СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ставрополеведение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ставрополеведение»






ПРОГРАММА


«Ставрополеведение»






Составитель: Головкова Т,Ю. учитель географии

высшей категории




































г. Ставрополь 2022





глубь недр пойму и сроки углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю! Знаю и люблю!

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Ю.К.Ефремов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа «» (35 часов) является частью курса географического краеведения для общеобразовательных учебных заведений Ставропольского края (68 часов) и предназначена для учащихся 8-х классов.

Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с физической географией Ставропольского края, а практические исследования расширяют географические знания по курсу. Рассматривая особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата и внутренних вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов края, а также, знакомясь с экологическими проблемами края, школьники получают систему знаний о территории, на которой проживают как о целостном географическом регионе в составе страны.

Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи географической науки с практикой, окружающей действительностью.

Цели программы «Природа Ставропольского края»:

  • формирование у школьников знаний о природе родного края, района, своего населенного пункта;

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • развитие интереса к изучению родного края;

  • создание условий для развития навыков исследовательской работы при изучение территории своей местности, развитие умений работать в сотрудничестве на основе эвристической деятельности;

  • воспитание чувства патриотизма, экологическое просвещение (образование и воспитание), воспитание люби к своему народу и малой родине;

Программа данного спецкурса обобщает и расширяет знания учащихся, полученные при изучении физической географии 6,8 класса. Этот курс может иметь существенное образовательное значение для изучения географии своего края, играет важную роль в повышении научного уровня обучения географии.

Предусматриваются теоретические и практические занятия, экскурсии, работы на местности, консультирование школьников, занимающихся исследовательской работой. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся.

Данная программа призвана способствовать познавательным, нравственным и

воспитательным задачам школ края, расширять и углублять кругозор учеников области географии.

Задачами программы являются:

  1. Сформировать географический образ своего края в его многообразии и взаимодействии компонентов природы, научить сравнивать его с другими регионами России.

  2. Вооружать школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации краеведческого характера.

  3. Развивать представления о своём географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специальные процессы и явления.

  4. Воспитание чувства патриотизма.

Представленная программа рассчитана на 35 часов, из них 27 часов теоретических и 8 часов практических.

Программа спецкурса «Природа Ставропольского края» - это рекомендательный документ, что позволяет учителю по своему усмотрению расширить изучение отдельных тем с целью их подробного изучения, возможна перестановка тем, изменение часов и др. Программа может быть адаптирована для преподавания элективных краеведческих курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников. Объём практических работ, организация экскурсий зависит от реальных условий, в которых находится каждая конкретная школа.

В программе представлен обязательный минимум содержания физической географии Ставропольского края и требования к уровню подготовки учащихся.



Учебно-тематический план.


п/п

Название темы

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

Всего


Введение.

1


1

1.

Географическое положение.

3

1

4

2.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

3

2

5

3.

Климат и агроклиматические ресурсы.

3

1

4

4.

Внутренние воды.

3

2

5

5.

Почвы.

3

1

4

6.

Растительный мир.

3


3

7.

Животный мир.

3


3

8.

Ландшафты края.

1

1

2

9.

Экологические проблемы края.

3


3


Заключение.

1


1








Содержание курса.



Введение. (1 час)

Что изучает география Ставропольского края.


Тема 1. Географическое положение. (4 часа)

Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы.

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте пограничных территорий, крайних точек и определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток.


Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

(5 часов)

Главные черты рельефа края, своего района. Геологическая летопись края. Развитие рельефа. Полезные ископаемые края, своего района.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Практическая работа 3.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, основных месторождений полезных ископаемых.


Тема 3. Климат и агроклиматические ресурсы. (4 часа)

Климатообразующие факторы. Климатическая карта Ставропольского края (характеристика сезонов года). Неблагоприятные климатические явления. Климатические районы и агроклиматические ресурсы.

