СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи, рожденные войной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 8-11-го классов "Стихи, рожденные войной"  

Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков; расширить представления о значении и роли поэзии во времена Великой Отечественной войны и в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.  

Просмотр содержимого документа
«Стихи, рожденные войной»

Стихи, рожденные войной...

литературно-музыкальный вечер для учащихся 8-11-го классов

Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков; расширить представления о значении и роли поэзии во времена Великой Отечественной войны и в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Оформление помещения:
С одной стороны сцены (впереди) стоит открывающийся большой поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...". Обложка сборника оформлена в соответствии с требованиями к оформлению (название, рисунок, общий фон и т.д.). Внутри сборника - портреты поэтов-фронтовиков А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого,
Б. Окуджавы, Д.Самойлова и других с кратким обзором их творчества и текстами их стихотворений.
Березовая аллея уходит в глубь сцены. Одна сторона ее - из зеленых берез, другая - из обгоревших. Аллея упирается в огромную красную звезду, которая поделена на две части. Часть звезды со стороны зеленых берез - красная. Над ней изображены салют, голубые облака, солнце. Часть звезды со стороны обгоревших берез оплавлена. Над ней - огненные облака, дым от взрывов и свет от прожекторов.
С другой стороны сцены - блиндаж с натянутой маскировочной сеткой. Внутри него стоят самодельные табуретки и стол. Впереди блиндажа сделан небольшой костер.
Аппаратура (телевизор и видеомагнитофон с кассетой видеоряда фрагментов фильма "Трудные дороги войны") стоит впереди сцены.
Аудиомагнитофон с кассетой, на которой подборка песен о Великой Отечественной войне, стоит за кулисами.

Выходят чтецы

Чтец 1:
На поляне, от лагеря близко...
В. Фетисов

На поляне, от лагеря близко,
Где багульник все лето цветет,
На дорогу глядят с обелиска
Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства
Сохранился на лицах солдат,
Но уже никуда им не деться
От военной суровости дат.

"Вот в таком же зеленом июне, -
Нам сказал пожилой старшина, -
Забрала их, веселых и юных,
И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,
Шли солдаты на штурм высоты..."

Нестареющим нашим вожатым
Мы к ногам положили цветы.

Чтец 2:
У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Вед 1:

Совсем недавно мы с вами говорили о поэтах, жизнь и творчество которых оборвала война. Им выпало судьбой испытать все ужасы войны, пережить бомбёжки, смерть товарищей, плен. Строки их последних стихотворений были продиктованы суровой действительностью, в которой они оказались.

На экране перелистываются фотографии поэтов, погибших на войне.

Вед 2: Сегодня наше мероприятие посвящено поэтическим строкам детей, внуков и правнуков участников Великой Отечественной войны. Кто – то из них узнал о тех страшных годах по книгам и кинофильмам, а кому – то тоже довелось оказаться в бою.


Вед 1: Вы все знаете поэта Владимира Высоцкого. Ему было 3 года, когда началась война, но рассказывал он о ней так, как будто был участником и очевидцем того времени. Тема войны – одна из центральных у Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихов и песен. О войне он знал понаслышке. Его отец, Семён Владимирович, был на фронте с 1-го дня до последнего, награждён 28 орденами и медалями, он часто рассказывал сыну о войне.

Вед 2: Читая стихи Высоцкого о войне, чувствуешь, как будто это он сам, как собственную смерть, переживает смерть друга, с которым прошёл через всю войну.
Военные стихи Высоцкого трагичны, но в них много оптимизма. В его основе сыновняя любовь к родной земле.

Читает стихотворение «Так случилось – мужчины ушли».

Вед 1: Одной из главных в творчестве Высоцкого является песня «Он не вернулся из боя». В ней есть ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того, — не может о ней не писать! А все дело в судьбе, в личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то обособленным от других человеческих судеб. Она, твоя судьба, — часть общей судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только судьбы своих собственных родителей, но и многих других людей.

Демонстрируется клип «Он не вернулся из боя».

Вед 2: Все свои концерты Высоцкий неизменно начинал с песни « Братские могилы». Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слёзы на глазах.

Звучит песня «Братские могилы»

в исполнении Панфиловой Марины и Катасоновой Дарьи.

Вед 1: Жена Высоцкого, Марина Влади, по этому поводу говорила:
«На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но “прожил” ее в своих песнях».


Вед 2: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом году наш народ будет отмечать 72 - годовщину Победы над фашистской Германией.

