СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи русских поэтов ХХ века о Родине, родной природе. Урок литературы в 7 классе «Тихая моя Родина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный урок литературы с опорой на МХК, русский язык, географию.

Просмотр содержимого документа
«Стихи русских поэтов ХХ века о Родине, родной природе. Урок литературы в 7 классе «Тихая моя Родина».»

Открытый урок литературы в 7 классе:

«Тихая моя Родина»

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе» К.Г. Паустовский

Основное содержание урока. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание, созерцание картин природы. Человек и природа. Родина. Стихи русских поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к родине, любви к своему краю и родной природе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской культуры.

Метапредметные: развивать эстетическое и экологическое мышление, умение работать в группе; определять способы действий в зависимости от предложенных условий; показать связь человека и природы в музыке, литературе, рисовании.

Предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения русской поэзии, воспитание эстетического вкуса, развитие словарного запаса, способность создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера (умение проводить аналогию, находить общие черты в творчестве литераторов, музыкантов, художников);. развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: портреты поэтов, презентация, записи муз. произведений; тексты анализируемых стихотворений.


Ход урока.

1.Слово учителя. «С чего начинается Родина» — широко известная советская песня Вениамина Баснера,  известно, что эти песенные строки написаны Михаилом Матусовским. Данный текст был сочинён в 1968 году специально для кинофильма «Щит и меч».

СЛАЙД 2. Прослушивание песни.

- О чём эта песня?

- Какие чувства испытывали, слушая эту песню?

- Сегодня речь на нашем уроке пойдёт о Родине. Тема: «Тихая моя Родина». Запишите в тетради.


2. Слово учителя.

Совсем недавно я попросила вас рассказать о том месте, которое вы считаете дорогим и любимым. Большинство из вас написали о замечательных местах: разных, но завораживающих, нежных, красивых. Несмотря на то, что мы сейчас живем здесь, мест, названных вами, оказалось очень много. Посмотрите на карту России. Огромна наша страна. Огромна и дорога нам от своих самых западных до восточных рубежей.

СЛАЙД 3. - Ребята, скажите, а вы где родились? (КАРТА С ОТМЕЧЕННЫМИ РОДНЫМИ МЕСТАМИ).

Путешествуя, мы замечаем, что не отличается наша родина ни особой пышностью, ни буйством красок. И постороннему глазу наши поля и леса покажутся невзрачными. Но это земля, где мы родилась, где проходит детство, где остаются родные. Я давно уехала из родного города. Но часть моего сердца осталась там... Эта маленькая точка на карте нашей Родины – моя.

(На географической карте специальным знаком (изображение сердечка).

3. Слово учителя.

- Велика наша родина. Её природа всегда являлась источником вдохновения для художников, работающих красками, писателей, работающих словом, музыкантов, умеющих передавать красоту окружающей природы звуками.


СЛАЙД 4. Перед нами ничем не примечательный деревенский пейзаж, изображенный Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (родился под Вяткой), но изображенный настолько правдиво, искренне, с такой любовью, что в картине воплотилась вся Русь. Пологие холмы, заросшие кустарником, скупые лучи солнца, что робко пробиваются сквозь плывущие облака. Бедные крестьянские дома с соломой на крыше, участки земли, на одном из которых забыт рабочий инструмент. Тихо и безлюдно кругом.
Однако, несмотря на обыденность изображенного, в картине есть особая атмосфера приподнятости, любования природой. Вся простота многострадальной России – это в то же время, ее сила, гордость. Зритель словно чувствует дыхание земли и становится приобщен к особому величию, силе Руси.
Картина выполнена в серо-зеленой гамме, что усиливает атмосферу однообразия. Чтобы избежать плоскости, что не редкость при изображении равнинной местности, Васнецов высвечивает средний план. Между двумя холмами скользит солнечный луч. Скучные краски вдруг вспыхивают, становятся богатыми. А сам пейзаж – глубоким, объемным.

СЛАЙДЫ 5-10: Посмотрите на репродукции картин русских художников: «Московский дворик» Василия Дмитриевича Поленова (род. в Тульской губернии), «Первый снег» и «У монастыря» Ивана Ивановича Шишкина (род. в г. Елабуга Вятской губернии), «Мокрый луг» Фёдора Александровича Васильева (род. в г. Гатчина), «Берёзовая роща» Исаака Ильича Левитана (жил в Москве); Василия Нестеренко «Утренний туман» (Днепропетровская обл.)

- Ребята, как вы думаете, какой темой объединены эти картины? Какое чувство стремились выразить художники, изображая русскую природу?

4. Слово учителя. Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.

- Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ АССОЦИАЦИИ – 4-5 СЛОВ) Назовите эти слова.

СЛАЙД 11.

5. Дома вы записывали пословицы о родине, прочитайте.

- Замечательно, а вот какие пословицы подобрала я.