Практическая работа 4. Оценка основных климатических показателей своего района (для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности) или сравнение с климатическими показателями края.


Тема 4. Внутренние воды. (5 часов)

Общая характеристика внутренних вод края, своего района. Главные речные системы, водораздел, бассейны. Роль рек в развитии сельского хозяйства края, своего района.

Практическая работа 5. Характеристика одной из рек края, своего района по плану. Определение возможностей её хозяйственного использования.

Практическая работа 6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр края.


Тема 5. Почвы. (4 часа)

Почва – особый компонент природы. Основные типы почв края, своего района. Зона каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв.

Практическая работа 7. Описание почвенного разреза своей местности.



Тема 6. Растительный мир. (3 часа)

Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье: растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Охрана растительности в крае.


Тема 7. Животный мир. (3 часа)

Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов.


Тема 8. Ландшафты края. (2часа)

Ландшафты края, своего района.

Практическая работа 8. Выявление по зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.


Тема 9. Экологические проблемы края. (3 часа)

Экологическая обстановка в крае. Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемы территории.


Заключение. (1 час)



Практические работы.


Количество практических работ определяется перечнем работ, которые рекомендованы программой «Природа Ставропольского края» и проводятся на материалах края.

Значительная часть практических работ может быть проведена в рабочих тетрадях «Ставропольеведение» для 8-9 классов.


Экскурсии.

Содержание и объекты экскурсий выбираются учи­телем. Экскурсии в природу желательно планировать в типичные для района природные и культурные комплексы. Экскурсии в краеведческие и другие му­зеи должны носить комплексный характер, сопровождаться индивиду­альными, групповыми и фронтальными заданиями учащимся.











Требования к уровню подготовки учащихся.


НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ:

  • Крайние точки и пограничные территории.

  • Основные формы рельефа края.

  • Тектонические структуры края, крупные месторождения полезных ископаемых края.

  • Стихийные явления, связанные с внутренними и внешними про­цессами в крае.

  • Тип климата, погоды на территории края и их признаки, климатообразующие факторы.

  • Стихийные климатические явления края,

  • Водные ресурсы края: крупные реки и озёра.

  • Редкие и исчезающие виды животных и растений в Ставрополь­ском крае.

ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:

  • Крайние точки и их координаты.

  • Расстояния в километрах и градусах протяженности Ставропольского края с севера на юг и с запада на восток.

  • Коэффициент увлажнения, климатические показатели.

  • Поясное время.

  • по приборам в своей местности атмосферное давление, темпе­ратуру, количество осадков.

  • направления по картам Ставропольского края и компасу.

ОПИСЫВАТЬ:

  • погоду своей местности.

  • геологическое обнажение своей местности,

  • Речные системы крупных рек края и своего населенного пункта.

  • ландшафты своего населённого пункта, края (по репродукциям картин, фотографиям).

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • связь между тектоническим строением края и его рельефом.

  • особенности климата в крае.

  • зависимость речной сети от климата в крае.

  • закономерности в изменении почв.

  • наличие в крае зональных и азональных типов почв.

ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:

  • развитие эрозионных процессов.

  • тенденцию изменения плодородия почв в крае.

  • изменение видового состава растительности и животного мира в крае.

  • состояние и использование водных, минеральных, биологичес­ких ресурсов края.





НОМЕНКЛАТУРА


Рельеф. Вулканический район Пятигорья, Ставропольская возвышенность, Ставропольские высоты, Прикалаусские высоты, Прикумская возвышенность, Кубано-Суркульская депрессия, Прикубанская равнина, Терско-Кумская равнина, Кумо-Манычская впадина, Восточно-Кубанская наклонная равнина, Минераловодская наклонная равнина, Кабардинская наклонная равнина, г.Стрижамент, г.Машук, г.Бештау, г.Брык, хребет Боргустан и Кабардинский.


