СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТЕПАНОВА Л.Ф. "Примерные задания для проведения тематического, промежуточного и итогового контроля по русскому языку в 6 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В книге СТЕПАНОВОЙ Л.Ф. "Примерные задания для проведения тематического, промежуточного и итогового контроля по русскому языку в 6 классе" собраны разноуровневые задания и контрольные диктанты с грамматическими заданиями по темам "Текст", "Словообразование", "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Имя числительное", "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«СТЕПАНОВА Л.Ф. "Примерные задания для проведения тематического, промежуточного и итогового контроля по русскому языку в 6 классе"»


Л . Ф. Степанова «Примерные задания для проведения тематического, промежуточного и итогового контроля по русскому языку

в 6 классе». – Минск, 2003









Тема «ТЕКСТ»

Вариант I

Уровень I

Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу?

Озаглавьте запись, подчеркните главные члены пред­ложения.


Маленькая льдинка быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Дале­ко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.


Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу стро­ят хатки.

Уровень II

  1. Заполните пропуски слов в определении текста.

Текст — это предложений, частей,

связанных по и ' ; .

  1. Из данных предложений составьте текст. Прону­меруйте предложения последовательно.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Этот дождь шел неделями. Начался листопад. Леса моросили дождем об­летевшей листвы.

• Озаглавьте текст. Назовите его тему.

Уровень III

Определите цель высказываний: в каком из текстов главное — обмен сведениями, в каком — передача науч­ной информации, а в каком — описание снегиря.

  • Скажи-ка, почему снегирей снегирями зовут?

  • Не знаю.

  • Думай! Снег — снегирь?! Ну?..

  • К нам со снегом прилетают?! Да?!

  • Конечно.

Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.

Зима разукрасила скверы и сады города, опушила каждую ветку. Я взглянул на дерево и увидел на снежной рябине маленькую птичку. Грудка у нее была красная, спинка серенькая, глазки маленькие, но очень вниматель­ные. Она кружила пушистой головкой по сторонам, оче­видно, искала себе корм, раздумывала, какую ягодку скушать. Птичка меня заинтересовала.

Определите стиль данных текстов.

Прочитайте предложения, словосочетания и слова, при помощи которых обычно связываются части рас­суждения. Отметьте сначала слова и предложения, ис­пользуемые для связи тезиса и доказательства (1), за­тем — для доказательства и вывода (2).

Докажем это.

Это можно доказать так.

Почему? И вот почему.

Обобщим все сказанное.

Таким образом, ....

Это объясняется следующим.

Следовательно, ....

Уровень V

Прочитайте, определите стиль речи. Передайте со­держание отрывка в строго научном стиле.

Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих бо­гатая родословная. На большинство можно завести мет­рики, паспорта и трудовые книжки, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их про­исхождение. (Э. Вартаньян.)

Вариант II

Уровень I

В данном тексте отметьте слова, которыми мож­но выразить основную мысль, и подчеркните волнистой линией.

Детство начинается с любви к матери. Это самое свя­тое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразличным, кро­ме собственного покоя и удобства. (С. Михалков.)

• Подчеркните главные члены предложений.

Уровень II

1. Назовите основные признаки текста.

2. Из данных предложений составьте текст (прону­меруйте предложения последовательно).

Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях де­ревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался крае­шек солнца. Лес весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.

• Озаглавьте текст, назовите его тему.

Уровень III

Обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, пред­ложением, вопросом, учитывая данные ответы.

— Конечно, помогу! О чем разговор?!

— Спасибо! Обязательно прочитаю!

— С удовольствием!

— Сегодня, к сожалению, не могу... Никак!

— В Сочи.

— Конечно, видел! Купался в нем! • Для какого стиля речи характерен диалог?

Уровень IV

В данном тексте вставьте пропущенные буквы.

Книги Юрия Коваля мы д..вно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны д..бр..той к людям, ко всему ж..вому. Любим потому, что они написаны то..ным, об­разным и в..селым языком. (С. Михалков.)

  • Определите тип речи.

  • Можно ли содержание этого текста передать на фо­тоснимке? Объясните, почему.

Уровень V

Продолжите текст по данному началу (2-3 предло­жения ), используя: а) цепную связь, б) параллельную связь. Какие структурные средства связи вам понадоби­лись? Сделайте схемы.

Лодка причалила к берегу.


