План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: Стихотворение как лирический жанр. А.С.Пушкин. «Зимний вечер»
Цель и задачи:
- помочь выявить особенности лирического рода, познакомить учащихся с творчеством поэта;
- подготовить к восприятию лирических произведений, ввести в мир настроений, чувствований, раздумий поэта; познакомить с основными мотивами поэзии А.С.Пушкина;
- развивать навыки выразительного чтения стихотворений, навыки анализа стихотворения (обратить внимание на ритм, рифму, интонацию стихотворения);
- содействовать формированию интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Проверка домашнего задания
Учащиеся зачитывают свои сочинения «Рассказ о добром человеке»
4. Подготовка к восприятию нового материала
1) Учитель читает отрывок
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2) Беседа
- Кому принадлежат эти строки?
- Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.
- И вы уже догадались, что сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.
5. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
6. Работа по теме урока
1) Вступительная беседа
- С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные стихи, созданные Пушкиным. Назовите, пожалуйста, их? Проведем небольшую викторину: “Знаете ли вы стихи Пушкина”. Откуда эти строки? Вспомним эго стихотворение о зиме;
А) В каком стихотворении описывается приход зимы и как он ее называет? /Вот ветер тучи нагоняя…/;
Б) Вспомним стихотворение, где поэт пишет о первом снеге, о речке, покрывшейся льдом; / Опрятней модного паркета” /
В) Еще какое стихотворение Пушкина мы учили о зимней природе?
2) Знакомство с новым материалом
- А теперь послушайте, пожалуйста, еще одно новое для вас стихотворение великого поэта называется оно “Зимний вечер”.
- Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы:
/ Вопросы под занавесью на доске, открываются /
А) Какое явление зимней природы описывает поэт?
Б) Как вы думаете, к кому он обращается?
В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?
3) Чтение учителем стихотворения.
4) Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.
- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /
- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.
- Чем вызвано это чувство?
5) Слово учителя
Послушайте, пожалуйста, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.
Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.
6) Словарная работа. На доске записаны слова и словосочетания:
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
Буран – снежная буря, буран в степи, метель.
Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
Вьюга – снежная буря.
7) Чтение стихотворения учащихся.
Задание: на сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /
- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/
- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.
- Какая была погода в тот зимний вечер?
- Как описывает поэт бурю? / Как живое чувство /
- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /
- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/
8) Работа над логическими ударениями:
- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /
- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.
9) Прочитайте тихо стихи, представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.
- А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.
10) Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.
А) Выразительное чтение двух учеников;
Б) Хоровое чтение. Описание бури;
В) Хоровое чтение. Обращение к няне;
Г) Чтение последнего четверостишия.
- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.
11) Работа над синонимами:
- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.
- В чем грамматическое различие? / Разные корни в словах /
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения, понаблюдать за красками зимы, нарядом любимого дерева, поведением животных, послушать звуки в зимнем лесу, вспомнить литературные произведения на эту тему.
9. Комментированное выставление оценок
10. Рефлексия