СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение как лирический жанр. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Стихотворение как лирический жанр. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»

Цель и задачи:

- помочь выявить особенности лирического рода, познакомить учащихся с творчеством поэта;

- подготовить к восприятию лирических произведений, ввести в мир настроений, чувствований, раздумий поэта; познакомить с основными мотивами поэзии А.С.Пушкина;

- развивать навыки выразительного чтения стихотворений, навыки анализа стихотворения (обратить внимание на ритм, рифму, интонацию стихотворения);

- содействовать формированию интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение как лирический жанр. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: Стихотворение как лирический жанр. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»

Цель и задачи:

- помочь выявить особенности лирического рода, познакомить учащихся с творчеством поэта;

- подготовить к восприятию лирических произведений, ввести в мир настроений, чувствований, раздумий поэта; познакомить с основными мотивами поэзии А.С.Пушкина;

- развивать навыки выразительного чтения стихотворений, навыки анализа стихотворения (обратить внимание на ритм, рифму, интонацию стихотворения);

- содействовать формированию интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают свои сочинения «Рассказ о добром человеке»

4. Подготовка к восприятию нового материала

1) Учитель читает отрывок

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет на право - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

2) Беседа

- Кому принадлежат эти строки?

- Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.

- И вы уже догадались, что сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.

5. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

6. Работа по теме урока

1) Вступительная беседа

- С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные стихи, созданные Пушкиным. Назовите, пожалуйста, их? Проведем небольшую викторину: “Знаете ли вы стихи Пушкина”. Откуда эти строки? Вспомним эго стихотворение о зиме;

А) В каком стихотворении описывается приход зимы и как он ее называет? /Вот ветер тучи нагоняя…/;

Б) Вспомним стихотворение, где поэт пишет о первом снеге, о речке, покрывшейся льдом; / Опрятней модного паркета” /

В) Еще какое стихотворение Пушкина мы учили о зимней природе?

2) Знакомство с новым материалом

- А теперь послушайте, пожалуйста, еще одно новое для вас стихотворение великого поэта называется оно “Зимний вечер”.

- Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы:

/ Вопросы под занавесью на доске, открываются /

А) Какое явление зимней природы описывает поэт?

Б) Как вы думаете, к кому он обращается?

В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?

3) Чтение учителем стихотворения.

4) Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.

- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /

- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.

- Чем вызвано это чувство?


5) Слово учителя

Послушайте, пожалуйста, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.

Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.

6) Словарная работа. На доске записаны слова и словосочетания:

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

Буран – снежная буря, буран в степи, метель.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга – снежная буря.

7) Чтение стихотворения учащихся.

Задание: на сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /

- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/

- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.

- Какая была погода в тот зимний вечер?

- Как описывает поэт бурю? / Как живое чувство /

- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /

- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/

8) Работа над логическими ударениями:

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /

- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.

9) Прочитайте тихо стихи, представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.

- А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.

10) Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.

А) Выразительное чтение двух учеников;

Б) Хоровое чтение. Описание бури;

В) Хоровое чтение. Обращение к няне;

Г) Чтение последнего четверостишия.

- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.

11) Работа над синонимами:

- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.

- В чем грамматическое различие? / Разные корни в словах /

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения, понаблюдать за красками зимы, нарядом любимого дерева, поведением животных, послушать звуки в зимнем лесу, вспомнить литературные произведения на эту тему.

9. Комментированное выставление оценок

10. Рефлексия







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!