СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СтатьяПрофессиональная подготовка и социализация обучающихся с нарушением слуха во внеурочной деятельности и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориотационная работа с учащимися с нарушениями слуха должна быть направлена главным образом на достижение результатов.

Просмотр содержимого документа
«СтатьяПрофессиональная подготовка и социализация обучающихся с нарушением слуха во внеурочной деятельности и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.»

Профессиональная подготовка и социализация обучающихся с нарушением слуха во внеурочной деятельности и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.

Аннотация: Профориентационная работа с учащимися с нарушениями слуха должна быть направлена главным образом на достижение результатов, благоприятствующих формированию личности подростка и его социальной реабилитации.

Ключевые слова: социализация, профориентация, реабилитация, личность, профессиональная подготовка.

Вопрос о выборе профессии решается учащимися с нарушением слуха обычно раньше, чем слышащими и имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Это объясняется тем, что специальная школа и родители детей с нарушением слуха рано начинают психологически готовить их к выбору профессии, в частности той, которой эти дети обучаются в школьных мастерских.

Учащиеся старших классов не располагают в достаточной мере сведениями о характере и содержании существующих специальностей и о тех областях народного хозяйства, где они могут трудиться. Вместе с тем относительно часто профессиональные притязания глухих не соответствуют их возможностям [3, с.275].

Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса [1, с.16].

Профессиональная подготовка и социализация обучающихся с нарушением слуха — это система подготовки учащихся к свободному самостоятельному выбору профессии. Её осуществляет весь педагогический коллектив школы на уроках, индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, и во внеурочное время в соответствии с программой общеобразовательной школы.

Задачи профессиональной подготовки в школе — вооружить неслышащих школьников системой знаний об основах современного производства, массовых профессиях, потребностях в них, правилах выбора профессии [2, с.14].

Профессиональная подготовка осуществляется в процессе школьной и внешкольной работы. Профессиональная подготовка осуществляется с учётом возрастных особенностей школьников.

Для неслышащих обучающихся по профессиональной подготовке во внеурочное время и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения можно провести:

  • Диалоги, связанные с профессией («Разговор с работодателем», «Я звоню по объявлению», «В парикмахерской», «В аптеке»).

  • Ролевые и деловые игры, связанные с профессией («У врача», «Давайте

познакомимся», «Торговля», «Предприятия бытового обслуживания»).

  • Беседы с приглашенными специалистами.

  • Организация экскурсий (на предприятия, в магазины, в банки).

  • Чтение литературы о профессиях ( Л. Олифирова « Кем хотите стать

вы, дети?», Д. Бур «Профессии», А. Пиль «Пожарные», Пономарев Е.,

Пономарева Т. «История ремесел»).

  • Пословицы, кроссворды, загадки, сценки, сочинения, творческие

задания - все это о профессиях!

  • Беседы по профессиональной подготовке («Рынок труда», «Самые

востребованные профессии», «Наше будущее», «Трудовой

договор», «Мои профессиональные перспективы», «Оформление на

работу»), ставят цель выяснить интересы учащихся, их отношение к

проблеме выбора профессии.

Беседы помогают определить степень зрелости, подготовленности ученика к профессиональному самоопределению, и наметить конкретные пути формирования и сознательному выбору профессии.

Схема беседы с учашимися:

I. Профессиональные намерения учащегося.

1.Что собирается делать после окончания школы:

а) учиться в ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии?

З. Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?

4. Что советуют делать родители после окончания школы?

II. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают «любимые» и «нелюбимые» предметы.

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии?

З. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

III. Склонности

1. Какие склонности есть у учащегося (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии? [4, с.135]

Анкетирование — наиболее распространенный метод изучения индивидуальных особенностей учащихся. Основная задача его — получить данные об интересах, профессиональных наблюдениях учащихся и по другим вопросам, интересующим педагогов[4, с. 149] .

I. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

ІІ. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

З. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

Проводя анкетирование, следует ставить вопросы таким образом, чтобы установить факты, а не только узнать мнения о них учащихся. Вопросы должны формироваться достаточно ясно и просто и предоставлять учащемуся возможность ответить на них конкретно.

Основные требования к уровню подготовки воспитанников [5, с.12].

Воспитанники должны знать:

- о цели труда и его результатах;

- о характере и культуре труда;

- о правилах выбора профессии;

- какие профессии сегодня нужны обществу, какими профессиями могут овладеть воспитанники данной группы, учитывая ограниченные возможности здоровья;

- о том, что каждая профессия предъявляет свои специфические требования;

- о ряде качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:

Воспитанники должны уметь:

- определять, в каких профессиях преобладает труд сложный, простой, умственный, физический;

- сформировать собственную аргументированную позицию в самоопределении в отношении будущей профессии;

- правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда.

Таким образом, вопрос о необходимости создания на уроках, индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, и во внеурочное время проведение таких социально-психологических условий, чтобы процесс обучения способствовал социальной адаптации и социализации обучающихся с нарушениями слуха является актуальным. В большей степени этому способствует грамотно налаженная профессиональная ориентация, учитывающая как особенности психофизического развития учащихся с нарушениями слуха, их способности и интересы, так и потребности современного рынка труда [3, с. 280].

Литература:

1. Абрамов, И.А. Модель системы высшего технического образования лиц с недостатками слуха: на примере Московского Государственного технического университета им.М.Э.Баумана/ И.А. Абрамов - М.: Автореферат дис,...канд.пед.наук, 1993. – С. 10-17.

2. Девяткова, Т.А., Социально бытовая ориентировка/ Т.А. Девяткова – М.: 2005. – С. 10-20.

3. Речицкая, Е.Г., Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2 вида /Д.Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е.Г.Речицкой – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 270-295.

4. Тутубалина, Н.В., Твоя будущая профессия/ Н.В. Тутубалина – Ростов-на-Дону: 2005. – С. 127-265.

5. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме/ Е.Д. Худенко – М.: АРКТИ, 2007. – С.2-19.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!