СЛАЙД 12. Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.


6. Сегодня мы попробуем проанализировать стихи о родной природе, о родине В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова. Начнем с рисования, правда, устного словесного.

СЛАЙД 13. Что бы вы нарисовали, если бы вам предложили нарисовать родину? (2-3 ответа)

Вывод: Родина для многих – это дом, поле, речка…

Иногда живопись и музыка часто могут выразить то, чего не передать словами. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.

Как открывается человеку чувство Родины? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к творчеству Николая Михайловича Рубцова.

7. СЛАЙД 14: портрет Н.М.Рубцова

Нам в наследство Николай Рубцов оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.

Подготовленное сообщение.

Краткая биографическая справка: Н. Рубцов (1936-1971) - вологодский поэт. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Трагически погиб.

СЛАЙД 15. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь - вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.


8. Работа над стихотворением

- Чтение стихотворения (наизусть, заранее подготовить). СЛАЙД 16.

- Словарная работа.

- Найдите в стихотворении непонятные слова.

СЛАЙД 17:

Обитель - 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.

Погост – сельское кладбище. (В старину церковь с прилегающим участком и кладбище)

СЛАЙД 18: Обоз – повозки, едущие друг за другом.


Беседа по стихотворению «Тихая моя родина!..»

- Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину, в деревню).

- Сергей Есенин утверждал, что подробности жизни поэта всегда в его стихах. Можно ли эти слова подтвердить примерами из стихотворения Н.Рубцова?

- Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?

(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

- Какие чувства испытывает лирический герой? (тихую грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной)

- Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл». (Из этих воспоминаний складывается « чувство родины», неподвластное времени).

- Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона весёлая, сяду опять на забор»).

- В каком слове поэт выразил своё чувство к родине? (тихая)

Да, в стихотворении Н.Рубцов делает акцент на своём восприятии родины – “тихая”.

СЛАЙД 19.  Вот значения слова ТИХИЙ. Как видите, слово многозначно.

Тихая – это значит какая? (негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная). Этот эпитет драгоценен для поэта, избегавшего пышности.

Коррекция внимания:

- Подсчитайте, сколько раз упоминается слово «тихий» в стихотворении? (5)

- Какое значение имеет повторение этого слова? (Здесь всё просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима. Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. В этом эпитете заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему своё время. Есть в этом определении – “тихая” - ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.).

- Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю?

Художественные средства

Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует фонетические, лексические и синтаксические средства языка:

- метафора – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть»,

- аллитерация – «тина теперь и болотины».

- антитеза – прошлое и настоящее, детство и взрослая жизнь, тогда и сейчас.

- риторическое обращение: «Тихая моя родина!»;

- эпитеты: «тихая», «тихо ответили», «зелёный простор»;

- градацию: «самую жгучую, самую смертную»;

- ряды однородных членов: «Ивы, река, соловьи…», «самую жгучую, // Самую смертную связь»;

- олицетворение: «Речка … Будет бежать и бежать»;

- восклицательные предложения и многоточия: «Ивы, река, соловьи…», «Школа моя деревянная!..»;

- лексический повтор: однокоренные слова к слову «тихий» повторяются 5 раз;

- инверсию: «Вырыли люди канал», «Купол церковной обители // Яркой травою зарос»;

- сравнение: «Словно ворона весёлая».


- Какое значение, на ваш взгляд, имеет эпитет в последней строфе?

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь..

(связь с Родиной как что- то горячее, оно жжёт и не даёт успокоиться, а смертная, потому что нужно всем любить Родину до последней минуты, секунды жизни).


9. СЛАЙД 21. Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову, который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел провести диалог между читателем и писателем и донести до нас своё видение и понимание слова “родина”.


10. Групповое задание. Знакомство со стихотворениями В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого.

Задания распределяются по группам (группы формируются по усмотрению учителя). На подготовку ответов даётся 5- 7 минут. Ответы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, где каждый в группе отвечает на отдельный вопрос.


СЛАЙД 22. Учащиеся работают по плану:

  1. Краткий рассказ о поэте.

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  3. Выявление настроения и основной мысли стихотворения.

  4. Какие образы родины представлены в стихотворении (назвать их).

  5. Какие изобразительные средства использовал автор для создания стихотворения.

  6. В чём особенность изображения Родины в стихотворении?

  7. Подбор к стихотворению созвучной картины русского художника и цитатной подписи к ней.


11. Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях Н. Рубцова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, В. Брюсова и С. Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.

Как вы думаете, почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?


ИТОГ. СЛАЙД 27. В заключение я предлагаю вам послушать песню в исполнении известного актера Александра Михайлова.


Рефлексия. Ребята, закончите предложение «Для меня Родина начинается с…»


Д.З. Наизусть понравившееся стихотворение, можно нарисовать иллюстрацию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя