Урок литературного чтения. 3 класс
Тема. Стихотворения-описания. А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Цель:
1. знать содержание стихотворения особенности стихотворений-описаний, учиться определять настроение в поэтических картинах, уметь выделять в стихотворении образные выражения. Задачи: 1. формировать литературные представления об особенностях стихотворений-описаний, 2. обогащать устную речь учащихся образными словами и выражениями поэтических выражений, 3. прививать любовь к поэтическим произведениям, интерес к ним Оборудование: маршрутный лист, памятки, карточки, толковый словарь русского языка, тренажёр для развития навыка быстрого чтения.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Рада возможности вместе с вами прожить ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся.
II. Проверка домашнего задания. Работа в группах.
Соотнесите пору года, автора стихотворения и строки из стихотворений с помощью стрелок.
Осень | Николай Некрасов | Разнаряжены леса В шапки золотые. |
Зима | Михаил Геллер | Листья поблёкнуть ещё не успели, желты и свежи лежат, как ковёр. |
Весна | Александр Пушкин | Кругом с тоскою глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. |
Лето | Сергей Есенин | Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. |
| Владимир Татаринов | Розовый, берёзовый В роще стал рассвет. |
.
III. Формулировка темы и постановка цели и задач урока. 1) Речевая разминка. Тренинг для развития навыка быстрого чтения. Чтение текста-вертушки «Весна» (с интерактивной доски). 2) Показ репродукции картины И.Левитана «Март».
Учащиеся рассматривают репродукцию картины И.Левитана «Март».
3) Определение целей деятельности на уроке.
- Когда то я была такой же, как вы. И все мои детские воспоминания связаны с маленькой деревенькой. До сих пор в моей памяти остались стихи, которые слились с тем, чем я любовалась и восхищалась на своей малой родине (в этот момент на слайде появляется репродукция картины И.Левитана «Март») (на интерактивной доске).
- Вы уже догадались, о каком времени года будем читать?
- Весна – удивительное время года. Весенняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить.
- Вспомним, кто может изобразить весну? (Художники)
4) Выполнение задания 1 по маршрутному листу для группы. (Приложение 1)
Задание 1.
Композитор или художник больше поможет нам почувствовать весну?
А) Композитор, потому что…
Б) Художник, потому что…
- Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов. Используя разнообразные художественные приёмы.
5) Знакомство с автором стихотворения.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта…
- Вам нужно разгадать это… (Записано на доске)
АВЛВЕВКВСВЕВЙВТВОВЛВСВТВОВЙ
(Алексей Толстой)
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- О чём писал Алексей Толстой? (О природе)
- Алексей Толстой очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир весенней природы.
Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 века А. К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…».
6) Определение задач урока.
- Чем может быть полезен сегодняшний урок литературного чтения?
На доске учитель схематично обозначает задачи урока со слов детей и располагает в порядке их достижения:
- прочитать;
- нарисовать картины;
- поработать со словами;
- прочитать выразительно.
(П→К→СЛ→В)
IV. Работа по теме урока.
Первичное восприятие стихотворения. Проверка первичного восприятия.
1) Просмотр видеоролика.
2) Чтение стихотворения учителем.
- Послушайте стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» и ответьте на вопрос:
- Каким настроением оно проникнуто?
Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, восторг, веселье, легкость).
3) Выполнение задания 2 по маршрутному листу (приложение 1) и словарю настроений.
- Используя маршрутный лист и словарь настроений, определите настроение стихотворения.
Задание 2.
- Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Радость.
Б) Грусть.
В) Восторг.
4) Самостоятельное чтение стихотворения.
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение,
рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали.
Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются.
- Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
5) Выполнение коллажа: соотнесение картинок (опорных конструкций) (приложение 2) и предложений. Работа в группах.
Задание для группы.
- Ребята «нарисовали» картины. Какие они получились?
Соотнесение картинок (опорных конструкций) и предложений.
1. Снег тает в поле.
2. Кувшинчик расцветает.
3. Журавли зовут друг друга.
4. Юный лес в зелёном наряде.
5. Всё радуется весне и поёт.
Проверка выполнения выполнения коллажа.
Физкультминутка
6) Актуализация знаний о выразительных средствах языка.
Работа в парах. Восстановление порядка.
- Что помогло увидеть, услышать, почувствовать?
- Какие же выразительные средства использовал автор?
Проверка осуществляется по словарику к уроку, который есть у каждого ученика. (Приложение 2.)
Анализ изобразительных средств. Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли. Организация учебного диалога.
7) Словарная работа.
- Прочитайте первую строчку.
Вот уж снег последний в поле тает.
- Найдите эпитет. (Последний) Эпитет – последний.
Теплый пар восходит от земли.
- Какой эпитет использовал автор во второй строке? (Теплый) Эпитет – тёплый.
- Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)
- Что значит «восходит»? (Поднимается)
- Как поднимается? (Величаво, красиво)
- Какое отношение автора выражено в этих словах?
