ТЕМА: Стихотворения-портреты Э. Мошковская «Обида», В.Берестов «Обида»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с биографиями Э. Мошковской, В.Берестова и их стихотворениями «Обида»
ЗАДАЧИ: 1)Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
2)Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
3)Воспитывать коммуникативные навыки, прививать любовь к языку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, портреты писателей.
План-конспект
Организационный момент
-Здравствуйте, присаживайтесь.
2) Проверка домашнего задания
Чтение стихотворений «Мечтатель», «Если б я был агроном» (Контрольно-оценочная деятельность)
Литературная разминка
Давайте вспомним:
-Кто написал стихотворение Мечтатель? (Сергей Михалков)
-Почему стихотворение называется «Мечтатель»? (Мальчик мечтает)
-О чем мечтает мальчик? (Стать астронавтом)
-Что можно сказать о герое этого произведения?
-От чьего имени рассказано стихотворение: автора или героя?
-Кто написал стихотворение «Если б я был агроном» (Виктор Лясковский)
-Понравился ли вам герой произведения? Чем?
-Какие мечты у героя стихотворения?
-Как вы думаете, осуществятся ли мечты героя?
-Что бы произошло, если мечты героя исполнились?
-Какие рисунки можно нарисовать к стихотворению?
-Найдите в стихотворении, в конце строк созвучные слова (рифмы)
3) Речевая разминка
Ты нас, мама, не ищи-
Щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Работа над пословицей
Дружбу помни, а зло забывай.
а) составить из разбросанных слов
б) прочитать что получилось
г) как вы понимаете эту пословицу?
4) Изучение нового материала
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством двух знаменитых поэтов, а кто это мы сможем узнать, ПРОЧИТАВ ТОЛЬКО РУССКИЕ БУКВЫ
МFGОJJШКYLRОВQWСWSКWАSЯ
МОШКОВСКАЯ
БИОГРАФИЯ
Эмма Эфраимовна Мошковская (15.04.1926 - 1981) родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище по классу вокала. В качестве певицы Мошковская работала в Архангельской филармонии, затем в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 году опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер» и «Вожатый». Ее произведениям дали высокую оценку Чуковский и Маршак. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: «Эмма Мошковская – один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 году Мошковская выпустила свой первый поэтический сборник. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки. Открыв любую из её книг, мы с первого взгляда узнаем настоящего поэта, который отлично понимает, как живёт и чувствует маленький человек.
Кроссворд
Прочитайте ключевое слово, которое у нас получилось.(Обида)
- Ребята, как вы думаете, что такое обида?
- Подберите синонимы к слову обида. (досада)
- А как по вашему, какое отношение это слово имеет к нашему уроку? (предположения)
-А вот какое отношение это слово имеет к нашему сегодняшнему, вы узнаете открыв учебники на стр. 75
-Откройте учебники на стр.75 и прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.
-Назовите автора
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении? (Предположения)
-Как вы думаете, каким будет стихотворение грустным или веселым?
-Почему вы так считаете?
6) Первичное целостное восприятие произведения (чтение учителем)
-Что вы прослушали? (Стихотворение)
-А что такое стихотворение?
-Почему это стихотворение относится к стихотворению-портрету?
-Как вы думаете, эта история вымышленная или она могла произойти?
-Ребята, а подтвердились ли ваши предположения?
-Понравилось вам стихотворение?
-Грустное или весёлое это стихотворение ?
-Кто герой стихотворения?
- Тема или основная мысль отражена в первой строке стихотворения?
–Какая мысль заключена в стихотворении?
Чтение стихотворения в пол голоса
Чтение стихотворения отдельными учащимися, хором, медленно-быстро, девочки-мальчики
- Какое чувство испытывает герой этого стихотворения?
- Как вы думаете, на кого и за что обиделся он?
- Бывает ли такое с вами?
- На кого и почему вы чаще всего обижаетесь?
- Как мальчик решил свою проблему? Почему он перестал обижаться?
- А что делаете вы, если вас обидели?
Физкультминутка
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик. Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков.» Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет, аспирантуру и много работал в археологических раскопках. Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность». В 1957 году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. Берестов изучал творчество других поэтов, в частности А. С. Пушкина. Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов. В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. В 90-е годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами. Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
У В.Берестова много других произведений для детей и о детях. Книги с другими его произведениями вы можете взять в библиотеке
Давайте прочитаем стихотворение Валентина Берестова «Обида» (Чтение учителем)
Анализ стихотворения:
-Кто автор этого стихотворения?
-Понравилось вам стихотворение? Что понравилось?
-Как вы думаете, что значит «Глядеть с высоты на обиду»? (Быть выше обиды)
-А как вы понимаете фразу «Терять обиду из виду» (Не замечать, не принимать во внимание?
-Грустное или весёлое это стихотворение ?
-Какая основная мысль отражена в стихотворении? (Быстро отпускать обиду, долго не обижаться)
Чтение стихотворения «Обида» В. Берестова несколькими учащимися
5) Подведение итогов урока
-С каким разделом мы продолжили работу?
-С какими произведениями вы сегодня познакомились?
-Кто авторы?
-Что хотели нам сказать писатели?
-У кого после сегодняшнего урока возникло желание прочитать другие произведения В.Берестова и Э.Мошковской?
6)Рефлексия
На уроке я работал (активно/пассивно)
Своей работой на уроке я (доволен/недоволен)
Материал урока для меня был (понятен/непонятен)
7)Домашнее задание с. 75-76 выр.чит., вопросы