СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение побега»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение побега»

Тип урока

Урок-творчества (урок-исследование)

Цель

Изучение внутреннего строения стебля, связанного с выполняемыми им функциями.

Задачи

Образовательные: расширить знания учащихся о строении органов растительного организма; познакомить учащихся с особенностями строения; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;

Развивающие: создание условия для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные: умение работать с с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение побега»»

Тема

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 9 «Внутреннее строение побега»

Тип урока

Урок-творчества (урок-исследование)

Цель

Изучение внутреннего строения стебля, связанного с выполняемыми им функциями.

Задачи

Образовательные: расширить знания учащихся о строении органов растительного организма; познакомить учащихся с особенностями строения; продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;

Развивающие: создание условия для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные: умение работать с с натуральными объектами, лабораторным оборудованием, учебником

Планируемые результаты

Предметные: умение различать ар рисунках , таблицах и натуральных объектах прямостоячие, ползучие, поднимающиеся и другие виды стеблей; знание особенностей внутреннего строения древесного стебля; у4мение называть и показывать слои древесного стеля, различение растительных тканей, их образующие; умение определять возраст дерева по годичным кольцам.

Метапредметные (УУД):

познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;

личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; применение полученных знаний в практической деятельности;

регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; умение представить результаты работы;

коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: представление о сложности строения стеблей растений на основании знаний о функциях, которые они выполняют; принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Основные понятия

Кора (пробка, луб), камбий, древесина, сердцевина, годичные кольца, сосуды, трахеиды, ситовидные трубки.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, печатная тетрадь

Скальпель, лупа, микроскоп, микропрепарат «Ветка липы. Поперечный срез», таблица «Строение стебля», интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, компьютер.

Межпредметные связи


Литература

  • учебник: Биология. 6 класс Т.А. Исаева, Н.И. Романова (ботаника)

  • Т.А. Исаева, Н.И. Романова Рабочая тетрадь к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология 6 класс»: линия «Ракурс»

  • Ю. В. Амахина Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология 6 класс»: линия «Ракурс»

  • Рюпина Т.С. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс

  • Марина А.В. Биология. 6 класс. Методические рекомендации. Линия "Ракурс". ФГОС
  • Амахина Ю.В. Биология. 6 класс. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ. Линия "Ракурс". ФГОС

Мультимедийное приложение к учебнику "Биология. 6 класс" Исаевой Т.А., Романовой Н.И.



Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовка учащихся к работе

Создает комфортную ситуацию для начала урока.

Приветствуют учителя

II. Этап актуализации знаний.

Цель: мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Чем стебли травянистых растений отличаются от стеблей деревьев?



Расскажите о значении каждого древесного слоя











Назовите ткани, которыми эти слои образованы




Что нам сегодня предстоит изучить на уроке?


Как мы это сделаем?



Стебли деревьев покрыты непрозрачным слоем, их сложно сломать, поскольку они укреплены большим количеством древесных волокон.


Кора состоит из кожицы, пробки, выполняют защитные функции, а также из луба, выполняющий функцию проведения органических веществ. Далее идет сложивых клеток, за счет которых стебель растет в ширину – это камбий, наиболее широкий слой в стебле – древесина, которая обеспечивает проведение неорганических веществ от корня ко всем органам растения, а так же обеспечивает дереву прочность. Последний – центральный слой – сердцевина, в котором происходит запасание питательных веществ растения.




Кора образована покровной тканью, луб – флоэма, механическая, камбий – образовательная, древесина – ксилема, механическая, а сердцевина – основная ткань растения.



Особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями.

Выполним лабораторную работу.

III. Операционно-исполнительский этап.

Цель: постановка проблемы: создание проблемной ситуации;

постановка проблемы исследования;

Определение темы исследования: формулирование цели исследования; выдвижение гипотезы; выбор метода решения проблемной ситуации; составление плана исследования; «открытие» детьми нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д; использование материальных или материализованных моделей; создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Каковы особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями?

Нам с вами предстоит выполнить лабораторную работу, целью которой будет определение особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы
  1. Работать за столом следует аккуратно.

  2. Не делать резких движений.

  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.

  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Работа выполняется по заданиям инструктивной карточки.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы. Поперечный срез» сначала при увеличении в 56, а затем в 300 раз.

  2. На срезе найдите покровные ткани – кожицу, а под ней – слой пробки. Какую функцию выполняют кожица и пробка?

  3. Рассмотрите клетки коры. Найдите луб и рассмотрите ситовидные трубки и лубяные волокна. Каковы их функции? Какие еще клетки входят в состав луба?

  4. На микропрепарате найдите и рассмотрите образовательную ткань – камбий. какова форма клеток камбия? Какую функцию они выполняют?

  5. Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Каковы их функции?

  6. Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Какую функцию они выполняют?













Физминутка:

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Вьющиеся стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

-Годичное кольцо- это годичный прирост древесины.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

Заполним схему «Строение стебля»



Предположения учащихся?







Учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.




















Результаты работы учащиеся выполняют в виде таблицы:

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен


Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая


Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

ранспортная, опорная


Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая









Руки вверх

Покачиваются телом из стороны в сторону.


Руки вверх


Покачиваются телом из стороны в сторону.


Руки вверх


Руки вверх


Покачиваются телом из стороны в сторону.

Делают записи самостоятельно, с последующей проверкой.

Строение стебля

кора камбий древесина сердцевина

IV. Этап информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету.

Параграф 23 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа. Задания в печатной тетради (№ 3, 4 с. 34).

Найти ответ на вопрос: можно ли узнать возраст дерева, не спиливая его?

Делают записи в дневниках.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: интерпретация полученных данных:

  • вывод по результатам исследовательской работы;

  • применение новых знаний в учебной деятельности;

  • проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление; итоги урока;

  • самооценка детьми собственной деятельности.

Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

Благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.









Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя