дети знакомятся с анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья». Выполняются практические задания: измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами; правильно организовать свой режим дня; выполнять необходимые правила личной гигиены; оберегать себя от простудных заболеваний; закаляться.  

Оздоровительные мероприятия проводятся на уроках, классных часах  и  в ходе внеурочной деятельности, на общешкольных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни. Дни здоровья, спортивные праздники и соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплочению детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников.  

Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы: «Режим дня», « Правильная посадка за партой», «Личная гигиена, уход за телом»,  «Закаливание», «Рациональный отдых», «Предупреждение простудных заболеваний», «Как сохранить хорошее зрение», «Предупреждение травм и несчастных случаев», «Роль витаминов для роста и развития человека».  

Для родителей проводятся родительские собрания, в которые  включены: беседы с психологом, встречи с медсестрой,  консультации врачей по итогам мониторинга здоровья детей, психологическое просвещение родителей,  индивидуальные беседы, включение родителей в воспитательный процесс.  

Основным фактором здорового образа жизни является  питание  школьников. Оно должно быть сбалансированным и иметь правильное соотношение питательных веществ.  Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.  

Огромную помощь во внедрении программы формирования здорового образа жизни оказывают родители учащихся. Так  были организованы совместные походы, посещения бассейна, занятие спортом. На спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья» личным примером родители класса показали ученикам, что  совместные мероприятия являются необходимым условием сохранения здоровья.  

Все мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.  

 

                                                Литература: 

  1. Секач А.С., Егорова И.М. Выбери здоровый образ жизни.- Мн.: 2006. 

  1. Куиджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000. 

  1. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- Ростов н/Дону: Феникс, 2011. 

  1. Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье.- Волгоград: Учитель, 2009. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!