Месторождения: нефти и газа - Нефтекумск, Ставропольско-Сенгилеевский газоносный район; лечебной грязи - оз. Тамбукан; минеральных и термаль­ных вод; поваренной соли - озёра: Птичье Солёное, Довсун, Дадынское.


Внутренние воды. Реки - Кубань, Егорлык, Калаус, Кума, Кура, Терек.

Озёра - Птичье Солёное, Довсун, Дадынское, Маныч-Гудило, Лушниковское, Тамбукан. Водохранилища – Сенгилеевское, Чограйское, Отказненское, Новотроицкое. Каналы – БСК, Невинномысский.



Тематическое планирование

региональных уроков географии

(8 класс)


п/

п

Название темы урока

Кол-во

час.

Тип урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

Введение 1 час.

1.

Введение.

1

Урок-презентация


По выбору-реклама природы края.

Географическое положение. 4 часа


2-3.

Географическое положение Ставропольского края, своего района.

2

ПР 1.Обозначение на контурной карте пограничных территорий, крайних точек и определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток.


Знать край-ние точки и их координа-ты, соседи

первого и второго по-рядка.

Рабочая тетрадь «Ставро-польеведе-ние»,

стр.4-5

Контур №1

4.

Этапы исследования и изучения Ставропольского края.

1

Урок-лекция

Знать имена российских и Ставрополь-ских учёных-географов,

исследовав-ших Кавказ и Предкавка-зье .

Рефераты учащихся.

5.

Обобщение по теме: «Географическое положение Ставропольского края, своего района».

1

Урок - зачёт



Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. 5 часов

6.

Главные черты рельефа.

1

Урок изучения нового материала.


Уметь показывать на карте основные формы рель-ефа и выс-шие точки

Рабочая тетрадь, стр.7, но-менклатура.

7.

Геологическая летопись края.

1

Самостоятель-ная работа

Знать осо-бенности геологичес-кого разви-тия терри-тории края

Ответы на вопросы инструктив-ной карточки

8.


Развитие рельефа.

1

ПР 2.Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.


Объяснять зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и полезными ископаемыми

Рабочая тетрадь, стр.8-9

9.

Полезные ископаемые края, своего района.

1

ПР3.Обозначение

на контурной карте крупных форм рельефа, основных месторождений полезных ископаемых.


Знать усло- вия форми-рования полезных ископаемых края, уметь находить на карте их местораспо-ложение.


Рабочая тетрадь, контур 3-4.

Номенкла-тура.

10

Обобщение по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемыми».

1

Урок-викторина.








Климат и агроклиматические ресурсы. 4 часа

11

Климатообразующие факторы.

1

Урок изучения нового материала.


Знать факто-ры, опреде-ляющие климат края

Составление схемы – климатообр.факторы.


12

Климатическая карта края

1

Урок-практикум

Чтение кли-матической карты, опре-

делять клим. показатели.

Устное описание сезонов года.



13

Климатические районы.

1

Комбинирован-ный урок

Вычислять

Кувл.

РТ,

Контур 5.


14

Неблагоприятные климатические явления агроклиматические ресурсы

1

ПР 4.Оценка основных клима-тических показа-телей своего района или срав- нение их с климат. показа-телями края.

Оценивать климат.пока-затели для

Хозяйствен-ной деятель-ности населения края

РТ,

стр.9-10.


15

Обобщение по теме: «Климат и агроклиматические ресурсы».

1

Семинарское занятие.



Внутренние воды. 5 часов


16

Внутренние воды края, своего района.

1

Урок изучения нового материа-ла с использова-нием ЛОС.


ЛОС

17

Главные речные системы.

1

ПР 5.Характерис-тика одной из рек края, своего района по плану. Определе-ние возможностей её хозяйственного использования.


Знать глав-ные речные системы края, водораздел, бассейны

Рабочая тетрадь, стр.11-12

18

Другие внутренние воды: каналы, водохранилища, озёра, пруды, подземные воды.

1

ПР 6. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр края.


Знать и уметь показывать на карте крупные каналы, водохранилища, озёра, пруды, подземные воды.

Рабочая тетрадь, контур 6, номенкла-тура.

19

Обобщение по теме: «Внутренние воды».

1

Урок-игра.





Почвы. 4 часа

20

Почвы – одно из важнейших природных богатств края.

1

Модульный урок.

Знать типы почв, их ресурсный потенциал.

Рабочая тетрадь, стр.13-14

21

Основные типы почв.

1

Модульный урок.

Давать ха-рактеристику основных типов почв края

Рабочая тетрадь, контур 7.

22

Плодородие и охрана почв.

1

ПР 7. Описание почвенного разреза своей местности.


Анализ почвенного профиля.

Оформле-ние прак-тической работы

23

Обобщение по теме: «Почвы».

1








Растительный мир. 3 часа


24

Растительный покров Ставропольского края, своего района.

1

Урок – презентация.

Знать видовой состав расти-тельности края,своего района.

Рабочая тетрадь, стр.13.

25

Карта растительности.

1

Самостоятель-ная работа.

Знать черты приспособле-ния растений к природным условиям

Составление плана-конспекта.

26

Охрана растительности в крае.


1

Урок-конференция.

Знать растения из Красной книги края.

Индивиду-

альные сообщения учащихся.

Животный мир. 3 часа


27

Животные Ставрополья.

1

Урок-презентация.

Знать видо-вой состав животных края, своего района.

Рабочая тетрадь, стр.14.

28

Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов.

1

Комбинирован-ный урок.

Знать черты приспособле-ния животных к

природным условиям

Рабочая тетрадь, контур 8.

29

Обобщение по теме: «Животный мир».

1

Урок-аукцион.

Знать животных из Красной книги края

Индивиду-

альные сообщения учащихся.

Ландшафты края. 2часа


30

Типичные ландшафты края.

1

Урок изучения нового материа-ла с использова-нием ЛОС.

Знать природные комплексы края.

ЛОС

31

Ландшафты края.

1

ПР 8.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.


Уметь уста-навливать зависимость между при-родными ко-мпонентами

Заполнить таблицу.











Экологические проблемы края. 3 часа


32-33

Экологические проблемы края.

Пути их решения.

2

Урок-конференция.

Знать меры по охране, заповедники, заказники и особо охраняемые территории

Рабочая тетрадь, стр.11.

34

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольный урок.



Заключение.


35

Анализ итоговой контрольной работы

1




Экскурсии в природу – во внеурочное время.


Литература


1.Белозёров В.С., Магомедов К.А.. Экономическая и социальная география Ставропольского края. 9 класс, Ставрополь,1987г.


2. Богачкова А.Е. История Изобильненского района. Ставропольское книжное издательство,1994г.


3.Бутенко Н.И., Савельева В.В., Шальнев В.А.. Физическая география Ставропольского края, Ставрополь, 2000г.


4.Ивановский В.А. География Ставропольского края. 8 -11 класс, Ставрополь,1999г.


5.Ивановский В.А., Ивановский В.В.. Ставропольский край. Занимательные вопросы и краткие ответы. Ставрополь,1999г.


6.Ивановский В.А., Ивановский В.В.. География Ставропольского края. Начальный курс. Ставрополь,1999г.


7. Круглов А.И. Задачник по краеведению. Ставропольское книжное издательство,1999г.


8.Савельева В.В., Магомедов К.А.. География Ставропольского края, Ставропольское книжное издательство,1987г.


9.Физическая география Ставропольского края, под ред. Савельевой В.В., Шальнева В.А., СКИПКРО, 1995г.


10.Экология Ставропольского края.9 – 11 классы. Под ред. Вишняковой В.Ф., Ставрополь,2000г.


Директор МБОУ гимназии №9 В.М. Сапунова

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!