СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стендовый доклад "Использование народных игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стендовом докладе "Использование народных игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста" рассказывается о значении народных игр в воспитании детей старшего дошкольного возраста.Народные игры воздействуют на духовный мир ребенка, всесторонне развивая его.

Просмотр содержимого документа
«Стендовый доклад "Использование народных игр в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад «Снежинка», п. Октябрьский, Пермский край











Стендовый доклад:

Тема: Использование народных игр

в музыкальном воспитании детей

старшего дошкольного возраста







Автор:

музыкальный руководитель

Легостаева Светлана Дмитриевна









п. Октябрьский, 2016 год

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм.Встаршем дошкольном возрасте отношение ребенка к миру становится осознанным и активным.

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.



Народная игра в музыкальном воспитании

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Издревле в них отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.



Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований

О. И.Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:

ИГРЫ



«ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»

ПОДВИЖНЫЕ (СПОРТИВНЫЕ)





«КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО», «КОСТРОМА»

ОБРЯДОВЫЕ (КАЛЕНДАРНЫЕ)





«СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН», «ОЛЕНЬ»

ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ (ПРИРОДНЫЕ)







«ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «Я ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА», «КЛУБОЧЕК», «МЕЛЬНИЦА»

ТРУДОВЫЕ (БЫТОВЫЕ)





«ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА КАМУШКЕ»

ИГРЫ С ВОДЯЩИМ









«СОРОКА – СОРОКА», «ЛАДУШКИ», «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»

ИГРЫ – ЗАБАВЫ













«ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА»

ДРАМАТИЧЕСКИЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ)







Народные игры можно условно, разделить на три типа:

Типы народных игр



НЕКРУГОВЫЕ (СТЕНКА НА СТЕНКУ)

«БОЯРЕ», « В ЦАРЯ», «ПЛЕТЕНЬ»



ХОРОВОДНЫЕ (КРУГОВЫЕ)

«ЗАИНЬКА», «КАРАВАЙ», «ПИРОГ», «ПАУЧОК»





ХОРОВОДЫ – ШЕСТВИЯ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ

«ХМЕЛЬ», «РУЧЕЁК», «ВЕЙСЯ, КАПУСТКА», «УЛИТКА»





В своей работе, я как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, её наследию.

Используя народные игры как инструмент развития, ставлю следующие задачи:

1. Внедрение народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Организация и проведение народных игр во всех формах работы с детьми: на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.

3. Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

4. Формировать устойчивый интерес к народной культуре.

5. Способствовать развитию творческих и организаторских способностей, умело применять их в самостоятельной деятельности.





Структура организации народной игры с детьми









В работе использую следующие методы:

СЛОВЕСНЫЙ

- рассказы об игре, ее правилах;

- объяснение значений старинных слов;

- беседы с элементами диалога;

- вопросы – ответы;

- заучивание текста народных игр.



НАГЛЯДНЫЙ

- рассматривание иллюстрация к играм;

- рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

- рассматривание костюмов;

- показ презентаций.









ПРАКТИЧЕСКИЙ

- проведение игр;

- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

- проведение праздников и развлечений;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.











В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется:

ЗНАКОМСТВО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ НАРОДНОГО ИГРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА



ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР



ПРИМЕР РЕБЕНКА ПРИ СОЗДАНИИ ИГРОВОГО ОБРАЗА





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСТЮМОВ, АТРИБУТОВ











Проведенная работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!