Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад «Снежинка», п. Октябрьский, Пермский край
Стендовый доклад:
Тема: Использование народных игр
в музыкальном воспитании детей
старшего дошкольного возраста
Автор:
музыкальный руководитель
Легостаева Светлана Дмитриевна
п. Октябрьский, 2016 год
Актуальность
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм.Встаршем дошкольном возрасте отношение ребенка к миру становится осознанным и активным.
Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Народная игра в музыкальном воспитании
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.
Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Издревле в них отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований
О. И.Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:
ИГРЫ
«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»
ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)
«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО», «КОСТРОМА»
ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)
«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН», «ОЛЕНЬ»
ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)
«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК», «МЕЛЬНИЦА»
ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)
«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА КАМУШКЕ»
ИГРЫ С ВОДЯЩИМ
«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»
ИГРЫ – ЗАБАВЫ
«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА»
ДРАМАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)
Народные игры можно условно, разделить на три типа:
Типы народных игр
НЕКРУГОВЫЕ (СТЕНКА НА СТЕНКУ)
«БОЯРЕ», « В ЦАРЯ», «ПЛЕТЕНЬ»
ХОРОВОДНЫЕ (КРУГОВЫЕ)
«ЗАИНЬКА», «КАРАВАЙ», «ПИРОГ», «ПАУЧОК»
ХОРОВОДЫ – ШЕСТВИЯ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ
«ХМЕЛЬ», «РУЧЕЁК», «ВЕЙСЯ, КАПУСТКА», «УЛИТКА»
В своей работе, я как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением.
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, её наследию.
Используя народные игры как инструмент развития, ставлю следующие задачи:
1. Внедрение народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Организация и проведение народных игр во всех формах работы с детьми: на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.
3. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
4. Формировать устойчивый интерес к народной культуре.
5. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, умело применять их в самостоятельной деятельности.
Структура организации народной игры с детьми
В работе использую следующие методы:
СЛОВЕСНЫЙ
- рассказы об игре, ее правилах;
- объяснение значений старинных слов;
- беседы с элементами диалога;
- вопросы – ответы;
- заучивание текста народных игр.
НАГЛЯДНЫЙ
- рассматривание иллюстрация к играм;
- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;
- рассматривание костюмов;
- показ презентаций.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- проведение игр;
- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
- проведение праздников и развлечений;
- консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:
ЗНАКОМСТВО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР
ПРИМЕР РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ ИГРОВОГО ОБРАЗА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСТЮМОВ, АТРИБУТОВ
Проведенная работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.