СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стиль воспитания и выбор профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связаны ли между собой стиль воспитания в семье и выбор профессии? Оказывается, да...

Просмотр содержимого документа
«Стиль воспитания и выбор профессии»

Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетие вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека. Восточная мудрость
  • Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетие вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека.

Восточная мудрость

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ –  наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия , которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия , которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: Тип темперамента родителей, их совместимость; Традиции, на которых воспитывались сами родители; Научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень; Нравственные устои семьи.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • Тип темперамента родителей, их совместимость;
  • Традиции, на которых воспитывались сами родители;
  • Научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
  • Нравственные устои семьи.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?   А. Преимущественно воспитанием.  Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.  В. Главным образом врожденными задатками.  Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

  • А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?   А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.  Б. Абсолютно с этим согласен.  В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.  Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

  • А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?   А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)  Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)  В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)  Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

  • А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?   А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.  Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.  В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.  Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

  • А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?   А. Если попросит, можно и дать.  Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.  В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.  Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

  • А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?   А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.  Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.  В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.  Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

  • А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?   А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.  Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.  В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.  Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

  • А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?   А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.  Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.  В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.  Г. Не вижу причины запрещать.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

  • А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?   А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.  Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.  В. Расстроюсь  Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

  • А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?   А. Безусловно.  Б. Стараюсь.  В. Надеюсь.  Г. Не знаю.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

  • А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.

Обработка результатов   Стиль поведения Номера вопросов Авторитетный 1 Авторитарный Б 2 В 3 А Либеральный В А Индифферентный 4 В 5 Г Г Г Б В Б 6 Г В Б А Б Г 7 Б А 8 А А 9 Б А Б Г В Г Г А 10 В В А Б Г В А Б В Г

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

Авторитетный

1

Авторитарный

Б

2

В

3

А

Либеральный

В

А

Индифферентный

4

В

5

Г

Г

Г

Б

В

Б

6

Г

В

Б

А

Б

Г

7

Б

А

8

А

А

9

Б

А

Б

Г

В

Г

Г

А

10

В

В

А

Б

Г

В

А

Б

В

Г

Стили родительского поведения: 1. Авторитарный: Высокий уровень контроля; Неукоснительное выполнение родительских требований; Отношения холодные, отстранённые. 3. Либеральный: 2. Авторитетный: Низкий уровень контроля; Отношения тёплые; Открыты для общения. Высокий уровень контроля; Признание и поощрение растущий автономии своих детей; Отношения тёплые. 4. Индифферентный: Низкий уровень контроля; Холодные отношения; Закрыты для общения.

Стили родительского поведения:

1. Авторитарный:

Высокий уровень контроля;

Неукоснительное выполнение

родительских требований;

Отношения холодные,

отстранённые.

3. Либеральный:

2. Авторитетный:

Низкий уровень контроля;

Отношения тёплые;

Открыты для общения.

Высокий уровень контроля;

Признание и поощрение растущий автономии своих детей;

Отношения тёплые.

4. Индифферентный:

Низкий уровень контроля;

Холодные отношения;

Закрыты для общения.

Если Вы

авторитарный родитель:

Если Вы

Если Вы

Вы хорошо представляете, каким

должен вырасти ваш ребёнок,

прилагаете к этому максимум

усилий. В своих требованиях вы,

вероятно, очень категоричны и

неуступчивы. Ребёнку порой очень

неуютно под вашим контролем.

либеральный родитель:

авторитетный родитель:

Если Вы

Делай, как я хочу

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Делай то, что считаешь нужным

Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Я хочу тебе помочь. Я тебя понимаю.

индифферентный родитель:

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Делай, как хочешь

Черты характера ребёнка определяемые стилем  родительского поведения: 1. Авторитарный:  Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие  исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны. 3. Либеральный: 2. Авторитетный:  Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны.  Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль. 4. Индифферентный:  Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению.

Черты характера ребёнка определяемые стилем

родительского поведения:

1. Авторитарный:

Дети замкнуты, боязливы,

угрюмы, непритязательны,

раздражительны, склонны к

конфликтам. Хорошие

исполнители.

Девочки в большинстве своём

пассивны и зависимы.

Мальчики – неуправляемы и агрессивны.

3. Либеральный:

2. Авторитетный:

Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны.

Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль.

4. Индифферентный:

Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению.

Хаотический стиль воспитания Отсутствие единого подхода к воспитанию, нет ясных требований к ребенку или они противоречивы. У ребенка не формируется целостная картина мира, четкие ориентиры оценок и поведения. Провоцируется высокая тревожность, неуверенность, импульсивность и даже агрессивность. Нет достаточного самоконтроля и ответственности.

Хаотический стиль воспитания

  • Отсутствие единого подхода к воспитанию, нет ясных требований к ребенку или они противоречивы. У ребенка не формируется целостная картина мира, четкие ориентиры оценок и поведения. Провоцируется высокая тревожность, неуверенность, импульсивность и даже агрессивность. Нет достаточного самоконтроля и ответственности.

Стиль воспитания и выбор профессии. 1) активно влияющие на выбор, дающие совет – авторитетный стиль 2) пассивно относящиеся к вопросу выбора – индифферентный стиль 3) предоставляющие детям самим сделать выбор – либеральный стиль 4) навязывающие свою волю детям – авторитарный стиль

Стиль воспитания и выбор профессии.

  • 1) активно влияющие на выбор, дающие совет – авторитетный стиль
  • 2) пассивно относящиеся к вопросу выбора – индифферентный стиль
  • 3) предоставляющие детям самим сделать выбор – либеральный стиль
  • 4) навязывающие свою волю детям – авторитарный стиль

авторитетный стиль Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах . Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

авторитетный стиль

  • Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах . Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

Индифферентный и либеральный стиль Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются .

Индифферентный и либеральный стиль

  • Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются .
авторитарный стиль Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос  и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка

авторитарный стиль

  • Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос  и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка

Диагностика профессиональной идентичности (готовности к выбору профессии – результаты теста) 1. сформированная идентичность: готовы сделать выбор или уже сделали его – … человек. 2. неопределенная : не имеют планов и не пытаются их сформировать – … человек. 3. мораторий : кризис выбора, примеряют на себя разные профессии, стараются больше о них узнать – … человек.

Диагностика профессиональной идентичности (готовности к выбору профессии – результаты теста)

  • 1. сформированная идентичность: готовы сделать выбор или уже сделали его – … человек.
  • 2. неопределенная : не имеют планов и не пытаются их сформировать – … человек.
  • 3. мораторий : кризис выбора, примеряют на себя разные профессии, стараются больше о них узнать – … человек.

Топ -10 востребованных профессий в Архангельской области автомеханик Воспитатель Психолог Медсестра/врач/фельдшер дизайнер фармацевт парикмахер логист Повар юрист

Топ -10 востребованных профессий в Архангельской области

  • автомеханик
  • Воспитатель
  • Психолог
  • Медсестра/врач/фельдшер
  • дизайнер
  • фармацевт
  • парикмахер
  • логист
  • Повар
  • юрист


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!