Тема «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант I

Уровень I

В данных словах обозначьте приставки.

Приехать, добежать, срисовать, углубить, надписать, расплатиться.

Уровень II

1. Заполните пропуски в данном определении.

Приставка — это , часть слова.

Приставка находится и служит для

. Например:

2. Образуйте слова с данными приставками:

при-:

с- :

пре-

не- :

в- :

Уровень III

Замените данные глаголы глаголами-синонимами с приставками на з-, с-.

Сообщить

разузнать

тревожиться

уничтожать

осуществляться

разгневаться

Слова для справок: рассердиться, ис­треблять, беспокоиться, исполняться, разведать, изве­стить.

  • Обозначьте приставки.

  • Установите, какие глаголы свойственны книжной, какие — разговорной речи.

Вставьте пропущенные буквы.

Чтение не д..лжно быть случ..йным. Это огромный ра..ход врем..ни, а время — велич..йшая ценн..стъ, кото­рую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по програ..е, р..зумее..ся, не следуя ей ж..стко, отх..дя от нее там, где по..вляю..ся дополнительные для читающего ин­тересы. (По Д. Лихачеву.)

• Сделайте морфемный и словообразовательный раз­бор выделенных слов.

• Объясните лексическое значение глагола тратить. Подберите к нему синонимы.

Определите, какими частями речи являются выде­ленные слова. Одинаков ли их морфемный состав?

Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечет, качая стаю отраженных голубей». Снежное покрывало покрывало все поле. Коридор домой и иди домой. На заводе стали изготавливать из стали разные детали. Вывод здесь простой: придется отвечать за простой.

Приведите начальные формы этих слов.

Вариант II

Уровень I

В данных словах обозначьте приставки.

Выдержать, зазеленеть, издавать, осветить, свернуть, нарисовать.

Уровень II

1. Заполните пропуски в данных определениях.


Корень — это часть слова. В корне заключено общее

значение всех однокоренных слов. Например:

2. Образуйте слова с данными корнями:

-'вод-:

-лет-:

-лес-:

-цве7?-:

Уровень III

  1. Замените глаголы глаголами-антонимами с при­ставкой с-.

Разбежаться

раздвигаться

разгибаться

развозить

  1. Вставьте и обозначьте приставки.

Потемки все ..гущались, предметы теряли свои контуры. Волны ..брасывали на песок белую пену.

Заметалась (бес, без), .покойно у окошка вся семья. Несколько верховых ринулись в толпу, конями (раз, рас) кидывая людей.

Уровень IV

Озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы.

Каждое утро на до.лпый стол в саду мы насыпали крош­ку и крупу. Д..сяток шустрых с..ниц слетались на стол и склевывали крошки. У е..ниц были пуш..стые щ..ки. Птиц.. ссорились, тр..щ..ли, и этот треск, напоминавший быстрые удары н..жом по ст..кану, сл..вался в в..селую м..лодию. К..залось, что в саду играл на стар..м ст..ле ж..вой щ..бе- ч..щий музыкальный ящик. (По К. Паустовскому.)

• Сделайте морфемный и словообразовательный раз­бор выделенных слов.

• Объясните лексическое значение прилагательного шустрый. Подберите к нему синонимы.

Определите способы образования слов. В каждом ряду найдите «четвертое лишнее». Объясните свое решение.

Зубочистка, сенозаготовка, хлеборезка, мясорубка. Вскрик, пригород, соавтор, подвид. Вслушаться, наглядеться, запасаться, прижиться.

• Приведите свой аналогичный пример.

Контрольный диктант

Вставьте пропущенные буквы.

В л..су на круглой п..лянке идут вечерние приготов­ления. Что-то копоши..ся и ш..лестит между к..рнями старой липы. Шмыгнула вверх краен..ватая метелка, пр..тихла на ветке, п..вернулась, бл..снули две внима­тельные пуговки. И снова взметнулась метелка вверх и исчезла.

Вдруг зашуршала в..рхушка е..сны. Какая-то птица прокр..чала хриплым гол..сом три раза одну и ту же фразу. Нач..ла в четвертый, ..билась, сконфузилась и зам..олчала.

Внизу, у самых к..рней, д..ловой похо..кой идет жук. У него серьезное дело. На сп. .не у жука л. .жит с..ломин- ка. Н..сет он ее к себе домой или она случайно пр..липла к его сп..не?