Вед 1: Отцы и деды подарили своим потомкам мирную жизнь. Однако зло, притаившись, всегда ждёт своего часа. Вспыхивают новые очаги войны и теперь уже внуки и правнуки тех солдат идут в бой.

Вед 2: Большую часть своего творчества теме войны посвятил Розенбаум.

Вед 1: Сегодня Александра Яковлевича Розенбаума знают как поэта, исполнителя, композитора. Особое место в творчестве певца и композитора занимают военные песни. Тема войны близка семье певца. Его отец – Яков Шмарьевич, уролог, провоевал всю Великую Отечественную: служил фельдшером в артиллерийском дивизионе, в 1944 году был ранен, из госпиталя вернулся на фронт, войну закончил в звании капитана. В военных песнях Александра Яковлевича вспоминается прошлая война, поется о народе, о его подвиге, о доле народной и слышен громкий призыв к отрицанию будущей войны.

Вед 2: Со своими песнями он много выступает перед военными, поет про Афганистан. В песнях "Афганского цикла" звучат сострадание к народной беде, к ребятам, погибшим в этой бойне.

Вед 1: Военную форму артист надевает по праздникам: 9 мая, 23 февраля – в День Российской армии, в последнее воскресенье июля – в День Военно-морского флота и обязательно – 15 февраля, в день вывода наших войск из Афганистана. Афганскую войну он по праву считает своей, в полной мере познанной: сам был на ней.

Вед.2: Эта война принесла неисчислимые беды, страдания и афганскому народу. В ее ходе погибло более миллиона человек: афганцев, солдат и мирных жителей, и «шурави» - «братья» - так афганцы называли наших солдат. Всего в этой войне погибло 13833 советских воина. Воронежская область потеряла 153 человека убитыми и двое пропали без вести. Из Лискинского района погибло 6 человек. Сейчас ребята нам расскажут о них.

Сообщение «Бобров Е. П.»

Сообщение «Бураков В. Я.»

Сообщение «Сморчков В. М.»

Сообщение «Коляда И. М.»

Сообщение «Коломыцев Л. П.»

Сообщение «Кубышкин С. В.»

Вед: О тех, кто сложил свою голову на афганской земле, Розенбаум написал песню «Монолог пилота чёрного тюльпана».

(На экране демонстрируется клип песни) "Чёрный тюльпан"

В Афганистане
В "чёрном тюльпане",
С водкой в стакане
                                    мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица
Через границу,
К русским зарницам
                                    несёт ребятишек    домой.
В "чёрном тюльпане"
Те, кто с заданий
Едут на Родину милую
                                        в землю залечь,
В отпуск бессрочный,
Рваные в клочья...
Им никогда, никогда
                                     не обнять тёплых плеч.

                Когда в оазисы Джелалабада,
                Свалившись на крыло, "тюльпан" наш падал,
                Мы проклинали все свою работу:
                Опять "бача" подвёл потерей роту.
                В Шинданде, Кандагаре и Баграме
                Опять на душу класть тяжёлый камень,
                Опять нести на Родину героев,
                Которым в двадцать лет могилы роют,
                Которым в двадцать лет могилы роют.

Но надо добраться,
Надо собраться.
Если сломаться,
                            то можно нарваться и тут.
Горы стреляют.
"Стингер" взлетает,
Если нарваться,
                            то парни второй     раз умрут.

                И мы идём    совсем не так, как дома,
                Где нет войны и всё давно знакомо,
                Где трупы видят раз в году пилоты,
                Где с облаков не валят вертолёты.
                И мы идём, от гнева стиснув зубы,
                Сухие водкой смачивая губы.
                Идут из Пакистана караваны,
                И значит, есть работа для "тюльпана",
                И значит, есть работа для "тюльпана".

В Афганистане
В "чёрном тюльпане",
С водкой в стакане
                                    мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица
Через границу,
К русским зарницам
                                    несёт наших братьев домой.

                Когда в оазисы Джелалабада,
                Свалившись на крыло, "тюльпан" наш падал,
                Мы проклинали все свою работу:
                Опять пацан подвёл потерей роту.
                В Шинданде, Кандагаре и Баграме,
                Опять на душу класть тяжёлый камень,
                Опять нести на Родину героев,
                Которым в двадцать лет могилы роют.
                Которым в двадцать лет могилы роют.

Вед: Сегодня мы вспомним наших земляков-лискинцев Алексея Юрьевича Науменко и Олега Михайловича Романова, выполнявших свой воинский долг в Чеченской республике.

