-Здравствуйте ,ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Садитесь. Начнём урок литературного чтения. Внимательно слушайте, и вы, я надеюсь, сегодня узнаете много интересного. - Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их. Работа по карточкам в парах. С книгой жить – Хорошая книга – Кто много читает, | лучший друг. тот много знает. век не тужить. | -Проверим по эталону, какие пословицу должны у вас получиться. -Подумайте, о чем говорится в этих пословицах. -Как вы понимаете данные пословицы? -Как они относятся к нашему уроку? | Приветствуют. Соединяют начало и окончание пословиц. Сверяют с эталоном. -В этих пословицах говорится о книге. -«С книгой жить – век не тужить» эту пословицу я понимаю так, с книгой всегда мне хочется мечтать и сразу забываются все проблемы. -«Хорошая книга – лучший друг» эту пословицу я понимаю так, в книге мы можем найти своего книжного друга, и когда мне будет грустно я всегда смогу прочитать книгу и мое настроение тут же измениться. -«Кто много читает, тот много знает» эту пословицу я понимаю так: человек, который много читает, всегда может поделиться своими знаниями, добытыми в книге, с окружающими его людьми. -У нас урок литературного чтения и нам важно знать о книгах, о их роли в жизни человека. |
Знакомство со стихотворением "Утёс" - Откройте учебник с.146, как называется это стихотворение? -Послушайте это стихотворение - О чем рассказывает нам автор? - Каким настроением наполнено стихотворение? -Сколько строф в этом стихотворении? Объяснение значения слов «лазурь». Лазурь- это светло- синий цвет, синева. -Прочитайте первую строфу. -Сравните оттенки слов «туча» и «тучка». -Какое слово и почему выбирает автор? -Почему тучка золотая? -Какие средства выразительности использует поэт, чтобы обогатить текст красками? -Зачем? -Какое слово выбирает поэт для характеристики утёса в первой строфе? -Какие ассоциации вызывает это слово? -Ребята, а что такое олицетворение ? Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. -Встретили ли вы в первой строфе олицетворения? Назовите их. -Зачем их использует Лермонтов? -Прочитайте первую строфу друг другу. -Прочитайте вторую строфу. -Какие слова характеризуют утёс в этой строфе? -Каким он был вначале и каким стал теперь? -После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс? - С какой интонацией прочитаем первую строфу ? - Вторую строфу? -Прочитайте выразительно вполголоса друг другу, дайте советы друг другу по прочтению. Ученик выразительно читает у доски -Чье чтении было особенно удачным? ФИЗМИНУТКА Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. «Прогулка в лесу». Мы отправились гулять. Шагают на месте Грибы - ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, смотрят вверх Вот грибок растет на пне, смотрят вниз Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз Слева ель растет - старушка, смотрят вправо Справа сосенки - подружки. смотрят влево Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз. -Следующее стихотворение, с которым мы познакомимся, называется «Осень». Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. В стихотворении есть слова ,значение которых вы можете не знать. Бор - хвойный лес. Поникши – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным. Пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву . Поневоле – вопреки желанию, не зависимо от него. Тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный, блестящий, яркий. -Какие из перечисленных слов не подходят? -Подберите к слову "Тусклый" антоним. Чтение стихотворения учителем. - Каким настроением наполнено стихотворение? - Какие цвета использует поэт? - О чём говорят краски? - Какие картины возникают в вашем воображении? - Почему пахарь не любит отдыхать в поле? - Что происходит в жизни животных? -Какие эпитеты присутствуют в стихотворении? -Есть ли в стихотворении олицетворения? - Назовите, какие строки стихотворения читаем с восхищением, а какие с грустью? Работа в группах . -Ребята , сейчас вы покажете ,какие вы дружные. Ваша задача послушать чтение каждого человека из группы и выбрать одного, который мог бы поступить в театральное училище , а значит и прочитать для нас это стихотворение выразительно. | -Стихотворение называется "Утёс". Слушают аудиозапись стихотворения. -Автор рассказывает о тучке и устесе- великане. -Стихотворение наполнено грустным настроением . -В стихотворении 2 строфы. Читают первую строфу. -Туча- огромнаяя, черная. Тучка- маленькая, серая. -Тучка.Она маленькая, юная, нежная, стремительная. -Залита солнечными лучами. -Эпитет «золотая» - представление о прекрасном, нежном, игривом, весёлом. -Великан. -Могучий, сильный, неподвижный, угрюмый. -Да. Тучка ночевала и умчалась. -Чтобы оживить картину , передать чувства созвучные человеческим. Работа в парах, читают друг другу Читают вторую строфу . -Был великан, стал старик. - Ему стало хуже. Тоска от одиночества усилилась. - Темп быстрый ,весёлый. - Медленно, с грустью из-за одиночества утёса. -Слова блестящий, яркий не подходят. -Тусклый -яркий. -В стихотворении присутствует настроение восхищение, грусти. - Желтый, зелёный. -Мир яркий и полный движений. -Листопад сопоставляется с зеленью елей. -У пахаря много работы -уборка урожая. -Животные ищут место ,где можно укрыться. - Эпитеты: зелень мрачная, зверь отважный, полуденные труды. - Олицетворение: зелень хранят, месяц серебрит, листья летят. - Первые четыре строки с восхищением- листопад. Следующие - спокойно пахарю тяжело , нет времени на отдых. Следующие строки- с грустью. Выразительное чтение стихотворения. |