Я т..хонько протягиваю руку и сн..маю с..ломинку. Жук мгновенно подвертывает ноги и претворяется мер­твым. Я тоже претворяюсь мертвой. Тогда жук снова отпр..вляе..тся по делам. (Из журнала «Русский язык в школе».) (115)

Грамматическое задание

Уровень I

Выпишите из текста четыре слова с приставками, обозначьте приставки.

Уровень II

Выпишите слова, образованные при помощи пост­фикса, обозначьте постфикс.

Уровень III

Запишите к следующим словам однокоренные. Обо­значьте корни.

Вариант I: лес, дело.

Вариант И: рука,верх.

Уровень IV

Сделайте морфемный и словообразовательный раз­бор слов.

Вариант I: вечерние, зашуршала, верхушка.

Вариант II: красноватая, соломинка, притворяется.

Уровень V

1. Приведите примеры производных и непроизводных слов.

2. Составьте 2-3 предложения со словами из задания 1, подчеркните грамматическую основу.

3. Запишите по три слова, образованных по данным моделям:

-^лп

л о

—' л л

Работа над ошибками


Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Вариант I

Уровень I

Распределите данные имена существительные по группам:

а) предметы неживой природы;

б) люди или животные;

в) явление природы;

г) события в жизни людей;

д) вещества или продукты питания.

Гитара, день рождения, учитель, дежурный, сметана, гроза, соль, снегопад, акула, собака, украинец, кастрю­ля, 8 Марта, пшено.

Уровень II

Продолжите фразу. Приведите примеры (2-3 слова). Имя существительное — это

  1. Просклоняйте следующие имена существительные.

Ручки, поле, рожь, шкаф, земля.

И.

Р.

д.

в.

т.

п.

  1. Распределите данные имена существительные по разрядам.

Мальчик, автомобиль, керамика, радость, клетка, ве­селье, молодежь, сахар, одежда, яблоко, ненависть, мас­ло, народ.

1. От данных слов образуйте существительные с по­мощью суффиксов -щик-, -чик-, суффиксы обозначьте.

Доклад _

обман

спор

заказать

разведать_

рассказать

стекло

доносить

    1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суф­фиксы.

Хомяч..к, скворч..нок, петуш..к, бельч..нок, мяч..к, ореш..к, кулеч..к, горош..к, ключ..к, медвеж..нок.

    1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически правописание не с именами суще­ствительными.

Каждая (не) удача пр..б..вляет ума.

(Не) силой бор..т..ся, а умением.

(Не) правдой не прож..веш...

(Не) бросай друга в (не) счастье.

Умный ч..ловек с одного слова п..ймет, (не) вежде и сто слов (не) п. .может.

• Сделайте морфологический разбор имени существи­тельного (на выбор).

Замените подчеркнутые описательные выражения сложными существительными. Выделите в них части слова. Определите, как изменится характер текста.

В одной из передач по радио ( )

рассказывалось, какие увлекательные туристические по­ездки ( ) можно совершить по

Апшерону. На часть суши, с трех сторон омываемую во­дой ( ), вас доставит поезд на

электрической тяге ( ).

Туристы посетят архитектурные памятники средних ве­ков ( ), маяк на обрывис­тых скалах. Эти скалы популярны у спортсменов, зани­мающихся лазаньем по скалам ( ).

Интересно посмотреть и на искусственный водоем для хранения воды ( ).

Вариант II

Уровень I

Среди однокоренных слов подчеркните чертой имена существительные, поставьте к ним вопросы: что, кто?

Вырасти, выращенный, растение, растительный; сбежал, перебегавший, бегство, бегущий, бег; объяснительный, объяснить, объяснение, объясняю­щий;

смотрит, смотрящий, смотр, осмотреть, осмотри­тельный.

Уровень II

Заполните пропуски слов в определении имени суще­ствительного. Приведите примеры (3—4 слова).

Имя существительное — это

часть речи, которая обозначает

и отвечает на вопросы и

. Имена существительные отно­сятся к одному из трех

и изменяются по и

. В предложении имя суще­ствительное чаще всего является ,

или ,

но может быть

и

Уровень III

1. Просклоняйте имена существительные. Время, Мария, иней, Наталья, село.

24

и.

р.

Д.

в.

т.

п.

2. После каждого слова укажите категорию числа: ед. ч.; мн. ч.; ед. и мн. ч.

Нежность Слезы Прятки

Железо Морозы Помощь

Жара Кудри Жмурки

Храбрость Воздух Гордость

Уровень IV

  1. Подберите к данным именам существительным синонимы с приставкой не- или с tie- — частью корня.

Рассеянность

Сомнение

Грубость

Легкомыслие

Плохая погода

Беспечность

  1. Образуйте от данных слов сложные имена суще­ствительные, обозначьте корни.

Юный натуралист

Зерно и хранилище

Нефть и проводить

Тысяча и лет

Басня и писать

Зверь и ловить

Бронированный поезд

3. Замените сочетание слов одним словом-синони­мом — именем существительным. Обозначьте суффиксы.

Специалист по электросварке

Специалист по типографскому набору

Солдат, служащий в ракетных войсках

Человек, работающий на кране

Специалист по бетонным работам

Мастер, занимающийся натачиванием чего-нибудь

• Составьте 2-3 предложения с этими существитель­ными. Одно из них разберите морфологически.

Уровень V

1. Вставьте пропущенные буквы. Выделенные суще­ствительные замените существительными с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

На площадке молодняка зв. .рята отн. .слись к по. .влению белого медведя ( ) каж­дый по-своему.

Волк ( ) п..джал хвост и отош..л в стор..ну, барсук ( ) мгно­венно скрылся из виду, больше всех напугались бурые медвежата.

Медведь ( ) подб. .жал к тигру ( ). Он заш..пел на незнакомца, поднял лапу. Не понял медведь ( ) языка тигра, подош..л ближе. Предательский удар привел медведя ( ) в яр..сть. С ревом кинулся он на обидчика. (ПоВ. Чаплиной.)

2. Образуйте форму родительного подежа множе­ственного числа следующих существительных:

метла копна

кочерга серьга

вожжа гостья

• В полученных словоформах поставьте ударение.

Контрольный диктант

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недоста­ющие знаки препинания.

В гр..зу

Гр..за надвигалась. Туч., недавно была у горизонта но вдруг ок..залась перед нами. Бл..снула огненная нить и густой лес оз..рился ярким светом. Зав..рч..л угрожа­ющий гром и по лист..ям застуч..л дождь.

В л..су страшно встр..ча..ся с гр..зой и мы бросились искать убеж. .ще. Но было поз. .но, потому что дождь хлы­нул на нас потоком. Лишь на с..кунду можно было ра. .мот- реть зар..сли, через которые мы приб..рались.

Потом небо стало оч..ща..ся от туч., и вот мы идем по тр..пинк.. . Она пр..водит нас к избушк.. л..сника. Приветливый ст..рик ра..ж..гает п..чурку ставит на стол м..локо и ягоды.

После обеда засияло со..нце а потом наступил безвет­ренный вечер. (По Эртелю.) (100)

Грамматическое задание Уровень I

В первом абзаце найдите и чертой подчеркните име­на существительные.

Уровень II

Выпишите из текста примеры существительных (по 5-6 слов).

Вариант I: конкретные и абстрактные.

Вариант II: одушевленные и неодушевленные.

Уровень III

Сделайте морфемный и словообразовательный раз­бор слов.

Вариант I: по тр..пинке, зар..сли.

Вариант II: к избушк.., л..сника.

Уровень IV

Сделайте морфологический разбор одного существи­тельного ( на выбор ).

Вариант I: из абзаца 1.

Вариант II: из абзаца 2.

Уровень V

1. Докажите, что перед вами текст. К какому типу речи он относится?

2. Определите стиль текста. По каким признакам вы это определили?

Работа над ошибками



Тема «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Вариант I

Уровень I

1. В данных предложениях найдите имена прилага­тельные, поставьте к ним вопросы какой? какая?. Под­черкните их волнистой линией.

Егорушка умылся, надел кумачовую рубаху.

Небольшая лампа слабо освещала коричневую ситце­вую занавеску.

Ключевая вода была холодная и прозрачная.

Уровень II

Заполните пропуски в определении имени прилага­тельного. Приведите свои примеры (3-4 слова ).

Имя прилагательное — часть

речи, которая обозначает и отве­чает на вопросы .

Оно согласуется с существительным в

В предложении имя прилагательное выступает в роли

и .

Прилагательные бывают полными и

  1. Образуйте от данных прилагательных простые формы сравнительной и превосходной степени.

