II. Этап актуализации знаний. Цель: мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. | Чем стебли травянистых растений отличаются от стеблей деревьев? Расскажите о значении каждого древесного слоя Назовите ткани, которыми эти слои образованы Что нам сегодня предстоит изучить на уроке? Как мы это сделаем? | Стебли деревьев покрыты непрозрачным слоем, их сложно сломать, поскольку они укреплены большим количеством древесных волокон. Кора состоит из кожицы, пробки, выполняют защитные функции, а также из луба, выполняющий функцию проведения органических веществ. Далее идет сложивых клеток, за счет которых стебель растет в ширину – это камбий, наиболее широкий слой в стебле – древесина, которая обеспечивает проведение неорганических веществ от корня ко всем органам растения, а так же обеспечивает дереву прочность. Последний – центральный слой – сердцевина, в котором происходит запасание питательных веществ растения. Кора образована покровной тканью, луб – флоэма, механическая, камбий – образовательная, древесина – ксилема, механическая, а сердцевина – основная ткань растения. Особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями. Выполним лабораторную работу. |
III. Операционно-исполнительский этап. Цель: постановка проблемы: создание проблемной ситуации; постановка проблемы исследования; Определение темы исследования: формулирование цели исследования; выдвижение гипотезы; выбор метода решения проблемной ситуации; составление плана исследования; «открытие» детьми нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д; использование материальных или материализованных моделей; создание мотивации на успех для каждого ребенка. | Каковы особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями? Нам с вами предстоит выполнить лабораторную работу, целью которой будет определение особенности строения тканей стебля в связи с выполняемыми функциями. Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. Работа выполняется по заданиям инструктивной карточки. Инструктивная карточка. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы. Поперечный срез» сначала при увеличении в 56, а затем в 300 раз. На срезе найдите покровные ткани – кожицу, а под ней – слой пробки. Какую функцию выполняют кожица и пробка? Рассмотрите клетки коры. Найдите луб и рассмотрите ситовидные трубки и лубяные волокна. Каковы их функции? Какие еще клетки входят в состав луба? На микропрепарате найдите и рассмотрите образовательную ткань – камбий. какова форма клеток камбия? Какую функцию они выполняют? Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Каковы их функции? Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Какую функцию они выполняют? Физминутка: Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, то делаете покачивание телом из стороны в сторону. - Стебли могут быть травянистые и одревесневшие. - Вьющиеся стебель имеет ель. - Камбий отвечает за рост дерева в толщину. - Кора расположена в центральной части стебля. -Годичное кольцо- это годичный прирост древесины. - Древесина выполняет транспортную и опорную функции. - Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток. Заполним схему «Строение стебля» | Предположения учащихся? Учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности. Результаты работы учащиеся выполняют в виде таблицы: Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции | Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. | Защитная, газообмен | Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. | Транспортная, запасающая | Камбий | Образовательная | Узкие длинные клетки с тонкими оболочками | Рост стебля в толщину | Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками | ранспортная, опорная | Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасающая | Руки вверх Покачиваются телом из стороны в сторону. Руки вверх Покачиваются телом из стороны в сторону. Руки вверх Руки вверх Покачиваются телом из стороны в сторону. Делают записи самостоятельно, с последующей проверкой. Строение стебля кора камбий древесина сердцевина |
IV. Этап информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету. | Параграф 23 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа. Задания в печатной тетради (№ 3, 4 с. 34). Найти ответ на вопрос: можно ли узнать возраст дерева, не спиливая его? | Делают записи в дневниках. |
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: интерпретация полученных данных: вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности; проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление; итоги урока; самооценка детьми собственной деятельности. | Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки. Благодарность за урок, Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. | Подводят итог работы на уроке.
Отвечают несколько учеников. На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок для меня показался… За урок я… . Мое настроение... Материал урока мне был… Домашнее задание мне кажется… |