СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стендовый доклад "Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стендовый доклад "Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования"

Просмотр содержимого документа
«Стендовый доклад "Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования"»





Тема: Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования






«Много на земле живых существ.
Из них только человек обладает 
даром речи. Даром слова.» 

Л. Успенский


Цель:

Владение культурой речи и культурой общения.

Основная база для достижения цели: уроки чтения и русского языка.


Задача учителя: 
Воспитание разносторонне ­развитой, образованной и
коммуникационно ­компетентной личности. 



Виды работ над развитием речи

1.Отчётливо произношение слогов с разной громкостью.

Ди – дэ – да - до – ду - ды

2.Отчётливое и быстрое чтение слогов.

Га - го - гу - гэ – гы

3.Доскажи строку.

Ша – ша – ша - мама моет малыша.

Шу - шу - шу - я письмо пишу.

4.Доскажи слово.

Ра - ра - ра - вышла на улицу детвора.

5. Использование чистоговорок.

Са – са – са - под кустом сидит лиса.

Жа – жа – жа - есть иголки у ежа.

Методика скороговорения

Методику скороговорения использую на уроках обучения грамоте (при изучении нового звука и буквы).

Скороговорка используется для совершенствования дикции учащихся так, как обладает несомненными достоинствами: наличием звуковых повторов и ритма, занимательностью содержания, краткостью.

Последовательность работы над скороговоркой:

1) медленное, размеренное произнесение учителем;

2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;

3) повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение учителем;

4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;

5) индивидуальное произнесение учащимися.

Формы работы со скороговоркой:

- скороговорные разминки (проводится в начале урока);

- скороговорные пятиминутки (проводится в середине или в конце урока для снятия интеллектуального напряжения).

Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову.

В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.

Игры и упражнения:


1.Договори последний слог.

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», а можно «са»,

Бу-…, ве-…, но-…, ро-…, ли-…, ко-… .





2.Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания.

Кры – кру – кра - идёт игра.

Бо – бу – бы - стоят столбы.

До – ду – да – гудят провода.



Наиболее распространённый приём - объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста.

  1. Чтение предложенного текста

  2. Беседа по содержанию, объяснение значений слов

  3. Проведение различных упражнений, направленных на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.



Работа с синонимами

-Соедини слова в пары:

метель, рубеж, граница, вьюга

-Запиши слова в порядке уменьшения качества: маленький, небольшой, крохотный

-Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

пунцовый, кумачовый

-Некоторые глаголы замени словами, близкими по значению:

тихо реветь; как белуга, плакать; слегка трепетать; от страха робеть.



Работа над многозначностью слов

Сказала мама Славке:

-Холодно в лесу.

Надень под куртку шарфик,

Ведь осень на носу.


И Славка дошколёнок

Задумался всерьез:

Оранжевая осень

На чей же села нос?




Фразеологические обороты

повесить нос - огорчиться; водить за нос - обманывать; зарубить на носу – запомнить.



Восстановление деформированного предложения

Задания по составлению предложений являются прекрасными подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей.





С редства выразительной речи




Сила и высота голоса


Интонация

Логическое

ударение


Различные

паузы


Темп






  • чтение всего текста;

  • пересказ текста;

  • чтение учащимся нового текста, заранее подготовленного дома;

  • чтение цепочкой по предложению, по абзацу;

  • чтение вполголоса;

  • нахождение отрывка к рисунку;

  • ответы на вопросы;

  • нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;

  • чтение самого интересного отрывка;

  • нахождение предложений, которые стали поговорками;

  • беседа с сопровождением выборочного текста;

  • чтение о том, чем понравилось произведение;

  • чтение по ролям;

  • нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, (печально, с досадой, возмущением, строго).

  • кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило;

  • нахождение самого длинного слова;

  • чтение, пометка непонятных слов;

  • комбинированное чтение;

  • конкурсное чтение.



Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Задания по словесному рисованию развивают у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу.

К примеру:

1) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества;

2) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, метафоры.

3) умение устного словесного описания предмета.

Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, познание, в разнообразие жизни.

Школа обеспечивает разностороннее овладение речью: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству слова, к музыке; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!