Молодой

низкий

хороший

редкий

глубокий

твердый

  1. Просклоняйте данные словосочетания: скрипучая лестница, лисий хвост. Обозначьте окончания.

И.

Р.

д.

в.

т.

п.

Уровень IV

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, рас­ставьте знаки препинания.

У Пушкина в Михайловском

Перед нами деревенский к..бинет поэта. Все ..десь скромно и просто. На стенах штофные обои, в углу белый изразцовый к..мин. У стены ст..ри..ый д..ван. Пр..стой письме..ый стол с бумагами и книгами мя..кое кресло с высокой спинкой. Книжный шкаф туалетный столик с овальным зеркал..м. У д..вана янтарные тру..ки с длимы­ми чубуками.

Два долгих года пр. .вел. .десь Пушкин. (По М. Васиной.) • Назовите элементы описания комнаты.

• Определите, какие слова текста выражают главную мысль описания интерьера.

• Сделайте морфологический разбор имени прилага­тельного (на выбор).

• Определите, какими членами предложения являют­ся имена прилагательные, подчеркните их как члены предложения.

Уровень V

1. Образуйте от имен прилагательных с основой на шипящую краткую форму. Почему от некоторых из них ее образовать нельзя?

Блестящий, верблюжий, жгучий, казачий, медве­жий, могучий, птичий, ребячий, чернокожий, пропащий, телячий.

2. Составьте три предложения с данными словами.

Вариант II

Уровень I

Среди однокоренных слов найдите имена прилага­тельные и поставьте к ним вопрос какой? Подчеркни­те их волнистой линией.

Синь, синеть, синий, синева; туманность, туман, туманный; застеклить, стекло, стеклянный; пловец, плавать, плавучий.

Уровень II

Продолжите фразу.

Имена прилагательные по своему значению делятся на ,

Приведите примеры:

Уровень III

  1. Просклоняйте данные словосочетания: пахучий шиповник, большое окно.

И.

Р.

Д.

.

т.

п.

  1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

(Не) нави..ный человек; (не) дли..ый рассказ; (не) ве­селый, агру..ный взгляд; камыш..вые зар..сли; клю..вая вода; кумач..вый пояс; листве..ая а(л, лл)ея; лимо..ый сок; стекля..ая бутылка; серебр..ый портсигар; искре..яя радость; фло..ский борщ; дер..кий поступок; звер..кий взгляд; мер..кое преступление.

Уровень IV

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Домик няни

Под сенью огромн.. клена среди густых кустов с..ре- ни ст..ит маленький д..ревя..ый флигелек. В светелке этого домика ж..ла Арина Родионовна. Сюда прих..дил Пушкин отд..хнуть п..слушать ч..дес..ые ска..ки няни. Здесь все было пр..стое ру..кое д..ревенское уютное. Ста­ри..ые сундуки лавки веретено. Ру..кая печ.. с лежанкой. На полке медный сам..вар д..рожный погребец. На комо­де заветный ларец няни. (По С. Гейченко.)

• Выпишите устаревшие слова, объясните их зна­чение.

• Сделайте морфологический разбор имени прилага­тельного (на выбор).

• Определите, какими членами предложения являют­ся имена прилагательные, подчеркните их как члены предложения.

Уровень V

Определите, какими частями речи и какими члена­ми предложения являются выделенные слова.

Белую работу делает белый, черную работу — черный. Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратить­ся к прошлому.

И какой же русский не любит быстрой езды! И Кузьма стал ждать его в столовой. Вода у берегов была чистая.

• Какой способ словообразования здесь использован? В чем он заключается?

Контрольный диктант

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Петя на берегу моря

Ни..кое со..нце ослепительно било в гл..за. Море под ним г. .рело во всю ш. .рину.

Серебря..ые кусты дикой маслины др..жали над про- паст. .ю. Крутая доро..ка в..ла зигзагами вниз. Ноги Пети б..жали по ней сами собой. Матро..кий в..ротник раз­вевался. Мальчик делал страшные прыжки по громад­ным ступеням естестве (н, нн)ой лес..ниц., и вдруг со все­го маху выл..тел на сухой и х..лодный пе..чаный берег. Вя..кий и глубокий песок с ямками вчерашних бе..фор- ме(н, нн)ых сл..дов нап..минал ма(н, нн)ую крупу самого первого сорта.

