СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Стихи и песни тоже воевали». Открытый урок литературы по творчеству М. В. Исаковского (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-встреча “Стихи и  песни тоже воевали”  посвящен творчеству  Михаила Васильевича Исаковского — известного и любимого русского поэта, песни которого знают и  поют во всех уголках России и за рубежом.Приурочен к празднованию Дня Победы

Просмотр содержимого документа
««Стихи и песни тоже воевали». Открытый урок литературы по творчеству М. В. Исаковского (8 класс)»

«Стихи и песни тоже воевали». Открытый урок литературы по творчеству М. В. Исаковского (8 класс)

Ветераны - это ветер, это раны.
Ветераны - с боем взятые курганы.
Это вы в смертельный бой ходили.
Заслонили  мир собой и победили.
Имен сегодня всех - не перечесть.
Вы - гордость наша, гордость - ветераны!
Спасибо вам, что были вы и есть,
Спасибо за Победу, ветераны!!!

Всем здравствуйте! Особые слова приветствия нашим гостям! ……………… Наша встреча “Стихи и песни тоже воевали” посвящена творчеству Михаила Васильевича Исаковского — известного и любимого русского поэта, песни которого знают и поют во всех уголках России и за рубежом.

Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии. Слайд 2 Есть во Всходском районе деревня такая, Где оставил я детство свое, И, куда б я ни шел, мне звучал, не смолкая, Теплый, ласковый голос ее.

Родители Исаковского были бедняками. «Горькое, горькое детство в краю, где  земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нет, в местности, где экономили даже лучинку и по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз. 

Дореволюционная Смоленщина была глухим и  скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное (ГЛОТОВКА).

Я вырос там, где  мой отец и дед  Бродили робко у чужих поместий, Где в каждой хате — может, тыщу лет — Нужда сидела на почетном месте.  Я вырос там, среди скупых полей, Где все пути терялися в тумане, Где матери, баюкая детей, О горькой доле пели им заране…

Большую роль в становлении Михаила сыграл его отец Василий Назарович – предприимчивый и хозяйственный человек. Он думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим и неведомым миром.

Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать, к 10 годам он стал единственным грамотеем на всю округу. Из окрестных деревень приходили к нему крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Благодаря письмам впечатлительный и любознательный подросток получил доступ к сокровенным чувствам и мыслям крестьян. С другой стороны, он учился выражать человеческие чувства. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» занял впоследствии большое место в поэзии Исаковского

СЛАЙД 3 , СЛАЙД 4

В школе он впервые  услышал имена Пушкина и Лермонтова. Событием считал первую встречу с Некрасовым.  Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. В 12 лет он стал писать стихи, и два из и них – «Святой» и «М.В.Ломоносов», были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене.

В 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это было стихотворение «Просьба солдата», напечатанное в московской газете «Новь», куда оно было послано без ведома автора одним из учителей.

Смоленскому гимназисту пришлось нелегко. Шла мировая война, жилось все труднее и труднее, денег катастрофически не хватало. К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей. Еще бы, ведь он учился вместе с детьми состоятельных родителей! Вкусы, интересы, желания и возможности у них были совершенно иные. В гимназии Исаковский продолжал свои поэтические опыты, но новые учителя его уже не поддерживали.

Но все-таки было было одно существенное преимущество городской жизни – счастливая возможность брать книги в библиотеке. Что только не читал и что только не сочинял ту пору Михаил Исаковский!

СЛАЙД 5

Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаковский принял   всем сердцем. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев. В начале 1919 года Исаковский был послан в Ельню   редактором уездной газеты. В 1921 году его перевели на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь». 

В 1927 году вышла в Москве книга стихов Исаковского «Провода в соломе». Её   разгромила  критика, однако за молодого поэта вступился Максим Горький. В 1930 году был издан сборник стихов «Провинция», в 1931 году — «Мастера земли». Получившего известность поэта перевели в Москву на должность редактора журнала «Колхозник».

Московская жизнь на первых порах была нелегкой и мало чем радовала поэта. Настоящая известность, а с нею относительное материальное благополучие пришли к поэту, когда по всей стране запели его песни: «Дан приказ ему — на запад…», «Провожание», «И кто его знает», а также знаменитую «Катюшу». Слова «смоленского соловья России» Михаила Исаковского и музыка Матвея Блантера стали своими для сотен миллионов людей. По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью. Исаковский не заботился о переложении своих стихов на музыку, композиторы хватались за них сами — потому что песня уже существовала. Она звучала внутри текста, родилась вместе с автором, слово сливается с мелодией.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Стихи! Песни! Как много она значат в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Они были участниками многих великих свершений. В них отразилась история, судьба великой страны.
Стихи и песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе, навсегда останутся прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.
Я бы с песни начал свой рассказ… Пусть узнают в ХХI веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…

Одно из лучших стихотворений, «В лесу прифронтовом», Исаковский посвятил своей жене Лидии. “В лесу в прифронтовом” - музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работал, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.

Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны. « В лирических песнях, которые мы писали во время войны, – вспоминает М. Блантер, – хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу».

Но “В лесу прифронтовом” – не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.
МУЗЫКА “В лесу прифронтовом”. (В вальсе кружатся пары.)

О стихотворении «43 год». Чтение стихотворения.

(Видео) «Летят перелётные птицы»

О стихотворении «О России». Чтение стихотворения

О стихотворении «Русской женщине». Чтение стихотворения

Стихотворение «Огонёк» (На позиции девушка Провожала бойца...) на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная»

МУЗЫКА. Песня «Огонёк», исполняют дети.

О стихотворении «Враги сожгли родную хату». Самое пронзительное свое стихотворение «Враги сожгли родную хату» поэт написал в 1945 году.   «Прасковья»  (это  второе название песни) на музыку М. Блантера прозвучала всего один раз по радио и была запрещена на долгие  15 лет. Редакторы посчитали, что Победа исключает трагические песни, будто

война не принесла народу ужасного горя.  В 1960 году Марк Бернес на свой страх и риск исполнил ее во

Дворце спорта в Лужниках. Четырнадцатитысячный зал слушал песню стоя.

Видео с интернета в исполнении Марка Бернеса У каждой песни своя судьба. Одни, как бабочки-однодневки, не успев родиться, умирают, другие живут долгие-долгие годы. Их слушают деды, отцы и внуки, они остаются добрыми, верными друзьями. Эти песни становятся частью истории народа, его культуры, воплощают в себе дух и особенности времени,

черты национального характера. Именно такие песни, созданные в соавторстве с замечательными

композиторами, оставил нам поэт  Михаил Васильевич Исаковский. Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! Не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”.


«КАТЮША»

С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.
Великую Отечественную войну Михаил   Исаковский прожил в Чистополе. Смоленщина была оккупирована фашистами, отчий дом в Глотовке сожжен. Лирика Исаковского тех лет — настоящая поэтическая летопись войны. В суровые дни   войны   прекрасные песни М. Исаковского, как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая  бороться с врагом. Они проникали в широчайшие массы и, близкие по духу устному народному творчеству, сами становились   фольклором.

Война еще продолжалась, а Исаковский вдруг начинает писать стихи совершенно иные – прозрачные, умиротворяющие. Будто ничего и не было. Почему? Просто он, как и все, устал от войны. В мае 1944 года он пишет «Лучше нету того цвету», несколько позже – «Одинокую гармонь». Он любит жизнь и с удивительной тонкостью владеет светлыми красками. Сложная болезнь глаз отягощала часы, проводимые им за письменным столом. Может быть, поэтому он оттачивал каждую строчку и все стихотворение устно, в конце концов он стал писать фломастером, крупными буквами.  Друзья привезли из Германии специально изготовленные для Исаковского большие, тяжелые очки, больше напоминавшие бинокль. В них он и работал.

Михаил Васильевич Исаковский  скончался в Москве 20 июля 1973 года. На родине поэта стоит памятник «Катюше»: на высоком берегу установлен валун с медной табличкой, на которой текст песни,  здесь же   создан единственный в мире Музей одной песни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью — он был депутатом Верховного Совета РСФСР четырех созывов. Михаи́л Васи́льевич Исако́вский — русский советский поэт. Герой Социалистического Труда Сталинская премия первой степени (1943) — за тексты общеизвестных песен «И кто его знает…», «Шёл со службы пограничник…», «Катюша», «Провожанье» и другие Сталинская премия первой степени (1949) — за сборник «Стихи и песни» четыре ордена Ленина (1950, 1960, 1970) два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1945) орден «Знак Почёта»

Творчество этого поэта нельзя перечеркнуть или забыть. Его стихи и песни растворены в русском сознании, в национальной памяти. Кто-то заметил, что если в любой компании или в зале, вне зависимости от рода занятий и возраста присутствующих, предложить спеть «Катюшу», «Одинокую гармонь», «Ой, цветет калина…», то споют все без исключения. Зачастую люди поют эти песни, не зная, кто автор. Слава песен летит впереди славы поэта, а это самая высокая награда. Как мощно его поэзия объединяет поколения, народы, страны.   Можно смело  утверждать: поэтическое слово Михаила Васильевича Исаковского стало составляющей народной культуры.

Слово гостям 2018г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!