СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Знакомство младших школьников с миром профессий как часть профориентационной работы" (с подтверждением о публикации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Знакомство младших школьников с миром профессий как часть профориентационной работы" (с подтверждением о публикации)»

Похабова Анастасия Алексеевна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Научный руководитель: методист, Т.С. Лебедева



ЗНАКОМСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

КАК ЧАСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аннотация: В статье рассмотрены методы развития интереса у младших школьников к различным профессиям в течении учебного процесса. Такие занятия помогают детям расширить свои представления о мире труда, понять, какими навыками и образованием нужно обладать для выбора конкретной профессии.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессия, младший школьник.


Знакомство обучающихся с миром профессий является важной частью профориентационной работы в начальной школе. Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления учащихся с различными профессиями, видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [4, с. 24].

Обеспечение интереса обучающихся к профессиям осуществляется в рамках требований ФГОС НОО через формирование личностных результатов младших школьников как в урочные, так и во внеурочные занятия [1]. В описание личностных результатов входит трудовое воспитание, что подразумевают под собой осознание ценности труда и интереса к различным профессиям. Это позволяет детям ознакомиться с профессиями, их характеристиками и требованиями, что помогает им начать формировать свои профессиональные предпочтения и интересы.

С сентября 2022 года в рамках проекта «Разговоры о важном» была разработана и предложена к реализации в начальной школе тема «День труда. В мире профессий». Основная задача данного занятия состоит в обеспечении обучающимися активного участия в обсуждении темы труда и профессий. Выполнение интерактивных заданий на уроке позволяет подвести обучающихся к пониманию труда, трудовой деятельности людей разных профессий [2]. Мы считаем, что одного занятия в год является крайне недостаточно для формирования у обучающихся осознания ценности труда и интереса к различным профессиям.

Вот несколько идей о том, как можно развивать интерес у младших школьников к различным профессиям в течении учебного процесса:

а) проектные и исследовательские задачи: предлагайте задания, связанные с реальными профессиями. Проводите уроки, на которых учащиеся будут исследовать разные профессии, их особенности, трудности и достижения. Организуйте проектные недели, на которых младшие школьники будут разрабатывать проекты, связанные с разными профессиями;

б) внеклассные мероприятия и экскурсии: посещайте различные предприятия, музеи, выставки, где обучающиеся смогут увидеть разные профессии в реальном действии.

в) работа с информационными источниками: предоставляйте детям книги о разных профессиях, чтобы они могли узнавать больше о том, чем занимаются люди. Используйте интерактивные видео, мультфильмы или кинофильмы о профессиях, чтобы показать детям, какие навыки и знания потребуются. Разработайте игры и учебные задания, которые помогут обучающимся лучше понять и запомнить информацию о различных профессиях.

г) работа с профессионалами: организуйте встречи с успешными и интересными людьми, которые могут рассказать о своей профессии и своем пути к успеху. Например, проведите классные часы с «интересными гостями» – представителями разных профессий. Приглашайте профессионалов различных областей на уроки и давайте им возможность рассказать о своей работе таким образом, чтобы дети могли понять ее смысл и интерес. К примеру, можно пригласить врача, пожарного, учителя, инженера, художника или спортсмена.

Такие занятия помогают детям расширить свои представления о мире труда, понять, какими навыками и образованием нужно обладать для выбора конкретной профессии. Они также помогают развивать социальные навыки учащихся, такие как коммуникация, сотрудничество, исследовательские навыки и уверенность в себе.

Тема труда получает свое развитие в обсуждении наиболее востребованных профессий, рабочих профессий. Востребованность профессий на рынке труда обучающийся и сам может проанализировать, используя различные источники. При этом можно обнаружить, что часть профессий устарела, им на смену пришли другие. Можно попробовать спрогнозировать, какие профессии появятся в будущем и почему. Развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности на основе ярких примеров и жизненных ситуаций [3, с. 3]. Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.

Важно помнить, что каждый ученик имеет свои интересы, поэтому создание атмосферы, где каждый может найти свой профессиональный интерес, может быть полезным для стимуляции интересов детей. Учитель при работе с младшими школьниками постоянно подчеркивает мысль, что независимо от сферы деятельности и выбранной профессии, человек, который честно трудится и занимается любимым делом, может стать примером и гордостью всей страны, настоящим героем. Государственная награда – Герой Труда Российской Федерации является знаком признания заслуг таких людей [2]. Знакомство с миром профессий в начальной школе также может быть полезно для родителей, которые могут получить информацию о различных профессиях и помочь своим детям в выборе образования и профессионального пути.

При проведении беседы о разнообразии профессий важно подчеркнуть мысль, что каждому важно найти такую профессию, которую он будет любить и трудиться ответственно, старательно и с удовольствием. Тогда человек станет профессионалом и достигнет высоких результатов. Это позволяет затронуть тему ранней профориентации и рассказать о мероприятиях и проектах, которые помогают школьникам в поисках дела жизни.

Таким образом, знакомство обучающихся с миром профессий в начальной школе является важным элементом профориентационной работы, который помогает учащимся начать формировать свои предпочтения в профессиональной сфере и осознать свои возможности для будущего образования и карьеры.


Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 31 с.

  2. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://razgovor.edsoo.ru/

3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1-4 классов. М.: Образовательно-Издательский центр «Академия», 2015. 160с.

4. Каленникова, Т. Г. Словарь психолого-педагогических понятий. – Минск.: БГТУ, 2017. – 68 с.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!