Ч..деснейш..й в мире пля.. к..зался диким и бе..люд­ным в этот ра(н, нн)ий час. Чу..ство одиночества с новой силой охв..тило мальчика. Но теперь это было совсем особое, гордое и мужестве(н, нн)ое одиночество Робинзо­на на (не) обитаемом остр..ве.

Вдруг Петя увид..л отца и стал взб..ра..ся наверх. (По В. Катаеву.) (112)

Грамматическое задание

Уровень I

Во втором абзаце найдите имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

Уровень II

Выпишите из текста:

Вариант I: два качественных прилагательных, обра­зуйте от них краткую форму.

Вариант II: два относительных прилагательных вме­сте с именами существительными, к которым они отно­сятся, укажите, в прямом или переносном значении они употреблены.

Уровень III

Сделайте морфермый и словообразовательный раз­бор слов.

Вариант I: маслины, бе..форме(н, нн)ых.

Вариант II: прыжки, бе..людным.

Уровень IV

Сделайте морфологический разбор имени прилага­тельного.

Вариант I: из абзаца 2.

Вариант II: из абзаца 3.

Уровень V

1. Подберите синоним и антоним к прилагатель­ным.

Вариант I: низкое (солнце), крутая (дорожка).

Вариант II: чудеснейший (пляж), ранний (час).

2. Составьте два предложения с этими словосочета­ниями. Одно разберите по членам предложения.

Работа над ошибками


Тема «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

Вариант I

Уровень I

В данных предложениях найдите имена числитель­ные, поставьте к ним вопросы, подчеркните их чертой.

Сережка Петров, которому было двенадцать лет, под­ружился со мной.

На земном шаре встречается восемьдесят видов ряби­ны. .

Сосна может жить шестьсот лет, ель — пятьсот.

В песочнице играло пятеро малышей.

В строю он был седьмым.

Уровень II

Продолжите фразу.

По значению имена числительные делятся на

и

Приведите примеры.

Уровень III

1. Напишите имена числительные словами: 11 за­дач, 60 минут, 900 гектаров, 17 учеников, 200 тонн, 400 брошюр.

2. Просклоняйте имена числительные: 76, 894.

И.

Р.

д.

в.

т.

п.

Уровень IV

Озаглавьте данный текст. Вставьте пропущенные буквы, имена числительные напишите словами.

Ж..вотный и растительный мир Беларуси очень раз­нообразен. На те..итории республики напитывается до 200 ООО ( тысяч) л..сей, около 15 ООО ( тысяч) к..банов, 40 ООО (

тысяч) к..суль. Р..корд пр..надлежит зайцам и белкам: их на..читывае..ся по 500 000-600 000 (

тысяч). А вот оленей мало — всего 1300 ( ) г..лов.

В бел..ру..ких л..сах води..ся 15 000-17 ООО ( тысяч) глух..рей, 130 000-140 000

( тысяч) тетеревов и око­ло 40 000 ( тысяч) рябчиков.

(По С. Владимирову.)

  • Укажите разряды имен числительных по значению и составу.

  • Сделайте морфологический разбор имени числи­тельного (на выбор).

Уровень V

    1. Какие из фразеологизмов включают в свой состав числительные? Подчеркните их чертой.

Двуликий Янус. Опять двадцать пять.

Не робкого десятка. Схватить обеими руками.

Книга за семью печатями. В трех соснах заблудился. Ни два ни полтора. На своих двоих.

Пара пустяков.

    1. Составьте текст научного стиля о населении зем­ного шара с максимальным использованием числительных (цифры можно брать произвольно).

Вариант II

Уровень I

Среди данных слов найдите имена числительные, по­ставьте к ним вопросы, подчеркните их чертой.

Тростник, удивительный, пятьдесят, объединение, увлечься, одиннадцать, беседа, лекция, далекий, пятеро, второй, недоумевать, сорок шесть, восьмой, шепот.

Расскажите о правописании простых, сложных и со­ставных имен числительных. Приведите свои примеры.

На конце числительных от 5 до 20 и в числительном

30 пишется

Например:

В середине числительных от 15 до 19 не пишется.

Например:

Числительные оди..адцать, ми..ион, ми..иард пишут­ся с

В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900

пишется

Например:

Составные числительные пишутся .

Например:

Уровень III

Цифры замените словами. Обозначьте окончания имен числительных и их падеж.

