СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стиль ампир у костюме 19 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье исследуется стиль ампир в костюме 19 века и его особенности в России. 

Просмотр содержимого документа
«Стиль ампир у костюме 19 века.»

А.ПИЧУГИНА ОТОБРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НЕОКЛАССИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ И В КОСТЮМЕ СТИЛЯ АМПИР

Исследование стиля ампир в Европе, позволяет мне с большим интересом взглянуть на развитие русского стиля ампир в России, что наиболее интересно мне, т.к. данный стиль возвращает сегодня свое былое «господство» как в моде, так и в искусстве. Хочется разобраться, почему происходит смена политических систем, стилей и моды? Стиль ампир нашел свое самое совершенное воплощение, как ни парадоксально, в стране, которая стала главной причиной гибели наполеоновской армии, в России, превратившейся к тому времени в могущественную империю. Великая радость победы окрасила русский ампир в ликующие и праздничные тона с некоторым романтическим оттенком. Русский ампир явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре и в декоративно – прикладном искусстве в России. Ампир в начале XIX века был востребован в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую Французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу. В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.

Сущность этого стиля выражена уже в самом его названии. Слово ампир в переводе с французского языка –«empire»– власть, империя. Накануне суровых и грозных событий Великой Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Именно в период бурных политических изменений возможно проследить эволюция художественных стилей в искусстве Франции от стиля рококо, через неоклассицизм, к ампиру. Этот стиль возник на основе стремления Бонапарта создать в своей новой империи и новый парадный стиль.

Новые требования жизни вызвали необходимость появления нового искусства, нового языка, необходимость новых выразительных средств. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиям искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания.

Вновь в искусстве выдвигается роль разума, как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается, прежде всего, воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой, наслаждением, удовольствием.

В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем прекрасного, Наполеон ставит искусство в зависимость от нового порядка, и использует его как средство прославления своих военных успехов. "

Примечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Жаку-Луи Давиду, который разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде.

Увлечение античностью в эпоху абсолютизма отразилось не только в архитектуре, искусстве, но и в женской моде. С провозглашением Франции империей, в соответствии с величием монархии, нарочитая простота и скромность одежд,сменились демонстрацией блестящих и дорогих нарядов. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны, точно повторяя пропорции и силуэтные формы греческих колонн античных храмов. Жозефина, возлюбленная Наполеона Бонапарта, законодательница нового прогрессивного стиля в одежде и в моде, была большой поклонницей нового стилевого направления, отображавшего эпоху великих политических перемен Франции. Именно под ее началом портной Леруа одел в античные туники - платья весь императорский двор.

К таким нарядам дамы делали довольно простые прически: прямой пробор, косы, локоны, заколки-обручи, пышные повязки со страусовыми перьями, бархатные и шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки.

Начало эпохи ампира знаменуется так называемой «нагой модой». Были необычайно популярны в подражание античности стремление к естественности, гармонии с окружающим миром, демонстрация здоровья и красоты. В моду вошли наряды, с максимальной откровенностью подчеркивающие женские формы. Характерное для ампира сочетание римских орнаментов и мотивов можно видеть не только в произведениях придворного ювелира Томира ,который изготавливал бронзовые детали мебели, светильники, канделябры, треножники, вазы украшения и корпуса часов , лично для Наполеона , но и в помпезной архитектуре , в деталях интерьера и , конечно, в костюме. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда, полотна ткани для костюма и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы предметов. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Основными категориями формообразования в искусстве стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, в поздних формах - открытый эклектизм. В краткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца XVIII века на образцы и формы классического искусства античности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!