Сообщение о Науменко А.Ю.

Сообщение о Романове О.М.

Вед: Герой России капитан Сизоненко Евгений Николаевич участвовал в боевых действиях сначала в Афганистане, а затем и в Северо-Кавказском регионе.

Демонстрация видеофильма из материалов музея имени Евгения Сизоненко школы № 15 г. Лиски

Вед: Учащиеся школы написали гимн, посвящённый Герою.

Звучит гимн.

Вед: События в Афганистане, Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Чечне, Южной Осетии превратили молодых ребят в ветеранов боевых действий. Это звание получили и наши односельчане. Участниками боевых действий в Афганистане были Гнездилов Михаил Владимирович, Будаев Игорь Владимирович, Бойко Александр Яковлевич. Принимал участие в военном конфликте в Нагорном Карабахе Крючков Николай Алексеевич, в Чечне, а затем во Владикавказе служил Полосенко Александр Николаевич, Пикалов Алексей Алексеевич, Крючков Дмитрий Тихонович в городе Владикавказ РСО-Алания, Крючков Егор Егорович на территории республики Дагестан в пограничной зоне с Чеченской республикой. Проходил службу в Чечне Панфилов Олег Иванович. На нашем мероприятии присутствует Крючков Николай Алексеевич. Предоставляем Ему слово.

Звучит песня в исполнении Крючкова Николая________________.

Вед 2: Сегодня прозвучали произведения знаменитых людей. А сейчас мы хотим познакомить вас со стихами ребят, фамилии которых порой нам неизвестны. Но строки, написанные во время коротких пауз между боями, на броне БТЭРов заставляют наши сердца замирать и сжиматься от боли.

От Дмитрия

Мы помнить будем все, что было здесь 

Три месяца прошло и срок наш весь, 

Но в памяти останутся солнце и луна 

Ведь сделали мы все, чтоб кончилась война

Братан, ты нашу службу не забудь, 
А может, встретимся, когда-нибудь, 
Нальем друг-другу крепкого вина, 
Листать альбомы будем до утра

Опять тревога, БЭТЭЭРА рев, 
Как долго я уже не видел снов 
И снова нас несет наш долг туда 
Где на свободу вырвалась беда

В горах был ночью сбит наш вертолет 
Стрелой какой-то гад ударил в борт 
Подонку все ж не удалось сбежать 
Ребята наши любят пострелять

Мы были там где пламя до небес 
Дома горят как пересохший лес, 
Где два народа не жалея силы, 
Копают на своей земле могилы

Пройдет немного времени и все

Уже забудут о былой вражде, 
Но помнит нас Кавказский регион 
Ребят с Урала Пермский Батальон.



От Василия

Пацаны, пацаны, пацаны...


Пацаны, пацаны, пацаны... 
Не видавшие этой войны 
Вы по жизни дурью не майтесь 
Духом будьте сильны, поднимайтесь

Пацаны, пацаны, пацаны... 
Хлебанувшие этой войны 
Вам здоровых и крепких семей 
Лялек-дочек, богатырей-сыновей

Пацаны, пацаны, пацаны... 
Не вернувшиеся с этой войны 
Память вечная ВАМ герои, 
Пусть земля будет пухом, спите в покое.

Вед: Евгений Берлименко

Не плачь...


Не плачь! Я скоро буду дома…

Не плачь! Не нужно, Таня, слез…

Я выживу! Пусть словно из излома

Струится кровь как сок весной берез…


Не плачь! Ведь как бы жизнь не била …

Не разорвать меня ей на куски!

Одно хочу, чтоб ты меня любила…

А за Чечню прости меня! Прости…


Не плачь! Я знаю, тебе больно…

Не плачь! Я знаю, ты без сил…

В Чечню я уезжаю не невольно.

Так будет лучше… Я уже решил…


Не плачь! Винить меня не надо…

Не плачь! И главное – не трусь…

Я представляю, как ты будешь рада,

Когда к тебе я из Чечни вернусь…




Вед. 2: Авторы стихов о войне старались донести нам, не воевавшим, всю боль, весь ужас этой трагедии. Мы в очередной раз ловим себя на мысли, как благодарны мы тем людям, которые хотят сохранить мир для будущих поколений. Нам хочется верить в то, что только мирная жизнь будет вдохновлять на поэтические строки о жизни, радости, счастье и любви.




Вед 1: Наш вечер мы закончим словами поэта Сергея Орлова, звучащие как гимн мирной жизни


Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез

Победу девятого мая,
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.








































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!