К 11 прибавить 7, будет

Из 18 вычесть 6, будет

К 200 прибавить 300, будет

От 100 отнять 79, будет

С 12 сложить 9, будет

Прошло 1,5 дня

Сумма 80 и 40 равна

Из 70 вычесть 20, будет

С 17 сложить 11, будет

Озаглавьте данный текст. Вставьте пропущенные буквы, имена числительные напишите словами.

Рекордсмены долголетия — черепахи, они ж..вут 300 ( ) лет. Белки и зайцы ж..вут око­ло 10 ( ) лет, а их родстве..ик

бобр — в 3—4 ( ) раза дольше. Ж..знь

волка прод..лжае..ся до 15 ( )

лет, лисиц.. — 12—13 ( )

лет. Олени и лоси ж..вут не более 20 ( )

лет, слон — лет 80 ( ),

осел — 50 ( ) лет, верблюды и ло­шади — около 30 ( ) лет,

с..баки — 15 ( ). Из птиц дольше

всех ж..вут гуси, почти до 40 ( )

лет. Среди рыб — щ..ки, они доживают иногда до 200 ( ) лет. (По В. Пескову.)

  • Укажите разряды имен числительных по значению и составу.

  • Сделайте морфологический разбор имени числи­тельного из первого предложения.

1. Запишите все возможные сочетания слов первого столбика со словами второго столбика:

два студент

две прохожий

двое мы

оба ученицы

обе рукавицы

сутки

2. Составьте текст научного стиля на тему «Озе­ро Байкал», используя следующие словосочетания с чис­лительными:

на высоте 456 м, глубина 1620 м, в 13 раз меньше по площади Балтийского моря, 1200 видов животных.


Тема «МЕСТОИМЕНИЕ»

Вариант I

Уровень I

В данных предложениях найдите местоимения, по­ставьте к ним вопросы, подчеркните чертой.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (М. Горький.) .

Гаврик понимал, что следует еще кое с кем посовето­ваться. (Б. Катаев.) .

Больше ждать было некого. (В. Катаев.) .

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. (А. Пушкин.)

Запишите примеры местоимений.

Личные:

Возвратное:

Вопросительные:

Относительные:

Неопределенные:

Отрицательные:

Притяжательные:

Указательные:

Определительные:

  1. Составьте 2-3 предложения с местоимениями (на выбор ).

Уровень III

1. К данным глаголам допишите личные местоиме­ния 1-го и 3-го лица.

Образец: Беседовать (о ком?) обо мне, о нем.

Сговариваться (с кем?)

Присматриваться (к кому?)

Прийти (за кем?)

Обидеться (на кого?)

Тосковать (по кому?)

Радоваться (за кого?)

Ссориться (из-за кого?)

Скучать (без кого?)

2. Просклоняйте местоимения каждый, кое-кто, ничей.

И.

Р.

Д.

В.

т.

п.

Уровень IV

В тексте вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте запятые.

Д..рожное событие

Весь вид отца г..в..рил: (и..) чего (н...) произошло (н...) о чем (н...) надо ра..прашивать. Не только Петя но даже мал...нький Павлик поняли отца сразу. (Н...) чего (н...) замечать. Что к..сае..ся кучера то о нем (н...) чего было и г..в..рить. Он знай себе нахлестывал л..шадей. Это был какой(то) весьма стра. .ый но единодушный заг. .вор м..лчания. (По В. Катаеву.)

• Определите, какими членами предложения являют­ся местоимения, подчеркните их.

• Сделайте морфологический разбор местоимения (на выбор).

1. Устраните ошибки (недочеты) в употреблении местоимений. Запишите правильный вариант.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не оби­делся, а велел содрать с него шкуру.

Мишутка прижимался к теплой шее коня, ему было страшно в степи.

Рано утром я пошел в ихний сарай, где лежали ихние и наши дрова.

Охотник снял колпачок с головы беркута и подбросил его в воздух.

    1. Приведите начальную форму местоимений:

нечем не о ком

самого тому

ею всего

ни в чем

    1. Отредактируйте текст, заменив, где это необхо­димо, существительные местоимениями.

Михаил Илларионович Кутузов умер 28 апреля 1813 года. Со дня смерти Кутузова ( ) не забыва­ет русский народ. Кутузов ( ) был одним из

самых выдающихся русских полководцев. Под предводи­тельством Кутузова ( ) русские войска не

один раз одерживали победы. Но главная победа Куту­зова ( ) — победа в Отечественной войне

1812 года. Подвиги Кутузова ( ) навсегда

останутся в памяти народа. (Из книги «В мире занима­тельных фактов».)

Вариант II

Уровень I

В данных словосочетаниях найдите местоимения, подчеркните их чертой.

Что-то прокричали, кое-чему научился, никому не помог, искусно подражать кому-то, ни с кем не считает­ся, приобрести несколько книг, рассердиться на себя, пойдем к нему.

Уровень II

Заполните пропуски в определении местоимения. Местоимение — часть речи, которая указывает на

, но не называет их.

Местоимения изменяются по ,

некоторые изменяются по и .

В предложении местоимения обычно бывают

Приведите свои примеры (2-3 слова).

      1. Вставьте и или е, раскройте скобки.

Он (н..) чего н (..) отвечал. Ему (н..) с чем было играть. Спросить (н..) с кого нельзя. Кругом (н..) было (н..) кого. - Помочь он (н..) чем (н..) мог. Больше ждать было (н..) ко­го. Он (н..) с кем (н..) дружил. Его (н..)кем (н..) заменишь.

      1. Укажите разряд местоимений.

Кто со мной пойдет на каток? __

Сколько нашел белых грибов?

Кого вы встретили на спектакле?

Сколько раз Суворов сражался, столько и побеждал.

Раньше думай о Родине, а потом о себе.

Уровень IV

        1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте запятые. Отгадайте загадки.

Кудри в реч(..)ку ..пустила и о чем(то) загрустила а о чем она грустит (н..)кому (н..) говорит.

Л..тит огне..ая стр..ла (н..)кто ее (н..) поймает.

Толстый тонк.. поб..ет тонкий (что)нибудь пр..б..ет.

Если(б) (н..) было его (н.) ск..зал (бы) (н..) чего.

        1. Определите, каким членом предложения являют­ся местоимения, подчеркните их.

        2. Сделайте морфологический разбор местоимения (на выбор).

1. Известно, что у местоимений 3-го лица, употреб­ляющихся с предлогом, появляется начальный н (у нее, от нее, за ним). Почему нет к у местоимений в следую­щих примерах?

За ее домом начиналось поле.

У его стола стояла книжная полка.

2. Приведите начальную форму местоимений.

Нас самое

самого ничем

собой кое о ком

никого

3. Устраните ошибки (недочеты) в употреблении местоимений. Запишите правильный вариант.

Алеша любил книги, они стали своими лучшими дру­зьями. ,

Своя будущая профессия мне очень нравится.

Метелица увидел черноголового пастушонка. Он ре­шил помочь ему.

Песня композитора посвящена своей матери.

Прохожий спросил у Каштанки, откуда ты, где твой хозяин.


КОНТРОЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ

Вставьте пропущенные буквы.

0..цв..тает черемуха

0..цв..тает черемуха, поэтому по л..пухам, по крапи­ве, по всякой тр..ве ра..ыпались белые л..пестки. Зато зацв..ла земл..ника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали изумрудными, вз..шедший овес зелеными с..лдатиками ра..тавился по ч..рному полю. В б..лотах поднялась высоко осока, д..ла в темную бездну з..леную тень. По черной в..де заверте­лись жучки, пол..тели от одного з..леного ..строва к дру­гому г..лубые стрекозы.

Иду бел..й тр..пой по кр..пивной зар..сли. Так сильно пахнет кр..пивой, что тело начинает ч..саться. С тревож­ным крик..м семейные др..зды гонят дальше от своих гнезд хи. .ную в. .рону. Каждая мелоч.. в жизн.. бе. .чис­ле..ых тварей ра..казывает о дв..жени.. жизни на з..мле. Как все инт..ре..но! (По М. Пришвину.) (102)

Грамматическое задание Уровень I

Определите тему (о чем этот текст).

В первом предложении обозначьте известные вам части речи.

Уровень III

Сделайте морфемный и словообразовательный раз­бор слов: рассыпались, изумрудными, солдатиками.

Уровень IV

Сделайте морфологический разбор выделенных в тек­сте слов.

Уровень V

1. Докажите, что перед вами текст.

2. Сколько в тексте сложных синтаксических це­лых? Озаглавьте их.

3. Какая связь между предложениями первого абзаца? Докажите.

Работа над ошибками




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!