И кувшинчик синий расцветает.
- О каком кувшинчике говорит поэт? ( Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он уже поднялся сквозь прошлогоднюю листву).
- Почему «кувшинчик», а не «кувшин»? (Маленький, хрупкий)
- Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом).
- Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?
Вывод: слово «кувшинчик» не относится к известным изобразительным средствам (олицетворении, сравнение, эпитет). Учитель знакомит с новым выразительным средством: метафора.
Метафора- кувшинчик.
И зовут друг друга журавли.
- Куда зовут журавли друг друга? (Домой).
- Чем является слово «зовут»? (Олицетворение). Олицетворение – зовут.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
- Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками).
- Кто может быть молодым?
- Какое это выразительное средство?
«В зеленый дым» - что имеет ввиду автор?
- Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет). Эпитет – тёплый.
- Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза).
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
- Что слышите?
- Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)
- Найдите олицетворения. Олицетворения – дыханием согрето,любит, поёт.
Гимнастика для глаз.
V. Закрепление полученных знаний
1) Исследовательская работа.
Выполнение задания 3 по маршрутному листу (приложение 1).
Работа в группах.
- Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:
Задание для 1 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный).
Задание для 2 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт).
Задание для 3 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).
- Много ли в стихотворении красок?
- Да.
- Почему же мы почувствовали весну? Чего же в стихотворениях Толстого больше? (Звуков).
2) Анализ изобразительных средств (продолжение).
Работа с литературными загадками.
Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают.
- Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.
Загадка первая.
- О каком месяце весны говорит автор? Почему?
(Конец апреля - начало мая – время появления подснежников).
Загадка вторая.
- Какое время суток показал А. Толстой? Почему? (Утро – восходит пар.)
Загадка третья.
- Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим?
- Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет о весне.)
- Почему? (Мы ждем журчанья ручейков, плеска воды, птичьего перезвона, мечтаем о том, чтобы вдохнуть глоток свежего, чистого воздуха.)
3) Выполнение задания 4 по маршрутному листу (приложение 1).
- Найдите в маршрутном листе задание 4.
Прочитайте его.
Учащиеся читают задания на маршрутных листах.
Мы определили в тексте стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает..» средства художественной выразительности, которые передают звуки весны.
После чтения этого стихотворения можно ли определить:
А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)
Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)
В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
4) Выразительное чтение стихотворения.
Учащиеся отмечают:
прочитано стихотворение,
нарисованы картины,
найдены выразительные средства.
Все это поможет прочитать стихотворение выразительно.
- Загадки разгаданы. Что еще нами сделано?
- Чему это поможет?
- Что можете выполнить самостоятельно?
- Приготовьте выразительное чтение самостоятельно.
- Кто готов подарить свое чтение всем?
- Что помогло прочитать выразительно?
Читают 2-3 учащихся.
После чтения заслушиваются оценки учащихся (по желанию).
Так легко ли быть поэтом?
VI. Подведение итогов урока.
- Заканчивается урок. Он был сегодня полезным для вас?
- Чему научились?
Заслушивается несколько учащихся.
Самооценка и содержательная рефлексия.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание. Домашнее задание (с комментарием учителя).
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
Домашнее задание на выбор:
- стихотворение или рассказ о весне;
- выполнить рисунок к стихотворению;
- выучить стихотворение наизусть.
VIII. Эмоциональная рефлексия.
-Музыка, живопись и художественное слово открывают нам красоту мира и помогают:
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Прекрасен и хрупок этот мир. (Слайд 5)
Он ждет от каждого из нас любви и заботы.
- Возьмите подснежник (Приложение 3.), если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то поместите его в букет на доске. Спасибо за урок!
Приложение 1
Маршрутный лист
Задание 1 для группы.
Композитор или художник больше поможет нам почувствовать весну? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Композитор, потому что…
Б) Художник, потому что…
Задание 2 для группы. Настроение стихотворения.
Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом.
А) Радость.
Б) Грусть.
В) Восторг.
Задание 3 для литературоведов.
Задание для 1 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны. (Синий, зелёный)
Задание для 2 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть признаки весны. (Снег тает, теплый пар восходит от земли, кувшинчик расцветает, журавли зовут друг друга, лес зелёный, тёплые грозы, согрето дыханием, всё поёт) Задание для 3 группы.
Подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет весны (одной линией), а слова, которые помогают услышать звуки весны (двумя линиями).
Задание 4 для группы. Отношение автора к весне.
После чтения этого стихотворения можно ли определить:
А) Алексей Толстой любит весну. (Почему?)
Б) Алексей Толстой не любит весну. (Почему?)
В) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
Приложение 2
1. Снег тает в поле.
2. Кувшинчик расцветает.
3. Журавли зовут друг друга.
4. Юный лес в зелёном наряде.
5. Всё радуется весне и поёт.
Приложение 3
12